Введение
Эмоциональная жизнь дошкольника с нарушением психического развития связана с преобладанием чувств над всеми сторонами деятельности ребенка. Эмоциональность характеризуется непроизвольностью, непосредственностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво, проявления эмоций очень бурны [47].
В поведении и развитии детей дошкольного возраста с нарушением психического развития часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).
Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
Исследования, посвященные изучению эмоционального развития личности ребенка дошкольного возраста с нарушением в развитии, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.).
Проблемой коррекции негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с нарушением в развитии занимались И.П. Воропаева, А.И. Захаров, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, А. А. Нурахунова, Т.О. Смолева, А.С. Спиваковская, С.Г. Файнберг, М.И. Чистякова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие. По их мнению, наиболее эффективно привлечение таких детей к интересной, увлекательной деятельности; данные исследователи предлагают способы игровой коррекции, психогимнастики, сказкотерапии и другие программы психокоррекции поведения.
Сказка оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние детей. Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка, что является важным в работе с детьми с нарушением психического развития.
Объект исследования – психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста с нарушением психического развития.
Глава 1 Исследование особенностей применения сказкотерапии в коррекции негативных психоэмоциональных состояний детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями психического развития
Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении. Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости.
Однако при клиническом обследовании все чаще у многих из детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательной школы, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости. В 50-60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под руководством М.С.Певзнер, ученицы Л.С.Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. Резкое увеличение неуспеваемости на фоне усложнения программ обучения заставило ее предположить существование каких-то форм психической недостаточности, проявляющихся в условиях повышенных учебных требований. Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников из школ различных регионов страны и анализ огромного массива данных лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР) [15, с. 29].
Так появилась новая категория аномальных детей, не подлежащих направлению во вспомогательную школу и составляющих значительную часть (около 50%) неуспевающих учеников общеобразовательной системы обучения. Работа М.С. Певзнер «Дети с отклонениями в развитии:
Глава 2 Исследование особенностей формирования логико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста с легкими нарушениями в развитии
2.1 Исследование психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития
Исследование проводилось на базе.
В эксперименте принял участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста с нарушением психического развития.
Цель исследования: провести исследование психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития.
Задачи исследования:
1. Составить блок методик для исследования психоэмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития.
2. Провести диагностику психоэмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития.
3. Разработать программу сказкотерапии для коррекции негативных эмоциональных состояний у детей с дошкольного возраста с нарушениями психического развития.
Мониторинг эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением психического развития проводился по следующим параметрам (Грабенко Т.М, Михаленкова И.А., 2008):
Знание основных эмоций – включает в себя осведомленность детей об основных эмоциях (Изард К., 1999), особенностях их проявлений и способность к идентификации и дифференциации как собственных эмоций, так и эмоций других людей.
Уровень способности к вербализации основных эмоций – умение пользоваться грамотной, связной эмоционально окрашенной речью для описания основных эмоций, а так же способность связывать эмоцию и ситуации, ее вызывающие.
Заключение
Коррекция уровня развития ребенка возможно тогда, когда работа строится с учетом его индивидуально-психологических особенностей. Особенностью эмоциональной жизни дошкольника является преобладание чувств над всеми сторонами деятельности ребенка. Эмоциональность дошкольника с нарушением психического развития характеризуется непроизвольностью, непосредственностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво.
К старшему дошкольному возрасту появляются более сложные чувства – чувство прекрасного, чувство красоты, ритма, гармонии, интеллектуальные чувства, которые ребенок пытается выразить словами и объяснить. Формируется внутренний мир, в котором он анализирует возникшие чувства, переживания, отношения, давая им оценку.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают ребенку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса.
Исследование психоэмоционального состояния дошкольника с нарушением психического развития показало: у детей наблюдается недостаточное количество знаний об основных эмоциях, наиболее знакомые для них эмоции – радость, грусть и злость; уровень распознавания и дифференциации эмоций у большинства учащихся является недостаточным;
у многих детей возникают затруднения при установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций и при вербализации эмоций.
Проведение программы коррекции негативных эмоциональных состояний методом сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением психического развития возможно способствует снижению уровня тревожности, оптимизации актуального эмоционального состояния, снижению таких негативных проявлений как страх, вина, злость, и способствует более активному проявлению эмоций радости, удовольствия и интереса.
1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. / Г.С. Абрамова – 2-е изд., стереотип. – М., 2003. – 320 с.
2. Берн, Э. Познай себя. О психиатрии и психоанализе – для всех, кто интересуется. / Э. Берн – СПб.: «Питер», 2000. – 470 с.
3. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. / А. Валлон – СПб., 2001. – 208 с.
4. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А. Власова, М.С. Певзнер – М., 2003. – 157 с.
5. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский – М., 1983. – Т. 5. М., 1993
6. Габдреева, Г.Ш.Основные аспекты тревожности в психологии. // Тонус. – 2000 – №5 – С. 11-16.
7. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой В. И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984. – 90 с.
8. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. / С.Д. Забрамная – М., 1993 – 200 с.
9. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. / А.И. Захаров. – СПб.: Речь, 2007 – 190 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб.: Речь, 2006 – 110 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Развивающая сказкотерпия. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – Спб.: Речь, 2005 – 100 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб.:Речь, 2005 – 90 с.
13. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. / Т.Н. Князева – СПб.: Речь, 2007 – 119 с.
14. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.; 2003. –С. 4-15.
15. Лубовский, В.И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология. – 1971. – №6. – С. 29-32.
16. Никольская, И.М., Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей. / И.М. Никольская, Р.М. Грановская – СПб.: Речь, 2006. – 342 с.
17. Основы специальной психологии // Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2007. – 200 с.
18. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. – М.: Просвещение, 1986. – 210 с.
19. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем. / Р.М. Ткач – СПб.: Речь, 2010 – 118 с.
20. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия. / Под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.: «Речь», 2000. – 254 с.
21. Туник, Е.Е., Опутникова, В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. / Е.Е. Туник, В.П. Опутникова. – СПб.: Речь, 2005. – 104 с.
22. Сухарева, Т.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. / Т.Е. Сухарева – М., 1966. – Т.3. – 243 с.
23. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. / У.В. Ульенкова – М.: Альянс, 2003. – 178 с.
24. Франц Мария-Луиза фон. Психология сказки. – СПб.: «Б. С. К.», 2004. – 360 с.
25. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В. Бурменская. – М., 2006. – 264 с.
26. Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры. / С.А. Черняева – СПб.: «Речь», 2002. – 168 с.
27. Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин – 3-е изд. – М., 2002. – 360 с.
28. Юнг, К.Г. Феноменология духа в сказках. / К.Г. Юнг – Киев: «Знание», 2000. – 420 с.