Формирование экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета Человек и мир
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета Человек и мир»
по дисциплине: «Методика преподавания предмета Человек и мир»
2021
45.00 BYN
Формирование экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания предмета Человек и мир
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Мое отношение к природе» В.В. Ивановой
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты диагностики по выявлению уровня эмоционального отношения к объектам природы у младших школьников на констатирующем этапе
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика Ю.А. Полещук
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты диагностики по выявлению уровня сформированности экологических знаний у младших школьников на контрольном этапе исследования
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «экологическая культура», цель, задачи формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте
1.2 Принципы экологического воспитания младших школьников
1.3 Методы и приемы формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Анализ воспитательных задач предмета «Человек и мир»
2.2 Возможности содержания предмета «Человек и мир» в формировании экологической культуры младших школьников
2.3 Выявление уровня сформированности экологической культуры у младших школьников
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время одна из самых актуальных и самых тревожных проблем – взаимодействие человека и природы. И важно правильно сформировать экологическую культуру подрастающего поколения.
«Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста. В младшем школьном возрасте продолжается формирование экологической культуры» [19].
Целью экологического воспитания младших школьников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
«В настоящее время появился ряд исследований в области экологического образования детей младшего школьного возраста, в которых рассматриваются отдельные аспекты формирования экологической культуры.
В это время необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды» [13, с. 54].
Природа – это необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании основ экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества. Формирование экологической культуры предполагает использование комплексного подхода, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга экологических знаний и овладения практическими умениями.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «экологическая культура», цель, задачи формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте
Одной из основных целей экологического образования является формирование экологической культуры, под которой мы понимаем совокупность экологически развитых областей сознания, эмоций, чувств и деятельности человека.
«Сегодня большинство ученых и практиков определяют цель экологического образования и воспитания как формирование экологической культуры личности и общества. В научной литературе существуют различные определения сущности этого качества, но все больше и больше предпочтений отдается подходу, при котором экологическая культура рассматривается как культура отношений человека с природой, другими людьми и с самим собой.
В широком смысле экологическая культура как культура взаимодействия общества и природы существовала на протяжении всей истории человечества. Источники экологической культуры следует искать во время перехода глобальной экосистемы от естественного к социально-естественному состоянию, в момент возникновения социальной формы жизни» [12]. Начавшись, развитие культуры не могло быть остановлено. И так возникали нелепые жалобы на прогресс. Но его «оценка воздействия на окружающую среду» необходима. Результатом такого исследования развития культуры станет выявление тенденции к углублению противоречия между природой и обществом по мере его развития [11, с. 34].
«Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает в себя различные виды деятельности, а также экологическое сознание человека, сформированное в результате этой деятельности (интересы, потребности, отношения, эмоции, переживания, чувства, эстетика, вкусы и т. д.).
Формирование экологических представлений младших школьников происходит в процессе экологического образования и неразрывно связано с ним. Вследствие этого, прежде всего, нужно узнать: что включает в себя понятие экологическое образование. Есть несколько определений этого понятия. Рассмотрим некоторые из них» [13, с. 54].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Анализ воспитательных задач предмета «Человек и мир»
«Необходимо строить учебный процесс так, чтобы все учебные предметы несли определенную экологическую нагрузку. На уроках и внеклассных мероприятиях шире использовать занимательный материал: наглядные схемы, модели, экологические сказки, загадки. Учитель должен выводить учащихся на понимание взаимосвязей общества и среды, основных противоречий этих взаимоотношений и взаимозависимостей; понимание роли места человека в природе. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся. Нельзя навязывать эти правила, нужно целенаправленная продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения» [9, с. 21].
Экологическое воспитание должно реализовываться через межпредметные связи и единство познавательной и практической деятельности по изучению и охране природы.
«Человек и мир» – это интегрированный предмет, который изучается в начальной школе. Данный предмет предусматривает изучение биологических, географических и анатомических знаний. Такого рода знания способствуют формированию научного мировоззрения, знакомят детей с элементарными сведениями о живой и неживой природе, благоприятно сказываются на процессе социализации детей с тяжелыми нарушениями речи.
«Цель данного предмета представлена в формировании знаний о природе и обществе, о рациональном взаимодействии с окружающим миром. Предмет «Человек и мир» способствует формированию у учащихся представлений о человеке, природе, знакомит детей с системой взаимоотношений в мире. На уроках дети знакомятся с особенностями строения и функционирования собственного организма, правилах ухода за ним. В рамках изучения данного предмета у учащихся расширяется кругозор, они приобретают знания не только о том, что непосредственно их окружает, но и о явлениях, отдаленных от них» [13].
В рамках изучения предмета работа ведется по следующим направлениям:
– ознакомление с природной средой;
– ознакомление с социальной средой;
– ознакомление с материалом анатомо-физиологического и санитарно-гигиенического содержания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования, было установлено, что экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает в себя различные виды деятельности, а также экологическое сознание человека, сформированное в результате этой деятельности (интересы, потребности, отношения, эмоции, переживания, чувства, эстетика, вкусы и т.д.). Формирование экологических представлений младших школьников происходит в процессе экологического образования и неразрывно связано с ним.
Процесс формирования экологической культуры у младших школьников может проходить достаточно эффективно на уроках по предмету «Человек и мир». Учебная программа по предмету «Человек и мир» позволяет решать следующие воспитательные задачи: формировать представления и понятия об основных компонентах неживой природы как основы и условии существования живых организмов; способствовать развитию системы практических умений и навыков, направленных на повышение адаптивных возможностей учащихся в окружающем мире, его социальной и природной составляющей; создавать предпосылки для расширения и обогащения доступных взаимодействий с объектами окружающего мира (природными и социальными), выработки социально-коммуникативных умений, овладения умениями и навыками, необходимыми для удовлетворения социально-бытовых потребностей и др. Решение данных задача на уроках по предмету «Человек и мир» с целью повышения уровня экологической культуры у младших школьников реализуется с использованием следующих методов и приемов: «игровые технологии (познавательные игры, эколого-краеведческие игры, КВН, конкурсы, викторины и др.); экскурсии; эко-спектакли (спектакли с экологическим сюжетом); экологические праздники (одна из форм экологического воспитания); информационные технологии (беседа, доклад, сообщение, выпуск стенгазеты, видеоклип, презентация, чтение литературных произведений экологического содержания и др.); интегрированные уроки; проектные технологии и научно-исследовательская деятельность и т.д.
Во второй главе работы была проведена опытно-экспериментальная работа которая осуществлялась в несколько этапов. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение уровня сформированности экологической культуры у младших школьников.
1. Андреев, М.Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой / М.Д. Андреев // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 7. – С. 143-145.
2. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателя детского сада / Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2005. – 268 с.
3. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона / О. Е. Громова // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 41-47.
4. Залкинд, Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э.И. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 110-114.
5. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А.Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. – М.: Просвещение, 1984. – 154 с.
6. Зенина, Т.Н. Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст / Т.Н. Зенина. – М. : Центр педагогического образования, 2009. – 90 с.
7. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / Т.С. Иванова. – М.: ЦГЛ, 2003. – 196 с.
8. Игнатова, В.А. Экологическая культура: учеб. пособие / В.А. Игнатова. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000. – 212 с.
9. Каско, Е.В. Экологическая культура: теория, практика, компетентность/ Е.В. Каско, Е.В. Каско // Народная асвета. – 2014. – № 6. – С. 20-21.
10. Комов, С.В. Введение в экологию: курс лекций / С.В. Комов. – Екатеринбург: УралЭкоЦентр, 2001. – 220 с.
11. Макаревич, Т.Н. Формирование экологической культуры через активные методы обучения / Т.Н. Макаревич, Т.Н. Макаревич // Праблемы выхавання. – 2010. – № 3. – C. 33-35.
12. Методика обучения предмету «Человек и мир» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : пособие / сост. О. В. Гришенкова. – Минск, 2005. – 32 с.
13. Миронов, А.В. Экология в начальном образовании / А.В. Миронов // Начальная школа. – 2017. – № 6. – С. 54-58
14. Моисеева, Л.В. Экологическая картина мира младших школьников: образ и познавательная модель / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург: Монография УрГПУ, 2005. – 168 с.
15. Моисеева, Л.В. Экологическая субкультура детства: проблемы становления и развития / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург: Монография, 2009. – 306 с.
16. Молодова, Л.П. Нравственно-экологическое воспитание младших школьников : Пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.П. Молодова. – Минск : Асар, 2001. – 111 с.
17. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: книга для воспитателя детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2009. – 225 с.
18. Николаева, С.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания: на материале жизни животных / С.Н. Николаева. — М.: Просвещение, 1988. — 292 с.
19. Новицкая, М.Ю. Народная экология в системе экологического образования младших школьников / М.Ю. Новицкая // Начальная школа. – 2017. – № 12. – С. 3-11
20. Павлов, А.А. Система экологической культуры как фактор развития личности школьника / А.А. Павлов, Е.Н. Демьянков, Т. В. Федяева// Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 12-16.
21. Панов, В.И. О предмете психологии экологического сознания / В.И. Панов // Прикладная психология. – 2000. – № 6. – С. 8-13.
22. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб .заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. – М. : AcademiA, 1999. – 175 с.
23. Пономарева, И.Н. Школьный учебник как система целей и содержания биологического образования / И.Н. Пономарева. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 2012. – 49 с.
24. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2000. – 112 с.
25. Самерсова, Н.В. Воспитание в процессе экологической деятельности : пособие для педагогов социальных, классных руководителей, воспитателей, специалистов системы внешк. воспитания и обучения / Н.В. Самерсова. – Минск : Бел. наука, 2005. – 232 с.
26. Семак, Е.Л. Планы-конспекты уроков по предмету «Человек и мир». 2 класс. 2 полугодие: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Е.Л. Семак. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 144 с.
27. Сигай, С.Н. Планы-конспекты уроков по предмету «Человек и мир». 3 класс. 1 полугодие: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / С.Н. Сигай. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 120 с.
28. Серединская, О.Х. Обучение предмету «Человек и мир» в начальных классах специальных школ : учеб.-метод. пособие для учителей спец. общеобразоват. школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении / О.Х. Серединская. – Минск : Местный литературный фонд, 2008. – 175 с.
29. Стальмакова, Л.В. Экологическое просвещение / Л.В. Стальмакова // Пачатковая школа. – 2019. – № 7. – С. 43-46.
30. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир» : учеб.-метод. пособие / сост. О.В. Грищенкова. – Минск: БГПУ, 2008. – 36 с.
31. Чилдебаев, Ж.Б. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры обучающихся / Ж.Б. Чилдебаев, Г.А. Усенова // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 5. – С. 11-15.
32. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. – М.: Изд-во Смысл, 2000. – 456 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Мое отношение к природе» В.В. Ивановой
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты диагностики по выявлению уровня эмоционального отношения к объектам природы у младших школьников на констатирующем этапе
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика Ю.А. Полещук
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты диагностики по выявлению уровня сформированности экологических знаний у младших школьников на контрольном этапе исследования
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты