ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что развитие речи детей младшего школьного возраста – это важная проблема современного образования, так как начальная школа, выступая важным этапом в жизни ребенка, связывается с изменением его деятельности, а также освоением новой социальной роли, с расширением коммуникативных связей. Главное и решающее значение тут приобретает формирование у детей младшего школьного возраста языкового кругозора, а также навыки пользоваться выразительными возможностями языка, с развитием коммуникативной компетентности и творческого потенциала. Направленно на формирование общей культуры и познавательное развитие, начальное образование, которое закладывает основы для самостоятельной реализации возможностей личности с обеспечением социальной успешности человека в условиях информационного развивающегося общества.
Анализ лингвистической литературы свидетельствует о том, что проблема формирования устной речи младших школьников на современном этапе – это чрезвычайно актуальная проблема. Такие авторы, как В.В. Виноградов, Е.А. Быстрова, М.Р. Львов, Н.М. Шанский и другие, разрабатывали пути обновления структуры и содержания системы языкового образования, а также полагали, что работа по развитию устной речи опирается на понятийные знания детей (речеведческие и лингвистические), а также экстралингвистические (условия и цель общения).
Несмотря на то, что отмечается наличие лингвистических, психологических, а также педагогических исследований по проблеме развития устной речи младших школьников, недостаточно изученной, на наш взгляд, остается методика формирования речи младших школьников пересказом.
Пересказ – это вид работы по развитию связной устной речи, основной которого является воспроизведение содержания высказываний, а также создание текстов на основе исходного текста. В методиках преподавания русского языка и литературы, роль пересказа в развитии речи у младших школьников оценивается, как правило, неоднозначно.
У детей младшего школьного возраста с нормальным развитием речи связная речь достигает достаточно высокого уровня, и пересказ легко выполняется. Однако психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время растет число детей с нарушениями слуха. Многие авторы признают важность навыков пересказа с целью речевого развития ребенка, такие как М.Т. Баранова, П.О. Афанасьев, Т.А. Ладыженская, В.П. Шереметьевский, Н.В. Колокольцева и другие. Однако, имеет место быть и иная точка зрения, согласно которой, пересказ – это репродуктивный вид речевой деятельности, который может тормозить развитие творческой самостоятельности школьников, как отмечали Е.П. Суворова, Е.И. Тихеева.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Виды и значение пересказов для развития речи учащихся с нарушением слуха на уроках
Формирование связной речи – это центральная задача речевого воспитания детей младшего школьного возраста. Поэтому проблема формирования связной речи изучалась в разных аспектах: психологическом (С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский), психолингвистическом (А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Т. В. Рябова-Ахутина и др.) и логопедическом (В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьева, Л. В. Мещерякова, С. В. Бойкова и др.) [6; 26].
Формирование правильной устной речи младших школьников выступает программной задачей любого учебно-методического комплекса по русскому языку, используемого в начальной школе. Вместе с тем каждый учебно-методический комплекс по-своему решает данную задачу, своеобразно подходит к организации психолого-педагогических и методических условий, необходимых для формирования правильной устной речи учащихся.
«Речь – это ядро развития личности ребенка, поэтому процессу развития речи уделяется особое внимание в литературе. В младшем школьном возрасте, когда ребенок постепенно теряет непроизвольность, импульсивность, речь его становится не выразительной, так как навык сознательного придания ей эмоциональной окраски развивается постепенно. Непосредственно по данной причине, в психологии акцентировано внимание на тщательной работе по развитию речи детей тогда, когда эмоциональность школьника выражается в соответствии с сознательным намерением. Период обучения в начальной школе наиболее сенситивен для этого» [6, c. 28].
Речь, ее функции, структура, виды, истоки, становясь в ряд актуальных научных проблем требуют систематического научного изучения. Предметом изучения является не только речь, но и ее виды, критерии грамотности, а также формирование коммуникативно-речевых умений. Развитие речи – это важнейшая задача воспитания и образования педагога начальных классов.
Совершенствование речевой деятельности детей требует от педагога опоры на различные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для речевого, умственного, нравственного и эстетического развития личности ребенка.
Еще в дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методические рекомендации по обучению пересказу учащихся с нарушением слуха
Проблема развития монологической речи у детей с нарушениями слуха является одной из самых актуальных в сурдопедагогике, что подтверждается исследованиями Л. М. Быковой, А. Г. Зикеевым, С. А. Зыковым, Т. С. Зыковой, М. И. Никитиной, А. Ф. Понгильской, Е. Г. Речицкой.
Работа над связным высказыванием идет параллельно с осмыслением читаемого, поэтому каждому этапу формирования монологического высказывания соответствует этап работы над текстом.
Выделяют следующие этапы формирования умения у учащихся с нарушениями слуха строить высказывание с элементами рассуждения на уроках чтения на основе прочитанных литературных произведений.
1 этап — подготовительный. «Данный этап соответствует первичному целостному эмоциональному восприятию текста. Основой этого этапа является формирование интереса к читаемому произведению и введение в речь детей с нарушениями слуха связных высказываний репродуктивного характера с целью оформления мыслей, чувств, вызванных чтением художественного текста» [5, c. 42].
Учащиеся с нарушением слуха не владеют речевыми конструкциями для выражения своих мыслей и чувств. «Основными задачами первого этапа обучения являются:
-введение в речь учащихся высказываний репродуктивного характера;
-обучение структуре ответа;
- накопление лексики;
-формирование интереса к тексту произведения;
-актуализация представлений, полученных ранее» [29, c. 72].
На этом этапе обучения необходимо использовать разнообразные методы и приемы работы, направленные на формирование у детей интереса к читаемому произведению:
- экскурсии на природу;
- рассказ о жизни и творчестве писателя;
- рассматривание иллюстративного материала;
- беседу по личным впечатлениям и пр.
«Для того чтобы учащиеся с нарушением слуха имели возможность выразить первичное впечатление от прочитанного, на подготовительном этапе обучения используются следующие виды монологического высказывания:
- повторение образцов ответов;
- развернутые ответы на вопросы;
- высказывания с опорой на данную лексику» [29, c. 74].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пересказ — это последовательное выразительное воспроизведение услышанного произведения художественной литературы. С точки зрения развития речевых способностей детей, связная монологическая речь неразрывно связана с диалогом. Развитие связной речи непосредственно влияет на улучшение умственных способностей и способствует развитию социального взаимодействия. Успешное развитие одной формы речевой коммуникации напрямую влияет на развитие другой. Этот взаимоопределяющий аспект используется в процессе воспитания и обучения ребенка для обеспечения его общего развития. Нормальное (своевременное и правильное) развитие речи ребенка позволяет ему постоянно изучать новые понятия, расширять свои знания и представления об окружающей среде.
Важность обращения к пересказу в начальной школе связывается с тем, что начало работы по развитию речи младших школьников важно начинать с развития устной речи. Пересказы помогают обогатить словарный запас и развить восприятие, память и внимание. При работе с детьми с нарушением слуха большое внимание уделяется подбору пересказа - целесообразно использовать несколько жанров пересказа: рассказы и описания, народные и авторские сказки, но предпочтение отдается текстам с одним сюжетом, повторением сюжета и четкой логической последовательностью событий. Обучение пересказу осуществляется в несколько основных этапов: подготовительный этап (диалог, ориентированный на понимание детьми содержания произведения, персонажей, семантических строк, важных моментов); основной этап - на этом этапе исправление осуществляется в нескольких направлениях: развитие навыков обработки информации из текста, развитие навыков сохранения образов текста в памяти после первого чтения/производства в связной речи; заключительный этап – пересказ, анализ и оценивание.
У слабослышащих детей из-за ограничения слуховой функции и повреждений произносительной стороны речи снижена коммуникативная и регуляторная работа, преступлено формирование абсолютно всех психологических действий. Главной проблемой формирования складной речи в школе для ребенка с патологией слуха считается развитие способностей изложения собственных идей, эмоций и нужд в нескольких предложениях, но кроме того способностей построения развернутого монолога об абсолютно всем, что совершается в его жизни, т.е. научить создавать текст, высказывание. Понимание и учет абсолютно всех основ деятельности с ребятами, обладающим патологиями слуха, могут помочь преподавателям грамотно и наиболее детально создать концепцию деятельности согласно формированию связной речи в условиях образовательной организации.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2012. – 400 с.
2. Бельтюков В. И. Пути исследования механизма речи / В. И. Бельтюков // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 24-30.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич – М., 2001. – 125 с.
4. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова. – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 222 с.
5.Быкова Л. М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов / Л. М. Быкова. – М.: Просвещение, 2009. – 143 с.
6. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. – № 2. – 2004. – С. 56 -73
7. Денисов, Д.Е. Дидактические принципы применения средств обучения / Д.Е. Денисов, В.М. Казанский. – К. : Вища школа, 2012. – 52 с.
8. Домрачева Л. В. Особенности диалогической речи слабослышащих младших школьников / Л. В. Домрачева // Концепт. – 2018. – № 8. – С. 20-25.
9. Катаева, Р.М. Пересказ как средство автоматизации звуков в связной речи детей младшего школьного возраста / Катаева Р.М. – В сборнике: Наука и образование в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО «АР-Консалт». – 2015. – С. 21-23.
10. Коровин К. Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе / К. Г. Коровин // Дефектология. – 2002. – № 3. – С. 21-24.
11. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. – СПб : Каро, 2005. – 288 с.
12. Кривовязова, Н.Д. Обучение русскому языку детей с тяжёлыми нарушениями речи: учеб. пособие для студентов / Н.Д. Кривовязова. – Минск: Зорны Верасок, 2011. – 215 с.
13. Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу / Т.А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6-7 лет. : сб. науч. трудов. – М. : Просвещение, 2009. – 143 с.
14. Ладыженская, Т.А. Связная речь / Т.А. Ладыженская // Методика развития речи на уроках русского языка. – Москва: Просвещение, 1980. – 222 с.
15. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию устной речи / Т.А. Ладыженская. – М. : Педагогика, 2010. – 225 с.
16. Лебедева И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности / И. Н. Лебедева // Специальное образование. – 2011. – № 4. – С. 138-166.
17. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р.Е. Левина // Специальная школа. – 2017. – Вып. 2. – С. 121-130.
18. Леонов, С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: методические приемы творческого изучения литературы / С. А. Леонов. – Москва: Флинта: Наука, 1999. – 224 с.
19. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учебное пособие для студентов педагогических институтов / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1987. – 415 с.
20. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников : пособие для учителя / М.Р. Львов. – Москва: Просвещение, 1985. – 176 с.
21. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития : пособие для учителей / М.Р. Львов. – Москва: СпецЛит, 2002. – 176 с.
22. Мальцева И. А. Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / И.А. Мальцева, И.С. Морозова // Молодой ученый. – 2019. – № 20. – С. 492-493.
23. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / отв. ред. А. М. Шахнарович. – М.: ИНПО, 2013. – 183 с.
24. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И. М. Соловьев. – М.: Просвещение, 2006. – 224 с.
25. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 2006. – 280 с.
26. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А. Ткаченко. – СПб: Детство-Пресс, 2009. – 215 с.
27. Флотская, Н.Ю. Особенности развития навыка пересказа у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня / Н.Ю. Флотская [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://sworld.com.ua/konfer39/322.pdf.
28. Чухачева, Е.В. Обучение рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Е.В. Чухачева, И.Е. Крамарева // В сборнике: Специальное образование. Материалы XI Международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова, Л.М. Кобрина (отв. ред.). Санкт-Петербург, 2015. – С. 297-300.
29. Шлай, Е.В. Наглядный метод как средство обучения пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи / Шлай Е.В., Удальцова Е.А. // Научные труды. – 2015. – № 2 (39). – С. 71-76.