Вопросы изучения детской речи в трудах А. Н. Гвоздев
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Вопросы изучения детской речи в трудах А. Н. Гвоздев»
по дисциплине: «Теория и методика дошкольного образования»
2021
45.00 BYN
Вопросы изучения детской речи в трудах А. Н. Гвоздев
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика дошкольного образования
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста
1.2 Система по развитию речи детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДАХ А.Н. ГВОЗДЕВA
2.1 Лексика ребенка в работах А.Н. Гвоздева
2.2 Методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста в трудах А.Н. Гвоздева
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Значение речи в жизни человека является неоспоримым. Эмоционально окрашенное слово является важным средством общения. Ребенок в период старшего дошкольного возраста готовится к обучению в школе. Одной из детерминант развития речи ребенка является воспитание в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, желания и способности заниматься развитием речи своих детей. В связи с этим организация процесса воспитания в дошкольных образовательных учреждениях призвана помочь семье развить в ребенке качества культуры речи, в том числе последовательность, выразительность, аккуратность и эффективность. Однако в современной методике, посвященной вопросам развития речи, еще до конца не разработана система обучения детей дошкольного возраста разным видам устных высказываний, не решен вопрос о последовательности овладения различными конструктивными элементами устного рассказа; не определены уровни развития связной устной речи детей старшего дошкольного возраста не разработаны детально критерии и оценки устного рассказа для каждого года обучения.
Изучением детской речи занимаются такие зарубежные исследователи, как: К. Бюлер, К. и В. Штерн, Я. Пиаже. Они внесли существенный вклад в изучение детской речи на ее ранних стадиях.
Наряду с этими исследованиями отметим и работы А.Н. Гвоздева. Он внес значительный вклад в изучение модели обучения детей русской фонетике, грамматических структур. Его работы не потеряли своей значимости и актуальности не только для развития практических направлений педагогики, психологии и лингвистики, но выступают в качестве основы для создания новых теоретических подходов в этих областях.
Особо следует отметить базовое исследование А.Н. Гвоздева «От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений», в котором изложен онтогенез речи исключительно точно, объективно и полно. Ценность этой монографии заключается в том, что она отражает структурно-уровневый подход к анализу усвоения детьми системы родного языка: фонологии, грамматики, лексики.
Дневник А.Н. Гвоздева был и остается основой для развития теоретической позиции Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, С.Н. Цейтлин, и др.
Логично, что А.Н. Гвоздев рассматривает овладение детским языком как процесс развития последнего, так как А.Н. Гвоздев считает, что детская речь осознает «постоянно меняющийся и растущий язык, управляемый влиянием речи окружающей среды». Такой подход, безусловно, актуален для современной психолингвистики и методики развития речи у детей. Поэтому анализ работ А.Н. Гвоздева в области развития речи дошкольников поможет решить проблемы современной науки относительно ее практико-ориентированности. Это определяет актуальность настоящего исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста
Язык – это естественная система знаков, которая служит целям общения и является средством мышления человека. Это социальный элемент речевой деятельности, внешний по отношению к человеку. Улучшение речевой деятельности в онтогенезе в отечественной психолингвистике следует понимать, как формирование языковых способностей. В настоящее время овладение речью является важной проблемой психологии и педагогики. Речь относится к определенным высказываниям в звуковой (включая внутреннее произнесение) или письменной форме. Речь относится как к самому процессу говорения, так и к результату (речевые произведения, зафиксированные в памяти или в письменной форме) [17, с. 131].
«Речь и язык (код) представляют собой общее явление для каждого конкретного языка, приобретенного в определенном состоянии. Речь – это воплощение, реализация языка (кода), который находит себя в речи и достигает своего коммуникативного предназначения исключительно через речь. Речь вводит язык в контекст использования» [4, с. 15]. В позиции психолингвистического направления языковая способность изучается как один из элементов языковой модели наряду с речевой деятельностью и языковой системой. А.А. Леонтьев характеризует его как сложную психолого-физиологическую среду, определяющую понимание, развитие и адекватное восприятие языковых символов участниками языковой группы [32, с. 441].
Развитие языковых навыков взаимодействует с развитием правильной речи и когнитивных способностей. Со временем у ребенка проявляется способность идентифицировать высказывания (правильные или неправильные), соотносить суть высказываний, осознавать неясности, различать рифмы или глупости и тому подобное. Это демонстрирует, что формирование языковых способностей следует не столько за счет физического усиления и расширения, сколько за счет обогащения доступных компонентов. По мнению, О.А. Михайловой языковая способность человека – это специфический объект, который постепенно выстраивается, состоящий из ряда компонентов: фонетического, лексического, морфологического (в том числе словообразования), синтаксического, семантического [38, с. 229].
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДАХ А.Н. ГВОЗДЕВА
2.1 Лексика ребенка в работах А.Н. Гвоздева
В энциклопедическом словаре педагогики Б.М. Бим-Бада Александр Николаевич Гвоздев представлен, как лингвист, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР.
С 1920 года А.Н. Гвоздев занимался научными исследованиями и преподавательской деятельностью в средних и высших учебных заведениях, а с 1944 по 1959 год был профессором Куйбышевского педагогического института.
«Гвоздев Александр Николаевич родился 15 (28) марта 1892 года в селе Сиван Краснополодского уезда Пензенской губернии в сельской многодетной семье священников. Его мать умерла в раннем возрасте, а дети воспитывались под опекой двух тетушек сестры.
После окончания Пензенской семинарии в 1913 году он поступил на славяно-русский факультет историко-философского факультета Варшавского университета, где пробыл два года, до перехода Варшавского университета в Ростов-на-Дону потом перешел в Московский университет на то же отделение, которое и окончил в 1918 г.
Весной 1918 года он сдал экзамены в Государственную экзаменационную комиссию и получил диплом первой степени, но был вынужден покинуть Москву из-за отсутствия денег и не смог подать заявление. Как мы видели, время перевода университета относится к годам Первой мировой войны, а время окончания университета – к первым послереволюционным годам» [21, с. 49].
«После окончания университета в 1918 г. А.Н. Гвоздев проработал в Пензе 20 лет, пройдя здесь все этапы, связанные с преобразованием средних и высших школ. В течение 20 лет в Пензе он работал в общеобразовательной школе, медрабфаке, годичном педагогическом училище, а в 1933-38 годах был консультантом в Куйбышевском педагогическом институте.
Первые годы жизни в Пензе были связаны с семейными событиями: брак с учительницей Верой Николаевной (урожденной Черкасовой) в 1919 году и рождение сына Жени в 1921 году» [7, с. 98].
Материальное положение семьи на тот момент можно увидеть из «ответа на психограмму», хранящегося в архиве о родителях Женя Гвоздева: «Социально-экономическое положение семьи. Его отец был учителем в педагогическом колледже и школе второй ступени. Его мать была учительницей, но ушла из школы в 1922 году. Его доход составлял около 50-60 рублей. В 1920-22 гг. семья жила впроголодь. У меня не было других средств к существованию, кроме дохода. В другом пункте той же анкеты упоминается о плохом состоянии здоровья членов семьи; у Веры Николаевны был тиф незадолго до беременности, а во время беременности и кормления ребенка она была истощена из-за недоедания. Гвоздевы жили в частной квартире в Пензе, сейчас дом № 18 по улице Гоголевской. Квартира находилась в полуподвальном помещении с видом во двор, и одна из трех комнат оставалась незанятой из-за сырости и холода. Кабинет» Александра Николаевича находился в спальне, где было три кровати [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская речь как исследовательский материал уже давно привлекает специалистов из всех областей научного знания – психологов, педагогов, лингвистов, логопедов и дефектологов. у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языка и может быть использован при обучении иностранным языком. Одновременно завершается процесс формирования речи как средство обучения, что подготавливает благоприятную почву для активации воспитания и для развития ребенка как личности. В процессе воспитания, проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форме и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее опознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.
Существуют отдельные методы, которые оптимизируют процесс развития речи ребенка, влияя на развитие инициативы и развитие дискурса. Они позволяют, с одной стороны, ребенку дошкольного возраста следить за выбором предмета и предмета внимания, с другой, приносить с собой семантическое и грамматическое новшество, не выбирая и не изменяя предмет. Эти приемы особенно эффективны для детей с неустойчивым вниманием. Обязательным условием развития речи ребенка дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования является игра с двигательной активностью, общением с взрослыми, хороводом, ролевыми играми, подвижными играми со словами, обучающими игрушками.
Существует шесть закономерностей естественного процесса усвоения родного языка: родной язык усваивается, если усваивается «материя языка» в процессе мускульной речевой деятельности ребенка; родной язык усваивается, если развивается способность понимать языковые значения разной степени обобщенности, если лексические и грамматические навыки приобретаются синхронно; родной язык усваивается, если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности; родной язык усваивается, если развивается чувство языка, т.е. интуитивное (неосознанное) правильное (в соответствии с нормой) владение всеми компонентами языка; письменная речь усваивается, если ее опережает развитие устной речи, если она является как бы «переводом», перекодировкой звуковой речи в графическую; если на предшествующем возрастном этапе развитие речи ребенка было проведено в полную меру его возможностей, то на следующем этапе процесс обогащения речи и усвоения ее ребенком идет быстрее и легче.
1. Белянин, В.П. Введение в психолингвистику / В.П. Белянин. – М. : Изд-во «ЧеРо». – 2001. – 127 с.
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века / Б.М. Бим-Бад. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 116 с.
3. Богатырева, А.А. Понимание слов детьми трех-пяти лет / А.А. Богатырева // Дошкольное воспитание. – 1967. – №9.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., 1974. – 288 с.
5. Винарская, Е.Н. «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка» / Е.Н. Винарская. – М., 2013. – 160 с.
6. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. / Составление К.Ф.Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
7. Выготский, Л. С. «Мышление и речь» / Л.С. Выгосткий. – М., – 2010
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. – 472 с.
9. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А.Н. Гвоздев. – М.: КомКнига, 2005. – 320с.
10. Гвоздев, А.Н. Очерки по стилистике русского языка. Изд. 4-е, стереотипное. М. : КомКнига. – 2005.
11. Елисеева, М.Б. Универсальный справочник по орфографии и пунктуации : со слов. и тестами / М. Б. Елисеева, Е. Г. Ковалевская. - [Изд. 2-е, испр. и доп.]. – СПб. : Паритет, 2006. – 413 с.
12. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин // В защиту живого слова. – М.: Просвещение, 1966.
13. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1990. – 239 с.
14. Зимняя, И.А. Лингво-психология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – Москва-Воронеж. – 2001. – 429 с.
15. Круглякова, Т.А. Конференция «проблемы онтолингвистики – 2018» / Т.А. Круглякова, М.А. Еливанова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2018. – №189
16. Купач, Т.Ю. Идеи художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в русской педагогике середины XIX начала XX вв. Диссертация канд. пед. наук / Т.Ю. Купач. – М., – 1995. – 120 с.
17. Лямина, Г.М. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / Г.М. Лямина. – М., 1982. – 17-35 с.
18. Мосина, Н. М. История исследования детского языка в России и за рубежом / Н.М. Мосина // ИТС. – 2003. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-issledovaniya-detskogo-yazyka-v-rossii-i-za-rubezhom
19. Негневицкая, Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнорович. – Изд-во Наука. – М., 1981. – 109 с.
20. Онищенко, Э.В. Из истории становления и развития дошкольных учреждений в Санкт-Петербурге / Э.В. Онищенко // Дошкольная педагогика. – №1. – 2002. – 61-63 с.
21. Онищенко, Э.В. Развитие метода Е.И. Тихеевой в практике современного детского сада. Дисс…канд. пед.наук / Э.В. Онищенко. – СПб., 1996.
22. Парамонова, Л.Г. «Становление звукопроизношения в онтогенезе: норма и патология». Материалы международной научной конференции «Проблемы онтолингвистики-2013» / Л.Г. Парамонова. – СПб. – 2013. – 528 с.
23. Пиаже, Ж. «Речь и мышление ребенка» / Ж. Пиаже. – М; 2010. – 528 с.
24. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Изд-во Феникс, Ростов – н/Д, 2003. – 446 с.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение 1984.
26. Семантические категории в детской речи / под ред. С.Н. Цейтлин. СПб.: Нестор-История, 2007. – 436 с.
27. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК». – 2012
28. Спецкурс: обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н.В. Дуровой. М. – 1994. – 149 с.
29. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под редакцией М.Н. Кожиной. Члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. – М.: Флинта: Наука, 2003.
30. Творческое наследие А.Н. Гвоздева и актуальные проблемы лингвистики: межвуз. сб. науч. тр. / М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Самар. гос. пед. ун-т, Гл. упр. нар. образования при Администрации Самар. обл.; [редкол.: Е. М. Кубарев (отв. ред.) и др.]. – Самара : СамГПУ, 1997. – 183Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2001. – 240 с.
31. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М., ТЦ «Сфера». – 2013. – 326 с.
32. Чуковский, К. «От двух до пяти» / К. Чуковский [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/ Ot2do5/Posleslovie.
33. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста : С использованием в качестве материала ненапечатанных дневников Клары Штерн / В. Штерн; Пер. М. А. Энгельгарда. – 2-е изд. – Петроград. – 1922. – 280 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты