Предупреждение и преодоление дисграфии в билингвальных условиях обучения у учащихся младших классов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Предупреждение и преодоление дисграфии в билингвальных условиях обучения у учащихся младших классов»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Предупреждение и преодоление дисграфии в билингвальных условиях обучения у учащихся младших классов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы предупреждения дисграфии в билингвальных условиях обучения у учащихся младших классов
1.1 Сущность дисграфии и классификация видов
1.2 Влияние билингвального обучения на возникновение дисграфии у учащихся младших классов
1.3 Направления работы по предупреждению возникновения дисграфии у учащихся младших классов в билингвальных условиях обучения
Выводы по первой главе
2. Методические рекомендации по предупреждению дисграфии у учащихся третьих классов в билингвальных условиях обучения
2.1 Обоснование комплекса упражнений, направленного на предупреждение дисграфии у учащихся третьих классов в условиях билингвального обучения
2.2 Комплекс управнений, направленный на предупреждение дисграфии у учащихся третьих классов в условиях билингвального обучения
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Введение
Для современного мира характерными являются такие особенности как стремительное изменение всех организационных систем. Многие отрасли современного знания требуют от человека максимального использования интеллектуальных способностей. Именно на данный момент наиболее важным является вопрос эффективного и качественного обучения подрастающего поколения.
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в современном мире большое внимание уделяется проблеме двуязычия, которая представляет собой социально-лингвистическую и логопедическую проблему современной системы образования. Для современного мира характерным является наличие множества национальностей в рамках одной страны, что определяет сложности в процессе выбора определенного языка обучения.
Наличие билингвального образования в современной школе определяется как важный элемент подготовки ребенка к жизни в современном мультикультурном обществе, что помогает не подавлять особенности родной и культурной среды ребенка, но и обогащение ее за счет другого языка.
Изучением билингвизма в современном процессе обучения занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как А.Е. Бабеву, Л.И. Белякову, С.С. Бакшиханову, О.И. Иншакову, Е.О. Голикову, Н.А. Шовгун и т.д.
Нарушения письменной речи представляют собой одно изи наиболее важных дефектов речевого развития у детей. Данные нарушения оказывают негативное влияние на процесс обучения в школе, на процесс адаптации к школе, формирование личности и психологического развития ребенка.
Исследованиями в рамках дисграфии занимались такие исследователи как Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, И.Н. Садовникова и т.д.
Несмотря на большое количество исследователей, которые посвящают свою работу последствиям возникновения речевых нарушений у детей с дисграфией в билингвальных условиях обучения, данная проблема на современном этапе развития науки является еще недостаточно изученной.
Для формирования оптимального уровня речевого развития у детей-билингвов в рамках коррекции дисграфии необходимо применять такие методы как эффективная профилактика и своевременное выявление и коррекция дисграфии
Таким образом, в связи с вышеуказанными условиями, школы должны работать с целым рядом учащихся, которые не могут на высоком уровне обладать ни одним, ни вторым языком. Даже при отсутствии у ребенка речевого нарушения, есть необходимость в том, чтобы оптимизировать процесс обучения, чтобы он был наиболее характерным для обучения детей с двуязычием [1, с.54].
1. Теоретические основы предупреждения дисграфии в билингвальных условиях обучения у учащихся младших классов
1.1 Сущность дисграфии и классификация видов
Сущность термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Р.И. Лалаева дает следующее определение: «дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма» [12, с.47].
И. Н. Садовникова считает: «дисграфия – частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Появление таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не сопряжено ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью обучения в школе» [20, с.55].
А.Н. Корнев называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха [12, с.99].
В основе дисграфии могут лежать различные этиологические факторы: – биологические предпосылки. Недоразвитие или поражение головного мозга в различные этапы развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный), патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, 15 менингоэнцефалиты, тяжелые соматические болезни и инфекции, истощающие нервную систему ребенка. Как следствие страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе письма. При наличии органической патологии головного мозга, дисграфии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития – социально-психологические причины. К таким предпосылкам относятся неполноценность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т.д.
Состояние эмоциональной дезадаптации обычно появляется при сочетании этиологических факторов с неблагоприятными микро- и макросоциальными условиями. Наиболее подробно причины возникновения у детей нарушений письменной речи проанализированы А.Н. Корневым [19]. Автор указывает на то, что данные дефекты, как правило, возникают при сочетании действия патогенных факторов в период раннего онтогенеза с неблагоприятными микро и макросоциальными условиями жизни ребенка.
2. Методические рекомендации по предупреждению дисграфии у учащихся третьих классов в билингвальных условиях обучения
2.1 Обоснование комплекса упражнений, направленного на предупреждение дисграфии у учащихся третьих классов в условиях билингвального обучения
Актуальность: в современном мире большое значение придается процессам обучения и воспитания детей в билингвальной среде. Для детей данной категории характерными являются определенные нарушения развития устной и письменной речи. Предупреждение возникновения дисграфии у данной категории детей является важной задачей в процессе обучения и воспитания. Ранняя диагностика и процессы оказания помощи значительно повышают возможности в процессе формирования преемственности устной и письменной речи.
Нарушение процессов развития устной и письменной речи во многом оказывает влияние на процесс личностного развития каждого ребенка. Как говорилось выше, работа по предупреждению дисграфии должна строится на основе следующих направлений:
1. Развитие графологических навыков.
2. Развитие зрительного восприятия.
3. Развитие осязания, обоняния и вкусовых ощущений.
4. Развитие слухового восприятия.
5. Развитие восприятия пространства и времени.
6. Развитие речевого дыхания.
7. Развитие силы голоса.
8. Развитие артикуляционной моторики.
9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Ранняя профилактика дисграфии и дислексии включает в себя целенаправленное развитие тех психологических функций ребенка, которые необходимы для адекватного развития нормального овладения процессом письма и чтения. Мы хотели бы еще раз подчеркнуть важность выявления предпосылок дисграфии и дислексии как можно раньше у детей дошкольного возраста. Весь процесс нормального развития языка у детей следует строго определенной схеме, в которой каждая сформированная часть является основой для следующей полностью сформированной.
Принципы работы по предупреждению дисграфии:
1. Принцип комплексности достигается за счет коррекционной работы, направленной на весь спектр вербальных и невербальных симптомов у детей.
2. Принцип системности предполагает воздействие на речь как на единую систему речи.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что дисграфия является системным нарушением развития письменной речи у детей. Данное нарушение является характерным для школьников младшего школьного возраста. Для современного мира характерной является широкая распространенность данной формы речевого нарушения. Коррекционная работа направлена на формирование полноценной способности к чтению и письму у младших школьников, без которой они не способны в полной мере полноценно овладеть грамотой.
Билингвизм представляет собой важное направление в рамках изучения речевых аспектов для детей младшего школьного возраста. Двуязычие оказывает негативное влияние на процесс развития устной и письменной речи, в результате которой возникает дисграфия.
В результате анализа литературных источников, нами было выявлено, что для профилактики дисграфии у детей в билингвальных условиях обучения необходимо выделить определенные направления. Среди данных направлений необходимо выделить такие как развитие графологических навыков, навыков зрительного восприятия, развития чувств осязания и обоняния, а также пространственного восприятия. Все данные направления являются эффективными в процессе профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста в билингвальных условиях обучения.
Дисграфия обусловлена спецификой экспрессивного языка, развиваемого при билингвизме, и характеризуется целым рядом нарушений: дислексией, недостаточностью словарного запаса и грамматического строя и понимания языка. При билингвизме овладение языковым обобщением затруднено.
Для учащихся-билингвистов, образование слов носит случайный характер и подвержено множеству ошибок. Например, при образовании таких форм, как число, падеж и род, а также при согласовании различных частей речи, нельзя было использовать методы словообразования. Отмечено большое количество грамматических ошибок.
Особого внимания заслуживает неправильное использование простейших предлогов, которые либо опущены, либо заменены детьми. По этим причинам русская речь детей обеднена. Считается, что основным фактором, вызывающим двуязычную дисграфию, является психологический конфликт между стремлением ребенка говорить на родном языке и потребностью говорить и писать на другом языке.
1. Алиев, Р., Каже Н. Билингвальное образование: Теория и практика / Н. Каже. – А.: Retorica А, 2005. – 384 с.
2. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1950. – Вып. 70. – С. 154 – 162
3. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / О.И. Иншакова – М.: Секачев, 2008. –128 с.
4. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе / М.М. Безруких. – М.: Академия, 2009. – 258 с.
5. Визель, 'Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Г. Визель. – М.: Астрель, 2005. – 128 с.
6. Верещагин, Е.М. Психологическая и методическая характеристика1 двуязычия (билингвизма) / Е.М. Верещагин. – М.: Академия, 2009. – 160 с.
7. Друвите И. Двуязычные дети / Р. Лихачева. – М.: SFL, 2002. – 132 с.
8. Дружинин, В.Н. Современная психология. Справочное руководство / В.Н. Дружинин. – М.: Инфра-М, 1999. – 205 с.
9. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Академия, 2011. – 258 с.
10. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов //Изв. АПН РСФСР. – М.: Академия, 2006. – 250 с.
11. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Академия, 2001. – 125 с.
12. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина. – М.: Академия, 1998. – 247 с.
13. Леонтьев, A.A. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Академия, 2007. – 285 с.
14. Логинова, Е.А. Нарушения письма / Е.А. Логинова. – М.: Академия, 2015. – 231 с.
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Академия, 2015. – 258 с.
16. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями / Г.Г. Мисаренко. – М.: Академия, 2004. – 258 с.
17. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисгрфии у детей / Л.Г. Парамонова. – С.ПБ.: Питер, 2004. – 213 с.
18. Парамонова, Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» / Л.Г. Парамонова. – М.: Союз, 2001. – 236 с.
19. Полякова, М.А. Коррекция нарушений письменной речи / М.А. Полякова. – М: АНО Логопед Плюс М., 2010. – 247 с.
20. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших дошкольников / И.Н. Садовникова. – М.: Академия, 2007. – 256.с
21. Свободина, Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи / Н.Г. Свободина. – М.: АНО логопед Плюс М., 2010. – 214 с.
22. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика / Р.М. Фрумкина. – М.: Академия, 2001 – 237 с.
23. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М.: Академия, 2009. – 75 с.
24. Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин – М. Просвещение. 2013. – 258 с.
25. Ястребова, A.B. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Академия, 2008. – 258 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты