Налоговое обязательство и его исполнение
Минский инновационный университет
Курсовая работа (проект)
на тему: «Налоговое обязательство и его исполнение»
по дисциплине: «Налоговое право»
2021
45.00 BYN
Налоговое обязательство и его исполнение
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Налоговое право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
1. Правовая характеристика налогового обязательства
2. Добровольное исполнение налогового обязательства
3. Принудительное исполнение налогового обязательства
Заключение
Список использованных источников
Введение
Важным элементом во взаимодействии государства и отдельных лиц является установление налогов со стороны первого, которое служит регулятором деятельности последних и обеспечивает их контроль. Налоговое обязательство как таковое представляет собой набор обязанностей налогоплательщика, основной из которых, конечно же, является прямая уплата налога А в случае неуплаты налога и, следовательно, невыполнения налогового обязательства, налоговые органы имеют право на организацию принудительного взимания налога с лица в виде принудительного исполнения налогового обязательства.
Налоговые органы имеют право изначально просто отправить уведомление о необходимости выполнения соответствующей налоговой пошлины, если оно не дало результата, то налоговый орган вправе обжаловать в суд и взыскать неуплаченный налог в соответствии с Налоговым кодексом.
Таким образом, права государства в этой области определяются, и их нарушение со стороны налогоплательщика, как физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, так и любого другого налогоплательщика, является нарушением законодательства Республики Беларусь.
Следовательно, исполнять налоговое обязательство - обязанность лица, однако стоит сказать о том, что, как уже было оговорено ранее, применение принудительного исполнения обязательства должно быть крайней мерой.
Законодательство Республики Беларусь о налогах и сборах, является достаточно совершенным. Важную роль играет Указ Президента от 09.10.2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» [1], стимулирующий предпринимательскую деятельность, а также существенно увеличивший список видов деятельности, подпадающих под ремесленническую, что позволяет плательщикам сбора теперь не уплачивать налог, тем самым упростив ведение деятельности. Однако актуальность данной темы состоит в том, что есть некоторые проблемные вопросы, касающиеся взыскания дебиторской задолженности в отсутствие согласия дебитора и даже при имеющейся у него собственной задолженности по платежам в бюджет, не урегулирована очередность наложения ареста на имущество, как это имеет место в отношении последовательности взыскания имущества.
Объект работы – общественные отношения, связанные с исполнением налогового обязательства в Республике Беларусь.
Предмет работы – нормы права, а также научная литература и правоприменительная практика в сфере обеспечения исполнения налогового обязательства в Республике Беларусь.
1. Правовая характеристика налогового обязательства
В ходе исследования вопроса о налоговом обязательстве необходимо отметить взаимосвязь налоговое обязательство тождественно налоговой обязанности, что является главной конституционной обязанностью плательщиков.
Налоговые обязательства выступают одной из основополагающих категорий налогообложения и возникают при наличии юридической взаимосвязи между субъектом и объектом налогообложения, по истечении хронологически определенного периода либо в связи с наступлением конкретной даты или события (юридически значимого действия).
Налоговым обязательством согласно ст. 36 НК признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных НК Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) [2].
Для возникновения налоговых обязательств объект налогообложения должен обладать значимыми для налогообложения и определенными нормами налогового законодательства стоимостными, количественными либо физическими характеристиками.
Добровольное исполнение обязанности по уплате налога состоит в действиях, основанных на личном свободном волеизъявлении налогоплательщика. В данные действия включаются:
учет доходов и расходов, а также объектов налогообложения,
исчисление сумм налога, подлежащего уплате,
своевременное представление платежного поручения или внесение наличных средств в учреждение банка или иной уполномоченный орган,
декларирование доходов и объектов налогообложения,
хранение данных своего бухгалтерского и налогового учета [3, с.76].
Налоговое обязательство по общему правилу исполняется в валюте Республики Беларусь. Моментом исполнения налогоплательщиком или налоговым агентом обязанности по уплате налога служит момент предъявления в банк платежного поручения на уплату налога; аналогичное правило используется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами [4, с.111].
Добровольное исполнение налоговой обязанности организаций заключается в следующем:
организация самостоятельно ведет бухгалтерский учет,
организация самостоятельно исчисляет сумму своего налога,
организация заблаговременно представляет платежное поручение в кредитную организацию.
2. Добровольное исполнение налогового обязательства
Согласно ст. 37 НК исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).
Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с НК, таможенным законодательством и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо либо иному лицу предоставляется право уплатить налоги, сборы (пошлины) за плательщика. К иным лицам относятся:
налоговые агенты (п.1, подп.3.1 п.3 ст. 23 НК);
участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения (п. 4 ст. 13 НК);
доверительный управляющий (п.2 ст.39-1 НК);
обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, отвечающие требованиям п.3 ст.13 НК (отдельный баланс, счет и право распоряжаться счетом должностным лицам подразделения);
правопреемник реорганизованного юридического лица (ст. 39 НК);
представитель плательщика (п. 4 ст. 46 НК). Необходимо учитывать, что уплата налога, сбора (пошлины) представителем от имени плательщика производится только за счет средств этого плательщика (п. 4 ст. 46 НК), т.е. в платежном документе на перечисление суммы налога в бюджет должно быть указано, что действие производится от имени представляемого, и из платежных документов должно следовать, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим плательщиком.
НК устанавливает несколько специальных субъектов исполнения налогового обязательства (при ликвидации, реорганизации юридических лиц, смерти, признании физического лица безвестно отсутствующим).
1. Налоговое обязательство ликвидируемой организации (ст.38 НК) исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются ликвидационной комиссией (ликвидатором) этой организации, если иное не предусмотрено законодательством.
По налогам, сборам (пошлинам), взимаемым налоговыми органами, исполнение налогового обязательства ликвидируемой организации и уплата причитающихся к уплате ею пеней производятся не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью первой пункта 2-1 статьи 63 настоящего Кодекса (в течение пяти рабочих. дней с момента заявления о ликвидации), а также в течение пяти рабочих дней со дня представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй пункта 2-1 статьи 63 настоящего Кодекса (появление объекта налогообложения при ликвидации, не позднее, чем за десять рабочих дней до ликвидационного баланса) за счет денежных средств этой организации, в том числе от реализации ее имущества [2].
3. Принудительное исполнение налогового обязательства
Принудительное исполнение налогового обязательства состоит во взыскании налога, сбора (пошлины), пени в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней. При взыскании налога, сбора (пошлины), пени налоговым или таможенным органом могут быть применены способы обеспечения исполнения налогового обязательства:
1) приостановление операций по счетам плательщика (иного обязанного лица), электронным кошелькам в банках и (или)
2) наложение ареста на имущество плательщика.
Взыскание с юридических лиц производится в административном и судебном порядках, с физических лиц – только в судебном порядке [16, с.56].
В административном (бесспорном) порядке на основании решения налогового органа производится взыскание налога, сбора (пошлины), пени в отношении юридических лиц за счет:
1) денежных средств на счетах плательщика, с 2016 г. электронных денег в электронных кошельках плательщика (иного обязанного лица) – организации на основании решения руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа;
при этом взыскание налога, сбора (пошлины), пени не производится за счет денежных средств:
а) на корреспондентских счетах плательщика (иного обязанного лица) организации,
б) благотворительных счетах, открытых для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте,
в) специальных счетах, открытых в соответствии с законодательными актами, едином казначейском счете,
г) на счетах по учету средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов, привлеченных Республикой Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, прочих бюджетных и государственных средств, открытых республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, бюджетным и иным организациям,
д) на счетах, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов за счет средств республиканского и местных бюджетов[17, с.692].
Заключение
На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Налоговым обязательством согласно ст. 36 НК признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных НК Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов).
2. Налоговое обязательство в Республике Беларусь обладает определенными особенностями, отличающими его, в первую очередь, от гражданско-правового обязательства. Различия можно проводить по содержанию, по основаниям возникновения, а также по субъектному составу, что позволяет утверждать, что правовое регулирование, в том числе и принудительное исполнение такого обязательства, имеют существенные особенности. Представители науки гражданского права указывают, что обязательств в публично-правовых отношениях не существует, а механический перенос положений теории гражданско-правовых обязательств на налоговые правоотношения нецелесообразен. Полагаем, что статья 36 НК оперирует термином «обязательство» как общеюридической категорией; в налоговом праве понятие обязательство имеет собственное содержание, отличное от гражданско-правового обязательства.
3. Добровольному исполнению налогового обязательства отводится главная роль. Для физических лиц добровольное исполнение налоговой обязанности состоит не в самостоятельных действиях, а в отказе от действий, которые препятствовали бы уплате налогов или расчету налогов налоговыми органами или налоговыми агентами. Поэтому добровольное исполнение налоговой обязанности предполагает пассивную позицию налогоплательщика – физического лица. Напротив, у организации это активная позиция. Организации-плательщики практически всегда самостоятельно реализуют добровольный порядок исполнения налогового обязательства, функции налоговых агентов сужены.
4. Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с НК, таможенным законодательством и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо либо иному лицу предоставляется право уплатить налоги, сборы (пошлины) за плательщика. НК устанавливает несколько специальных субъектов исполнения налогового обязательства (при ликвидации, реорганизации юридических лиц, смерти, признании физического лица безвестно отсутствующим).
1. Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности: Указ Президента Республики Беларусь, 09.10.2017 г., № 364 // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь 19.12.2002 N 166-З // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Налоговое право / Под ред. Грачевой Е.Ю., Ивлиевой М.Ф., Соколовой Э.Д. М. : ЮРИСТЪ, 2005. – 223с.
4. Бойко, Т.С. Финансовое право: учеб.пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
5. Бойко, Т. С. Налоговые органы Республики Беларусь. Учебно-методический комплекс: учеб.пособие / Т. С. Бойко, С. К. Лещенко. Минск, 2006. – 216 с.
6. Веремейко, Ю. В общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь внесены изменения (комментарий отдельных норм Закона от 30.12.2011 № 330-З)/ Ю. Веремейко // Главный бухгалтер. – 2012. – № 3. – С. 47 – 49.
7. Жуков, В. Изменения в общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь в 2012 году/ В. Жуков // Главный бухгалтер. – 2012. – № 1. – С. 92 – 94.
8. Крохина, Ю.А. Налоговое право : учебник для вузов / Ю. А. Крохина. 5-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : Юрайт, 2011. – 451 с.
9. Винницкий, Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис/Д.В. Винницкий. – М.: Изд-во НОРМА, 2003. – 144 с.
10. Карасева, М. В. Финансовое правоотношение: дис. ...докт. юрид. наук: 12.00.12 / М.В. Карасева. – Воронеж, 1998. – 304 c.
11. Винницкий, Д.В. Российское налоговое право: проблемытеорииипрактики/Д.В. Винницкий. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. – 397 с.
12. Налоговое право России: учебник / Н.С. Бондарь [и др.]; отв. ред. Ю.А. Крохина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 752 с.
13. Налоговое право. Общая часть : курс лекций / автор-составитель Е. А. Данина. Витебск : ВГУ имени П.М.Машерова, 2009. – 162 с.
14. Налоговое право: учебник / С.Г. Пепеляев [и др.]; под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004. – 591 с.
15. Налоговый процесс : учебное пособие для студентов вузов / Н. Д. Эриашвили, О. В. Староверова, И. В. Осокина, М. Е. Косов. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 375 с.
16. Орлова, Е.И. Налоговое право: учебно-методический комплекс / Е. И. Орлова. – Минск: Минский институт управления, 2011. – 192 с.
17. Пилипенко, А.А. Курс финансового права: учеб.пособие / А.А. Пилипенко. –Минск: Книжный Дом, 2010. − 768 с.
18. Березин, М.Ю. Императивные и диспозитивные элементы налога / М.Ю. Березин // Государство и право. – 2006. – № 5. – С. 56–66.
19. Бойко, Т.С. Правовые позиции Конституционного Суда Республики Беларусь в связи с реализацией основных принципов налогообложения / Т.С. Бойко // Вестн. Конституц. СудаРесп. Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 80–86.
20. Пилипенко, А.А. Налоговое право: учеб.пособие / А.А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 448 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты