Формирование сознательного чтения у учащихся с нарушением слуха на I ступени общего среднего образования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: « Формирование сознательного чтения у учащихся с нарушением слуха на I ступени общего среднего образования»
по дисциплине: «Коррекционная педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование сознательного чтения у учащихся с нарушением слуха на I ступени общего среднего образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Коррекционная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Изучение качества навыка чтения в педагогической литературе
1.2 Формирование беглого, выразительного, правильного и сознательного чтения у учащихся с нарушением слуха на уроках литературного чтения
1.3 Особенности формирования качества навыков чтения у учащихся с нарушением слуха на I ступени общего среднего образования
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методические рекомендации по организации работы по формированию качества навыков чтения у учащихся с нарушением слуха на уроках литературного чтения на I ступени общего среднего образования
2.2 Фрагменты конспектов уроков с учащимися с нарушением слуха на I ступени общего среднего образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема осознанного чтения до XIX века не выдвигалась на первый план. Процесс обучения чтению был направлен на научение детей механическому озвучиванию текста. К середине XIX в. сложилось противоречие между формируемым навыком механического озвучивания текста и необходимостью понимать прочитанный текст. Первые попытки разрешить это противоречие связаны с практическим методом преподавания языка Ф.И. Буслаева.
В течение минувших лет прослеживается высокий процент увеличения числа детей 8-12 лет, у которых наблюдаются проблемы в овладении умением чтения. Одной из задач проблем начального изучения и обучения чтению представляется подготовка к быстрому осмысленному чтению. Н.Н.Светловская считает, что данная задача выступает в качестве основной задачи в образовании, воспитании и многостороннем формировании личности [27].
Чтение – сложный аналитико-синтетический процесс, который содержит в себе, в числе других характеристик, осмысление слов, предложений, текста. Процессом чтения учащиеся овладевают постепенно и проходят путь от аналитического к синтетическому, а затем к автоматизированному чтению, когда механизм чтения сливается с осмыслением представляет одновременный акт.
Путь становления полноценного навыка чтения у детей с нарушением слуха более длителен и своеобразен, чем у слышащих. Он тесно связан с проблемой речевого и общего развития этих детей. Овладение языком необходимо для формирования логического мышления, получения и фиксации знаний, усвоения морально-этических понятий, для социальной адаптации. Владение языком – необходимое условие для эффективной читательской деятельности. Дети с нарушением слуха приобщаются к языку в условиях специально организованного педагогического процесса, который растянут во времени, осуществляется по особой программе.
Для детей с нарушением слуха характерны ограниченное понимание окружающего мира, отсутствие интеллектуальных интересов и слабая мотивация, а также длительные трудности в формировании гибкого синтеза восприятия, произношения и понимания содержания прочитываемого материала.
Часто учащиеся данной категории не интересуются читаемым текстом, не стремятся понять его содержание, не могут самостоятельно установить самые простые конкретные связи, пропустить или изменить наиболее важные части, несущие семантическую нагрузку, в результате чего целостность текста теряется, а его основное содержание остается нераскрытым [1, с. 87].
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Изучение качества навыка чтения в педагогической литературе
По мнению многих ученых, психологов и педагогов, чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии человека. «Чтение – важнейший инструмент начальной школы для влияния на духовно– нравственное развитие учеников, развития и укрепления их мышления и любознательности» [26]. «Чтение – это окно, через которое дети видят и познают мир и самих себя», – сказал К.Д. Ушинский [32]. Чтение – уникальный инструмент для ознакомления школьников с художественной, научно-популярной и журнальной литературой. Чтение – это также то, что учащиеся изучают и развивают, а также то, чему учатся дети по разным предметам. Иными словами, навыки чтения формируются не только как важнейший вид языковой и интеллектуальной деятельности, как средство самообразования и саморазвития, но и как комплексная группа навыков.
«Навыки чтения – одно из самых сложных психофизиологических образований [29]. Они обладает уникальными взаимосвязанными элементами и характеристиками, связанными с мышлением и речевой деятельностью. Процесс чтения включает в себя волю читателя, его чувства, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, установки. Ранее накопленные идеи и представления об окружающем нас мире доводятся до активного состояния. Словарь мобилизуется, словарный запас, которым обладает читатель и который он накопил в ходе повседневной языковой, повседневной, индивидуальной и коллективной коммуникации, активизируется усвоенными моделями использования слова, смены слов и формирования слов, построения текста и предложений», – говорит М.И. Оморокова [23].
Чтение как процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка, является сложной аналитико-синтетической деятельностью, состоящая из понимания и восприятия текста, при том, что самое совершенное – зрелое чтение охарактеризовано слиянием двух этих процессов и концентрированием на смысловой части содержания [25].
Чтение – это рецептивный вид деятельности, так как опирается на восприятие речевых знаков. По мнению Е.И. Пассова, одна часть процесса чтения проходит на уровне подсознания, а другая часть – на ступени актуального осознания [24]. А.А. Миролюбов считает, что цель чтения – это осмысление информации, воспринимаемой зрительно, понимание информации, раскрытие смысловых связей [16]. По С.К. Фоломкиной, цель чтения заключается в раскрытии смысловых связей письменного текста, которое представляется в письменном виде, или по-другому, извлечение информации, которая содержится в речевом произведении [33].
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методические рекомендации по организации работы по формированию качества навыков чтения у учащихся с нарушением слуха на уроках литературного чтения на I ступени общего среднего образования
Проблема осознанного чтения текста – одна из актуальных проблем не только уроков литературы, но и других учебных предметов в школе для детей с нарушением слуха.
Снижение слуховой функции, речевое недоразвитие слабослышащих обучающихся, особенности развития их мыслительных процессов и особенности осмысления ими читаемых текстов – всё это затрудняет понимание обучающимися прочитанного текста, определение его сюжета, композиции, идейного замысла, характеристики героев, оценку их поступков, установление причинно-следственных связей между поступками героев и их характеристикой.
Однако единый подход к формированию целенаправленной читательской деятельности слабослышащих школьников в сурдопедагогике отсутствует. Недостаточная теоретическая разработанность и отсутствие необходимого методического оснащения делает чрезвычайно сложным для учителя специальной школы решение задачи формирования квалифицированного читателя, читателя, который обладает навыками читательской деятельности: владеющего читательскими умениями, обладающего навыком сознательного чтения. Сознательность чтения обусловлена многими факторами: пониманием школьниками содержания читаемого текста, его образов и роли использованных художественных средств, а также правильным собственным отношением обучающегося к изображаемому автором событию или явлению.
В связи с этим одной из главных целей урока литературы становится формирование и развитие навыка осмысленного, осознанного чтения художественного текста, которое подразумевает под собой формирование и развитие умения анализировать текст; обсуждать прочитанное, высказывать свое отношение к тому или иному событию, персонажу.
Решению задачи формирования и развития навыка осознанности чтения способствует применение следующих приемов.
При изучении объемных или трудных по содержанию и проблематике произведений удачно включение в содержание ежедневной фонетической зарядки речевого материала, связанного с изучаемым автором и произведением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс чтения состоит из двух взаимосвязанных аспектов – семантического и технического, которые составляют визуальный и аудиореволюционный механизмы, и, хотя этот процесс унифицирован, формирование его компонентов происходит по-разному.
Навык чтения – это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Специфика речевого развития слабослышащих, трудности осмысления читаемого произведения, пути и средства коррекционной работы на уроках чтения были определены такими учеными как: Р. М. Боскис, К. В. Комаров, Л. В. Назарова, Л. В. Николаева. Ошибки в технической составляющей навыка чтения у детей с нарушением слуха следующие: искажение отдельных звуков и целых слов; замена одних звуков другими, более легкими по произношению; пропуски целых слов, частей слова или отдельных звуков; ошибки зрительного восприятия; растягивание слогов и слов, пропуск части слова; догадки, замена слова сходным по зрительному образу; добавление гласных звуков (галка – галака); чтение побуквенно, по слогам; – искажение звукового образа слов, так как искажаются звуки в середине слова, опускаются на конце слов; неправильная постановка ударения в знакомых словах; несоблюдение орфоэпических правил. Степень осмысления читаемых текстов слабослышащими детьми очень мала. Им требуется помощь учителя, который должен разъяснять смысл новых слов, помогать устанавливать связи внутри предложений и между отдельными частями текста Учащимся необходимо осмысливать не только текст, но и подтекст произведения, а для этого нужны более сложные умственные операции.
Одна из основных и важных задач начального образования – научить детей с нарушением слуха правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению. Приобретение учащимися с нарушением слуха навыков чтения в полном объеме является необходимым условием успешного изучения всех предметов в школе, однако чтение является одним из наиболее важных способов получения информации во внеучебное время, одним из каналов оказания всестороннего воздействия на учащихся с нарушением слуха.
Развитие и совершенствование навыков чтения учащихся с нарушением слуха требует систематической и целенаправленной работы.
Подготовка чтеца должна строиться c учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.
1. Богуславская, Б.А. Индивидуальные различия первоклассников в овладении навыком чтения: дис…, канд. пед. наук (по психологии) / Б.А. Богуславская. – Киев, 1966. – 232 с.
2. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушенным слухом / Р.М. Боскис. – М: Просвещение, 1988 – 128с.
3. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. Высш. Учеб. заведений / под ред. М. П. Воюшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.
4. Егоров, Т.Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения / Т.Г. Егоров // Изв. АПН РСФСР.– 1945.– Вып. 1.– С. 89-124.
5. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 402 с.
6. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось-89, 2004. – 240 с.
7. Красильникова, О.А. Концепция литературного развития младших слабослышащих школьников / О.А. Красильникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – № 14 / том 6 / 2006.
8. Красильникова, О.А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха / О.А. Красильников. – М.: Академия, 2005. – 270 с.
9. Красильникова, О.А. Система работы по формированию умений глухих школьников создавать высказывание с элементами рассуждения на уроках чтения в начальной школе / О.А. Красильников // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. – СПб.: Образование, 1997. – С. 34-43.
10. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 1983. – 136 с.
11. Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Б.А. Ланин. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
12. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. – М.: Изд-во МПСИ, 2004. – 535 с.
13. Литвинова, А.В. Особенности формирования навыка чтения младших школьников / А.В. Литвинова, М.В. Мойсеенко // Молодой ученый №1 (81) январь. Изд. «Молодой ученый» – 2015. – C. 21 – 23.
14. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития : пособие для учителей / М.Р. Львов. – Москва: СпецЛит, 2002. – 176 с.
15. Малкова, М.Н. Выразительное чтение как средство осмысления литературного произведения / М.Н. Малкова // Уроки литературы и проблемы литературного развития учащихся / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 2004. – С. 286.
16. Миролюбов, А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А.А. Миролюбов. – М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002.
17. Мишина, И.Н., Дидактические средства формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников / И.Н. Мишина, Е.Ю. Коростелева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 4 (11). – с. 196-198.
18. Никитина, Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – №5. – с. 99 – 101.
19. Никитина, М.И. Пути совершенствования литературного образования слабослышащих учащихся / Л.В. Никитина. – Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. – 64 с.
20. Никитина, М.И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей / Л.В. Никитина. – М.: Просвещение, 1991.
21. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новотворцева. – Ярославль. – ТОО «Гринго», 1995.
22. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Триволa, 1998. – с. 198.
23. Омoрoкoвa, М.И. Совершенствование чтения младших школьников: метод. пособие для учителя / М.И. Омoрoкoвa; М-во общ. И проф. образования РФ. – Москва: Аркти, 1997. – с.74.
24. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов // Обучение чтению как средству общения. М., 1989. – С. 194
25. Перова, Г.М. О достижении воспитательных целей чтения / Г.м. Перова // Начальная школа. – 2013. – №3 – с. 16 -21.
26. Рыбникова, М.А. Очерки о методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. – 4 – е изд., испр. – М.: Просвещение, 2015. – 288 с.
27. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н.Н. Светловская // Начальная школа, 2005. №2. – с. 30.
28. Соколов, А.Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления / А.Н. Соколов. – М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1984. – с 192.
29. Соловьева, Н.М. Выразительное чтение на уроках литературы / Н.М.Соловьева, Р.Р.Майман // Методика выразительного чтения / Под ред. Т.Ф. Завадской. М., 2017. – 230 с.
30. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ [И.Г.Багрова и др.]; под ред. Е.Г.Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004.
31. Уварова, Т.В. Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом / Т.В. Уварова // Начальная школа, 2001. – №10. – С. 23 – 27.
32. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. – М. – Л.: Изд-во Академии пед. наук, т.7, 2010. – 390 с.
33. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С.К. Фоломкина // М.: Высшая школа, 2005. – 255 с.
34. Шаромова, В.С. Формирование навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи / В.С. Шaрoмoвa // Мир науки, культуры, образования – 2011 – №4(29) – с. 83 – 87.
35. Шпунтов, А.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно / А.И.Шпунтов, Е.И.Иванина // Начальная школа. – 1995. – №10. – С. 20 – 22.
36. Яковлева, В.И. Учить вдумчивому чтению / В.И. Яковлева // Начальная школа. – 2013. – №1 – С.20 – 26.
37. Яшина Н.П. Учить детей трудно, но интересно / Н.П. Яшина // Начальная школа. – 2001 – №6 – с. 24 – 46.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты