Особенности организации отбывания наказания в исправительном учреждении в случае введения режима особого положения
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности организации отбывания наказания в исправительном учреждении в случае введения режима особого положения»
по дисциплине: «Уголовно-исполнительное право»
2021
45.00 BYN
Особенности организации отбывания наказания в исправительном учреждении в случае введения режима особого положения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Уголовно-исполнительное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ГЛАВА 2 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ И ОТМЕНЫ РЕЖИМА ОСОБОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ИУ
ГЛАВА 3 ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ВВЕДЕНИИ РЕЖИМА ОСОБОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия в мире наметилась тенденция увеличения количества природных и техногенных катастроф, что во многом обусловлено различными антропогенными факторами. Так, п. 5, 27, 32, 44 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь относят предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций к одному из основных направлений обеспечения национальной безопасности.
Актуальность темы. В рамках рассматриваемой темы целесообразно отметить, что возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера связано с пожарами, авариями, взрывами на различных потенциально опасных объектах, сопровождающихся обычно распространением сильнодействующих ядовитых или химически опасных веществ на прилегающих территориях. При этом возникновение указанных угроз не может не отражаться на функционировании и некоторых специфических объектов, в частности, исправительных учреждений. В этой связи представляется, что для предотвращения в исправительных учреждениях (далее – ИУ) различных негативных реакций осужденных, связанных с указанной категорией чрезвычайных ситуаций, администрации учреждения необходимо первой известить их о произошедшем событии.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией отбывания наказания в исправительном учреждении в случае введения режима особого положения.
Предметом исследования послужили нормы национального и зарубежного законодательства, регламентирующие порядок и организацию отбывания наказания во время особого положения в исправительных учреждениях, а также учебные пособия и научные статьи в периодических изданиях по теме исследования.
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Категория «особые условия» в деятельности ОВД, в том числе уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), несмотря на ее специфичность, отражена в исследованиях многих ученых и работе практиков. В теоретическом аспекте вопросы определения изучаемой категории и ее классификации до сих пор остаются неразрешенными, даже с учетом того, что такие проблемы затрагивали еще в своих работах советские исследователи (В. А. Анисимков, В. А. Ильин, В. В. Сагайдаков, Н. П. Скритиков, А. Н. Сухов [1 – 3] и др.).
Разнообразие мнений и подходов к определению рассматриваемых явлений в последнее время в научной литературе за последние годы никак не повлияло на наметившуюся тенденцию отождествления таких понятий, как «особые условия», «экстраординарная деятельность», «чрезвычайные ситуации», «экстремальные ситуации», «чрезвычайные обстоятельства» и др. [1 – 6]. Однако наиболее предпочтительной представляется точка зрения ученых, осуществляющих градацию указанных категорий и сводящих их в определенные классификации, что необходимо и целесообразно для уяснения сущности и содержания этих явлений.
Одним из первых исследователей особых условий в учреждениях УИС является А. Н. Сухов. Ученый связывает их возникновение с чрезвычайными обстоятельствами, под которыми предлагает понимать «умышленно созданную или возникшую по неосторожности либо вследствие действия природных стихийных сил или стечения обстоятельств ситуацию, которая представляет опасность для режима исполнения и отбывания наказания, производственной деятельности, социалистической собственности, а также для жизни и здоровья сотрудников исправительных учреждений ИУ и осужденных и требует принятия неотложных мер по ее ликвидации» [3, с. 9].
ГЛАВА 2 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ И ОТМЕНЫ РЕЖИМА ОСОБОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ИУ
О значимости рассматриваемого направления свидетельствует принятие ряда нормативных правовых актов: Концепции совершенствования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Совета Министров Республики Беларусь «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и т. д. В соответствии с указанными актами законодательства в Республике Беларусь принята классификация, согласно которой чрезвычайные ситуации подразделяются на две группы: чрезвычайные ситуации природного характера; чрезвычайные ситуации техногенного характера.
В рамках темы необходимо отметить, что на территории Беларуси функционируют более 500 химически опасных объектов с общим запасом сильнодействующих ядовитых веществ более 50 тыс. тонн и другие потенциально опасные объекты [11, с. 16]. К тому же на территории республики находятся 96 могильников радиоактивных материалов и отходов, исходит опасность от Смоленской и Ровенской АЭС, которые к настоящему времени устарели и не в полной мере соответствуют современным так называемым постфукусимским требованиям безопасности. Данные обстоятельства обусловливают существование в стране достаточно высокой вероятности возникновения различного рода чрезвычайных ситуаций техногенного характера, которые формируют серьезные угрозы для нормальной жизнедеятельности населения Республики Беларусь [12, с. 34].
В национальном законодательстве режим особого положения в исправительных учреждениях (далее – РОП) закреплен в качестве одного из средств обеспечения режима в исправительных учреждениях, которые перечисляются в главе 11 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь. При этом, кроме РОП, к таким средствам относятся: технические средства надзора и контроля, оперативно-розыскная деятельность, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
ГЛАВА 3 ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ВВЕДЕНИИ РЕЖИМА ОСОБОГО ПОЛОЖЕНИЯ
В случае наступления чрезвычайной ситуации то, для предотвращения в ИУ различных негативных реакций осужденных, администрации учреждения необходимо первой известить их о произошедшем событии. В противном случае при получении таковой информации от третьей стороны (родственники, средства массовой информации и др.) действия администрации могут быть крайне отрицательно расценены осужденными, что потенциально негативно отразится на соблюдении требований режима в ИУ и выполнении законных требований сотрудников учреждения. Также риск получения подобного рода информации из третьих источников здесь существенно возрастает при наличии в ИУ даже незначительного количества запрещенных предметов: мобильных телефонов, планшетов и прочих средств сотовой и иной связи.
Кроме того, несвоевременное проведение сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы необходимых мероприятий, в том числе информационных, может быть интерпретировано осужденными как намеренное сокрытие таковых сведений, безразличное отношение к их судьбам, жизни и здоровью, а также здоровью их родственников, прибывших либо находящихся на свидании в ИУ. В данном случае резкая протестная реакция со стороны осужденных может привести к возникновению или обострению конфликтной ситуации с администрацией учреждения, чем спровоцировать в ИУ групповые неповиновения или массовые беспорядки.
В связи с вышеназванным представляется обоснованным проведение комплекса мероприятий, стабилизирующих обстановку в ИУ и обеспечивающих в нем установленный порядок исполнения и отбывания наказания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, под особыми условиями в ИУ следует понимать различного рода чрезвычайные происшествия, чрезвычайные ситуации и массовые мероприятия. При этом в случае возникновения определенных чрезвычайных происшествий и чрезвычайных ситуаций на территории исправительных учреждений и мест содержания лиц под стражей может вводиться режим особого положения (ст. 76 УИК Республики Беларусь; ст. 39 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей»).
Можно определить основные направления по совершенствованию правового обеспечения и организационной деятельности исправительных учреждений при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера:
- внесение изменения в ст. 76 «Режим особого положения в исправительных учреждениях» УИК, в связи с чем в ч. 1 настоящей статьи словосочетание «В случае стихийных бедствий» заменить словами «В случае чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера». Данная корректировка направлена на повышение эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы, предупреждение и пресечение правонарушений при возникновении рассматриваемых условий;
- при проведении профилактических мероприятий в период чрезвычайной ситуации техногенного характера целесообразно осуществление информационного взаимодействия с осужденными и их родственниками, в процессе которого освещаются вопросы состояния оперативной обстановки в ИУ и возможные прогнозы ее развития, с целью предотвращения распространения негативных слухов, предупреждения групповых неповиновений и иных серьезных правонарушений со стороны осужденных;
- проведение мероприятий по минимизации воздействия на осужденных, сотрудников и иных лиц неблагоприятных факторов, в том числе связанных с предоставлением им средств индивидуальной защиты, изготовлением таких средств из подручных материалов и т. п., а также организация проведения необходимых аварийно-спасательных работ, оказание медицинской помощи.
1. Анисимков, В. М. Управление органами, исполняющими наказания: актуальные вопросы теории и практики : учеб. пособие / В. М. Анисимков. – М. : Акад. МВД СССР, 1989. – 100 с.
2. Ильин, В. А. Организация работы органов, исполняющих наказания, в условиях чрезвычайных обстоятельств и происшествий : учеб. пособие / В. А. Ильин, Н. П. Скритиков, В.В. Сагайдаков. – М. : Акад. МВД СССР, 1987. – 104 с.
3. Сухов, А. Н. Общение осужденных при чрезвычайных обстоятельствах в исправительно-трудовых учреждениях : учеб. пособие / А. Н. Сухов. – Рязань : Рязан. высш. шк. МВД СССР, 1984. – 60 с.
4. Левин, А. О. Подходы к определению понятий чрезвычайной терминологии: чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайная ситуация, особые условия / А. О. Левин // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2015. – № 1. – С. 136–141.
5. Майдыков, А. Ф. Проблемы совершенствования правового регулирования деятельности органов внутренних дел в особых условиях / А. Ф. Майдыков // Тр. Акад. упр. МВД России. – 2012. – № 1. – С. 34 – 38.
6. Чудаков, В. В. Неотложные меры, принимаемые органом внутренних дел, при возникновении чрезвычайной ситуации / В. В. Чудаков // Современные технологии обеспечения общественной безопасности : Респ. науч.–практ. конф., Минск, 6 марта 2012 г. : тез. докл. / учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь» ; редкол.: В. Б. Шабанов [и др.]. – Минск, 2012. – С. 39 – 41.
7. Организационные и правовые основы обеспечения режима в исправительных учреждениях : учеб. пособие / В. Б. Шабанов [и др.]. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005. – 196 с.
8. Организация и тактика деятельности органов внутренних дел в особых условиях :лекции / В. А. Круглов [и др.] ; под ред. В. А. Круглова. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2001. – 115 с. 151 Криминология, уголовное право, уголовно-исполнительное право.
9. Халиуллина, Л. И. Подходы к определению понятия «особые условия в деятельности полиции» и смежных с ними терминов / Л. И. Халиуллина // Тр. Акад. упр. МВД Респ. Беларусь. – 2013. – № 1. – С. 111–113.
10. Шарков, А. В. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь: Общая часть: Учеб. пособие / В. Б. Шабанов, Н. Ф. Ахраменка. - Минск: Академия МВД Респ. Беларусь, 2001. – 180 с.
11. Сантарович, В. М. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность / В. М. Сантарович, А. В. Долидович, В. В. Захарченко. – Мозырь : Белый ветер, 2005. – 371 с.
12. Громов, М. А. Безопасность персонала уголовно-исполнительной системы: Монография. / М. А. Громов. – Рязань: Акад. Права и упр. Федер. службы исполнения наказаний, 2016. – 96 с.
13. Кадушкин, С. А. Порядок установления и осуществления превентивного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Практическое пособие / В. А. Ковчур, В. Б. Шабанов // Под общ. ред. С. А. Кадушкина. – Минск: Амалфея, 2017. – 64 с.
14. Лузгин, С. А. Социальная работа с осужденными: историческая ретроспектива, современность и будущее: Монография / С. А. Лузгин. – Рязань: Акад. права и упр. федер. службы исполнения наказаний, 2016.
– 134 с.
15. Уголовно-исполнительное право: учеб. – метод. комплекс для студ. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Сост. и общ. ред. И. А. Бочков. – Новополоцк: ПГУ, 2005. – 244 c.
16. Сухов, А. Н. Общение осужденных при чрезвычайных обстоятельствах в исправительно-трудовых учреждениях : учеб. пособие / А. Н. Сухов. – Рязань : Рязан. высш. шк. МВД СССР, 1984. – 60 с.
17. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования = Бяспека ў надзвычайных сітуацыях. Аварыйна-выратавальныя работы пры ліквідацыі наступстваў аварый на хімічна небяспечных аб'ектах. Агульныя патрабаванні : ГОСТ 22.08.05-2002. – Введ. 09.12.03. – Минск : Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2004. – 4 с.
18. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования = Бяспека ў надзвычайных сітуацыях. Ліквідацыя надзвычайных сітуацый. Агульныя патрабаванні : СТБ 1537-2005. – Минск : Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2005. – 7 с.
19. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты от радиоактивных веществ. Общие и технические требования = Бяспека ў надзвычайных сітуацыях. Сродкі індывідуальнай засцярогі ад радыеактыўных рэчываў. Агульныя тэхнічныя патрабаванні : ГОСТ 22.3.06-2002. – Введ. 01.01.05. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации : Госстандарт Респ. Беларусь, 2004. – 6 с.
20. Пуховский, Н. Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций / Н. Н. Пуховский; под ред. В. В. Макарова. – М. : Акад. проект, 2000. – 286 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты