ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧИМ» СРЕДСТВАМИ КРЕАТИВ-ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 «Человек и мир» как учебный предмет
Многогранную значимость природы для людей показывает программа предмета «Человек и мир». В таком случае упор сместился с обычно преобладающей фактической важности находящейся вокруг природы на ее эстетическую, познавательную, экспериментальную, нравственную значимость. Данное в особенности немаловажно для развития духовно богатого взаимоотношения детей к природе, с целью избежания его ограниченно прагматичного, узкопотребительского подхода к его естественной сфере. Заинтересованность у младших школьников порождает активность практического характера, исследование находящегося вокруг общества. Ребятам нравится работать с материалом, который они могут переместить в настоящую жизнь.
«Человек и мир» как учебный предмет раскрывает обширные способности как для образования, развития и обучения детей, так и с целью коррекционной деятельности с ними. Проблема о коррекционно-развивающем потенциале уроков согласно этой дисциплине была показана в работах И.Н. Ясовой, О.Х. Серединской, О.В. Грищенковой.
Учебная программа согласно дисциплине «Человек и мир» создана с учетом отличительных черт речевого и неречевого характера обучающихся с серьезными нарушениями речи. Помимо отличительных черт речевого формирования в программе предусматриваются [20]:
– недостаточность взглядов обучающихся с серьезными нарушениями речи о находящемся вокруг обществе;
– трудности, образующиеся при рассмотрении естественных и общественных явлений;
– трудности в анализе существующих познаний в прочие условия.
Целью предмета «Человек и мир» при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи является – «формирование знаний, коррекция мыслительной деятельности, речи, других психических процессов, а также коррекция развития личности обучаемых» [20, c. 96].
1.2 Специфика словесной речи учащихся с нарушением слуха
По мнению Л. С. Выготского, «значимой характерной чертой психического развития ребенка с нарушениями слуха считается полиглосия – практически синхронное освоение несколькими разными типами речи – словесной (устной и письменной), дактильной и жестовой» [4, с. 215].
В формировании психической, биологической и общественной сути человека с недостатками слуха, а также содействию его многостороннего формирования как общественной личности приобретает словесная речь. Выделяют две формы словесной речи: устную и письменную.
Для детей с нормальным развитием слуха обучение происходит сначала устной речи, а потом письменной. У детей не возникает сложностей воспринимать разговоры других людей и повторять их при общении с родными, сверстниками.
Что касаемо, детей с нарушением слуха, то такие дети не способны принимать произносимую речь либо принимают ее неправильно. По этой причине необходима особая подготовка у подобных детей словесной речи.
Стоит отметить, что деятельность учителя обладает особенной значимостью в процессе формирования словесной речи слабослышащих детей. Учитель помогает слабослышащим детям отыскать необходимую речевую конфигурацию для того, чтобы заинтересовать их к наиболее инициативному поиску слов и методов выражения. Необходимо отметить «ряд течений:
– взаимосвязь применяемого в этот период речевого материала с тем, что ранее существовал в речевом опыте учащегося;
– своевременная проверка осмысления ребенком единичных слов и формулировок;
– желание к различным альтернативам формулировки одних и тех же идей;
– желание обучающихся наблюдать за речью друга, корректировать недостатки, воспроизводить и фиксировать более успешно произнесенные фразы и формулировки;
– предоставление обогащения и усложнения речи ребенка новейшими словами и грамматическими структурами» [9, с. 26].
1.3 Средства, методы и приемы развития словесной речи учащихся с нарушением слуха
Выделяют четыре основные методики по развитию словесной речи учащихся с нарушением слуха:
– методика формирования и развития словарного запаса учащихся с нарушением слуха,
– методика формирования и развития грамматического строя речи,
– методика развития диалогической (разговорной) речи,
– методика развития монологической речи
Первой рассмотрим методику формирования и развития словарного запаса учащихся с нарушением слуха. Работа по формированию лексико-семантической стороны речи учащихся с нарушением слуха занимает важное место в системе специального обучения. Под словарной работой следует понимать систему планомерно проводимых занятий, направленных на формирование или коррекцию лексического запаса речи учащихся.
А.Г. Зикеевым разработаны научные принципы отбора словаря для уроков. Первым из этих принципов является тематический. Реализация тематического подхода требует такой разработки тематики, которая связана с речевыми ситуациями, обеспечивает усвоение наиболее употребительной и необходимой по данной теме лексики и определенного ее грамматического оформления [9]. По мнению А.Г. Зикеева, тематическая группировка лексики должна быть представлена восьмью разделами, внутри которых словарь распределяется в определенной последовательности [9].
Второй принцип – группировка лексики по словообразовательному признаку – должен способствовать расширению потенциального словарного запаса учащихся, развитию у детей языковой догадки в отношении тех слов, которых еще нет в их речевом опыте. Введение лексики, подобранной по словообразовательному признаку, направлено на выработку у учащихся соответствующих лексико – грамматических обобщений.
По мнению А.Г. Зикеева, одним из основных условий успешного формирования лексического запаса речи является то, как в процессе обучения раскрывается значение слова учащимся. Нужно использовать разнообразные методы и приемы семантизации лексики (раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных). Их можно разделить на две группы: наглядные и вербальные [9].
1.4 Креатив-технологии как средство развития словесной речи учащихся с нарушением слуха на уроках по предмету «Человек и мир»
Одна из целей современного образования – творческое развитие личности обучающегося. В связи с этим особую значимость приобретает коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие креативности, творческой активности учащихся с нарушениями психофизического развития. В то же время М. Аветисян и Т. Аветисян отмечают, что в образовательных учреждениях часто игнорируется креативность детей, их свободные творческие мысли ограничиваются рамками, а поручения и задания оцениваются лишь с точки зрения правильности или неправильности [1, с. 134]. А. Киселева, Д. Дубаневич подчеркивают, что уровень развития креативности учащихся с нарушениями психофизического развития, чаще всего, ниже, чем у сверстников с нормотипичным развитием [12, с. 152].
По мнению многих исследователей, креативность не является врожденной способностью, ее можно сформировать (М.С. Аветисян, Т.В. Аветисян, А. Маслоу, Э.П. Торренс и др.)
На наш взгляд, формирование креативности является ключевой задачей современного образования.
Механизмы творческого воздействия составляют основу креативной технологии.
«Креативные технологии – это приемы, которые повышают вероятность решения любым человеком нестандартных, творческих задач и способствуют развитию его творческих способностей» [13, с. 155]. К креативным методикам относятся методики коллективной творческой деятельности, формирования сознания, проблемного обучения, методики «творческой школы» И.П. Волкова, методики решения творческих задач.
Использование творческих приемов в обучении и воспитании учащихся с нарушениями слуха имеет особое значение, поскольку такие дети чаще всего склонны к воспроизведению деятельности, использованию шаблонов и стереотипов, о чем свидетельствуют исследования А.В. Киселевой, Т.И. Обуховой, Е.Г. Речицкой и Е.А. Сошиной [12; 16; 18].
Выводы по первой главе
Главная цель предмета «Человек и мир» – обучить ребенка обретать познания, требуемые для ценностно-ориентированного и результативного отношения к естественной и общественной сфере и сформировать требование для развития данных установок. Основным посылом для свершения данной цели считается формирование надлежащей просветительной среды. Содержание предмета заключается в 3-х модулях: «Природа и человек», «Человек и его здоровье» и «Человек и общество», какие считаются главными сферами исследования в концепции «Природа – социум – человек». Содержание включает в себя просветительные материалы, содействующие осознанию ребенком себя как члена общества, как гражданина Республики Белоруссия и как части природы.
Речевое развитие ребенка с нарушениями слуха обладает собственной спецификой, согласно сопоставлению в соответствии с нормально слышащим ребенком, выражающуюся в наиболее запоздалых сроках освоения словесной речью, одновременном и параллельном усвоении разных видов речи (словесной и жестовой, устной, письменной, дактильной), словесно-жестовом двуязычии, проблемы освоения лексикографическим и грамматическим строем словесной речи. Все без исключения данные характерные черты оказывают большое влияние на формирование иных познавательных действий, в первую очередь мышления, сказываются на создании личности ребенка с нарушенным слухом, их познавательных заинтересованностей.
Выделяют четыре основные методики по развитию словесной речи учащихся с нарушением слуха: методика формирования и развития словарного запаса учащихся с нарушением слуха, методика формирования и развития грамматического строя речи, методика развития диалогической (разговорной) речи и методика развития монологической речи.
Креативные технологии – это приемы, которые повышают вероятность решения любым человеком нестандартных, творческих задач и способствуют развитию его творческих способностей. Использование творческих методов в обучении и развитии слабослышащих и слабовидящих учеников способствует развитию креативности, творческой активности, мышления, воображения и языковых навыков у этих категорий детей, что в свою очередь оптимизирует развитие слабослышащих детей.
1. Аветисян, М. С. Понятие «креативность», его роль и соотношение с интеллектом в качестве составных одаренности / М. С. Аветисян, Т. В. Аветисян // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : материалы II Всероссийской научн.-практ. конф. с международн. участием, 1 декабря 2017 г. / отв. ред. Ю. В. Варданян ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2017. – C. 133–137.
2. Байдина Ю.Э. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха / Ю.Э. Байдина, Г.К. Труфанова // Science Time. – 2016. – №5 – c. 29-35.
3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 220 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. / под ред. М. Г. Ярошевского. – Москва. – 2002. – 400 с.
5. Грищенкова, О. В. Коммуникативная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с ТНР / О. В. Грищенкова // Подготовка дефектологов в системе высшей школы: состояние и перспективы развития: Материалы Международного научно-методического семинара, Минск, 18-19 мая, 2005. – Минск : БГПУ, 2005. – С. 156–159.
6. Грищенкова, О. В. Методика обучения предмету «Человек и мир» в школе для детей с ТНР : учебно-метод. пособие / О. В. Грищенкова. Минск : БГПУ, 2005. – 32с.
7. Грищенкова, О. В. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»: учебно-метод. пособие / О. В. Грищенкова. – Минск : БГПУ, 2008. – 36с.
8. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология / Г. Л. Зайцева. – М.: Просвещение, 2002. – 215 с.
9. Зикеев, А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ / А.Г. Зикеев. – М.: Академия, 2002. – 213 с.
10. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса : пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Минск : Университетское, 2000. – 95 с.
11. Киселева, А. В. Использование креатив-технологий в воспитательной работе с учащимися с нарушением слуха / А. В. Киселева, Ю.В. Коновалова // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. нучн.-метод. ст. / отв. ред. Т. Н. Семенова ; Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары, 2019. – С. 154–157.
12. Киселева, А. В. Творческое воображение неслышащих и слабослышащих учащихся и его формирование в процессе изобразительной деятельности // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – № 1 (78). – С. 29–34.
13. Киселева, А. В. Технологии развития креативности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения изобразительной деятельности / А. В. Киселева, Д. И. Дубаневич // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. нучн.-метод. ст. / отв. ред. Т. Н. Семенова ; Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары, 2019. – С. 152–154.
14. Коллективное творчество / авт.-сост. А. Р. Борисевич, В. Н. Пунчик. – Минск : Красико-Принт, 2009. – 176 с.
15. Маркова, А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А. К. Маркова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2011. – С. 59-70.
16. Обухова, Т. И. Изобразительная деятельность как средство отражения состояния воображения детей со слуховой депривацией / Т.И. Обухова, А. В. Киселева // Сборник трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии : Междунар. межвуз. выпуск. – Том 2. – М. : МГПУ, 2008. – С. 234–246.
17. Омельченко С. Р. Вклад Л. В. Щербы в развитие антрополингвистики / С. Р. Омельченко // Вестник ВолГУ. – Серия 2: Языкознание. – 2010. – №1. – c.11-19.
18. Речицкая, Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха : учеб.-метод. Пособие / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. – 2-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 124 с.
19. Серединская, О. Х. Обучение предмету «Человек и мир» в начальных классах специальных школ : учеб.-метод. пособие / О. Х. Серединская. – Минск : Местный Литературный фонд, 2008 . – 175 с.
20. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения I-V классы. - Мн.: Нац. ин-т образования, 2008. – 144 с.
21. Феклистова, С. Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С. Н. Феклистова, Т. И. Обухова, Л. В. Михайловская. – Минск : БГПУ, 2015. – 217 с.
22. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2016. – с.96.
23. Ясова, И. Н. К проблеме формирования речи учащихся школ для детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, на уроках «Человек и мир» : сборник / И.Н. Ясова // Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов : Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. – Минск : БГПУ, 2016. – С. 66–78.