Формирование исторических и обществоведческих представлений младших школьников в процессе изучения блока Мая Радзіма-Беларусь
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование исторических и обществоведческих представлений младших школьников в процессе изучения блока Мая Радзіма-Беларусь»
по дисциплине: «Методика преподавания предмета Человек и мир»
2021
45.00 BYN
Формирование исторических и обществоведческих представлений младших школьников в процессе изучения блока Мая Радзіма-Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания предмета Человек и мир
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета для определения уровня сформированности исторических и обществоведческих представлений у младших школьников.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1.1 Понятие и сущность представлений
1.2 Понятие исторических представлений
1.3 Понятие обществоведческих представлений
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1 Диагностика уровня сформированности исторических и обществоведческих представлений младших школьников
2.2 Организация работы по формированию исторических и обществоведческих представлений у младших школьников
2.3 Анализ результатов опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время проблема изучения исторического и обществоведческого материала является особенно актуальной для начальной школы, так как главный его аспект – социальная ориентация индивида в соответствии с «запросом» общества, в котором ему предстоит жить.
Изучение историко-обществоведческих знаний в школе является основой гуманитарного образования и формирования собственной жизненной позиции человека. Объектом изучения выступает прошлое человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общество).
Формирование исторических и обществоведческих представлений способствует формированию у учащихся собственных ценностных ориентаций и гражданских убеждений.
Формирование и развитие исторических и обществоведческих представлений и понятий необходимо начинать еще в начальной школе. Значительным потенциалом в решении данной проблемы обладает предмет «Человек и мир», интегрирующий в своем содержании различные отрасли знаний: экология, география, краеведение, история и пр.
Составной частью предмета «Человек и мир» является блок «Мая Радзіма — Беларусь», который изучается в четвёртом классе. Содержание блока предусматривает формирование таких общих исходных понятий, как «Родина», «Отечество». Знакомство с особенностями географического положения Республики Беларусь подготовит младших школьников к пониманию того, что именно география страны во многом обусловила её историю.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1.1 Понятие и сущность представлений
Представление - это образ предмета или явления, сохраняемый в сознании и без непосредственного воздействия самого предмета или явления на органы чувств. Представления формируются постепенно, они изменяются в ходе новых актов восприятия. Представления у ребёнка могут формироваться не только на основе непосредственного наблюдения, но и в результате воображения, в результате работы с учебником и наглядными пособиями [2].
Все представления можно разделить на две группы:
а) объекты и явления, доступные непосредственному восприятию. К ним относятся все природные и социальные объекты и явления, окружающие ребёнка, - растения, некоторые животные, которых он может увидеть, погодные явления, солнце, звёзды, события, происходящие в школе и дома, свидетелем которых он является. Формирование таких представлений должно идти путём непосредственных наблюдений при помощи словесных методов. Например, на экскурсии по теме «Природа нашего края» школьники получают представление об овраге, холме, почве, некоторых растениях и животных;
б) объекты и явления, недоступные непосредственному восприятию . К ним относятся представления, сформировать которые путём непосредственного наблюдения невозможно. Причиной может быть то, что объект или явление отсутствует в данной местности и в данное время. В таких случаях необходимо использовать наглядные пособия (таблицы, картины, слайды, фильмы и т. д.) [17].
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1 Диагностика уровня сформированности исторических и обществоведческих представлений младших школьников
Опытно-экспериментальная работа по формированию исторических и обществоведческих представлений у младших школьников проводилась в четвертом классе. В ходе эксперимента принимали участие младшие школьники в количестве 26 человек.
Цель опытно-экспериментальной работы: выявить эффективность разработанного комплекса занятий по формированию исторических и обществоведческих представлений у младших школьников при изучении блока «Мая Радзіма - Беларусь».
Задачи:
1. Выявить уровень сформированности исторических и обществоведческих представлений у младших школьников.
2. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленных на формирование исторических и обществоведческих представлений у младших школьников.
3. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа. На констатирующем этапе был выявлен уровень сформированности исторических и обществоведческих представлений у учащихся 4 класса.
На формирующем этапе мы разработали и реализовали комплекс занятий, направленных на формирование исторических и обществоведческих представлений.
Контрольный этап представлял собой повторное проведение диагностики и сравнительный анализ полученных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, система представлений в начальной школе достаточно широка и многообразна. Данная система формируется при изучении всех предметов. Представления возникают на основе ощущений и восприятий. Представления необходимы для формирования понятий. Наиболее эффективными педагогическими условиями формирования представлений являются: проведение терминологической работы на уроках, моделирование опорных схем и интеллектуальных карт по историческому и обществоведческому материалу, включение детей в реализацию проектов исторического и обществоведческого содержания, организация экскурсий в музеи различной направленности.
В процессе развития современного системы образования наиболее важным является развитие исторического образования. Усвоение системы исторических представлений осуществляется в результате разносторонней, активной деятельности обучаемых. Задача создания у учащихся конкретных исторических представлений приобретает особую сложность в связи со спецификой предмета изучения. События исторического прошлого не могут быть преподнесены учащимся как предмет непосредственного чувственного восприятия: они неповторимы и невоспроизводимы. Исторический материал преподносится учителем в опосредованной форме: в устном изложении учителя, в тексте учебника, в средствах наглядности. В процессе формирования исторических представлений происходит обобщение исторических событий и формируются понятия, под которыми понимается результат ассоциаций по смыслу абстрагирования и обобщения знаний.
В процессе исследования проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию исторических и обществоведческих представлений у младших школьников.
1. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально - правовое проектирование, изучение гуманитарного права / С.В. Абрамова. - М.: Глобус, 2006. - 224 с.
2. Бартенева, Н. П. Научно-исследовательская деятельность учащихся / Н. П. Бартенева, О. Л. Дворникова // Преподавание истории в школе. – 2005. – № 3.
3. Барчук А.Л. Грамадзянскае выхаванне школьнікаў: вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў і кл. кіраўнікоў агульнаадукац. устаноў.- Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2004.- 120с.
4. Белявский И.В. Методика преподавания истории в школе [Текст]: пособие для учителей и студентов / И.В. Беляевский, Л.С. Павлов. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001. – 250 с.
5. Бывшева, М. В. Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте преемственности дошкольного и начального образования / М. В. Бывшева // Педагогическое образование в России. – 2015. – №4. – С. 57-63.
6. Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» для IV класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання. – Минск, 2018 – 10с.
7. Емельянова И.Н., Сергеева Б.В. Формирование обществоведческих понятий на уроках окружающего мира в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – С.15-22.
8. Жданова, Н. М. Патриотическое воспитание младших школьников, как одно из приоритетных направлений формирования базовых национальных ценностей личности в начальной школе / Н. М. Жданова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. – №2. – С. 20-23.
9. Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания : учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. Заведений / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – М. : Академия, 2004. – 496 с.
10. Концепция учебного предмета «Человек и мир» : утв. Приказом Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 675.
11. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович // Народное образование. – 2010. – № 10. – С. 13-14.
12. Мая Радзіма – Беларусь: падручнік для 4 класа агульнаадукацыйных устаноў з беларускай рускай мовамі навучання/С.В. Тарасаў, і інш.; пад рэд. П.Ц. Петрыкава. – Мн.: Выд. цэнтр БДУ, 2007.
13. Петросова, Р. А Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р. А. Петросова, В. П. Голоб, В. И. Сивоглазов. – М. : Владос, 2005. – 215 с.
14. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / А.Т. Степанищев – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. – 210 с.
15. Чистякова, М.И. Выполнение проектов младшими школьниками [Текст] / М.И. Чистякова. – М.: Академия, 2014. – 418 с.
16. Шамигулова, О.А. Формирование у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру на основе историко-обществоведческих знаний [Текст]: методическое пособие / О.А. Шамигулова, Д.Д. Данилов, Р.Ю. Стрелова. – М.: Литера, 2014. – 58 с.
17. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного исторического образования [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 471 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета для определения уровня сформированности исторических и обществоведческих представлений у младших школьников.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты