Использование арт-терапии в профилактике отклоняющегося поведения младших школьников
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование арт-терапии в профилактике отклоняющегося поведения младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Использование арт-терапии в профилактике отклоняющегося поведения младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа № 68, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика диагностики агрессивного поведения детей (Г.П. Лаврентьева)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Содержание занятий коррекционной программы «Иголочки»
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие арт-терапии
1.2 Формы отклоняющегося поведения младших школьников
1.3 Виды арт-терапии, используемые при работе с младшими школьниками с отклоняющимся поведением
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация эксперимента и методики исследования
2.2 Создание психолого-педагогических условий для коррекции агрессивного поведения младших школьников средствами арт-терапии
2.3 Выводы и результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Профилактика девиантности (отклоняющегося поведения) у детей младшего школьного возраста остается на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой и, соответственно, требующей поиска адекватных методов и средств воздействия на личность учащихся.
Отклоняющееся поведение детей и подростков является одной из центральных проблем современной педагогики и психологии. Девиантное поведение младшего школьника – одна из основных причин обращения за педагогической поддержкой и психологической помощью к специалистам. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной.
В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления.
Профилактика – это пролонгированное планомерное воздействие, осуществляемое с учетом влияния различных факторов (биологических, социально-средовых, психологических, педагогических) на личность несовершеннолетнего и нацеленное главным образом на достижение желаемого результата и в то же время на предупреждение возможных или предотвращение развития уже имеющихся проблем.
В настоящее время традиционные методы профилактики девиантного поведения детей оказываются безуспешными, что, в свою очередь, актуализирует необходимость поиска соответствующих инновационных средств, детерминирующих процесс профилактики рассматриваемого поведения у детей младшего школьного возраста.
Значительное место в решении этой проблемы отводится арт-терапии как новому методу профилактики и коррекции. Именно арт-терапия позволяет решать задачи предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей, развития у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации.
Искусство является сильным средством воздействия на эмоциональную
и интеллектуальную сферы личности. Изобразительное искусство, изобразительная и художественно-творческая деятельность могут играть серьезную роль в формировании гармоничной личности младшего школьника в профилактике и преодолении девиантного поведения.
Методологической основой исследования стали исследования в области арт-терапии А. И. Копытина, Л. Д. Лебедевой, Т. М. Грабенко, Т.Д Зинкевич-Евстигнеева, А. А. Королевой, Т. Ю. Колошиной; а также исследования в области отклоняющегося поведения школьников Т. В. Ничишиной, В. Д. Пурина, О. А. Кузченко, Е. О. Смирновой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие арт-терапии
Термин «Арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях [7].
Особенность использования искусства в коррекционных целях заключается в том, что с его помощью можно на символичном уровне исследовать чувства и выражать их. «Использование средств арт-терапии в России последнее время набирает достаточно большие обороты в своем использовании и востребованности.
В 1997 г. в Санкт-Петербурге была создана арт-терапевтическая ассоциация. Она стала ядром набирающего силу арт-терапевтического движения» [2].
Арттерапия, по определению это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства [12, с. 15]. Исследователь подчеркивает, что данный метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне [3].
Л.Д. Лебедева, занимающаяся изучением арт-терапии в педагогике, акцентирует внимание на методике арт-терапии, которая базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании, особенно у детей, могут возникать затруднения. В связи с этим именно невербальные средства, в частности арт-терапия, в большинстве случаев являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний [17, с. 28].
Л.С. Выготский, рассматривая биологическое значение искусства, отмечал тот факт, что «…то, что остается не реализованным в нашей жизни, должно быть сублимировано. Для неосуществленного в жизни существует только два выхода – или сублимация, или невроз. Таким образом, искусство представляет собой с психологической точки зрения по стоянный биологически необходимый механизм изживания не реализованных в жизни возбуждений и является совершенно неизбежным спутником в том или другом виде всякого человеческого существования» [6, с. 235].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация эксперимента и методики исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 68 г. Гомеля».
В исследовании приняло участие 14 учащихся 2 «А» класса.
Практический эксперимент включал в себя следующие этапы:
1. Изучение уровня агрессивности младших школьников методом наблюдения методом Г.П. Лаврентьевой.
2. Диагностика уровня агрессивности по методике М.З. Дукаревич «Несуществующее животное» [22].
3. Проведение корекционно – развивающей работы с младшими школьниками.
4. Повторная диагностика уровня агрессивности по методике М.З. Дукаревич «Несуществующее животное»
Методика «Изучение агрессивного поведения детей» (Г. П. Лаврентьева)
Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста (см. приложение 1).
Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов –фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (педагог в течение урока наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).
Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает «ДА», присутствуют); или « – » (что означает «НЕТ», отсутствуют).
Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ « – » соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
Повышенный уровень агрессивности –15 – 18 баллов
Высокий уровень агрессивности – 10 – 14 баллов.
Средний уровень агрессивности – 6 – 9 баллов.
Низкий уровень агрессивности – 0 – 5 баллов.
М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного»
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании глубокого теоретического изучения проблемы и проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. Арт-терапия – это психолого-педагоическая технология, в основе которой лежит раскрытие творческого потенциала ребенка, высвобождение его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождение им оптимальных способов решения личностных, эмоциональных и поведенческих проблем.
2. Под отклоняющимся поведением младшего школьника понимается поведение, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам, носящее индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Существует разнообразные формы отклоняющегося поведения, наиболее распространёнными из которых являются гиперактивное, демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное, властное поведение.
3. Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология может быть использована в работе с различными категориями учащихся. Техники арттерапии наиболее мягко, безболезненно воздействуют на ребенка, помогая выразить себя и служат действенным средством разнообразных поведенческих отклонений. Наиболее популярными видами арт-терапии при работе с младшими школьниками с признаками девиантного поведения являются: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, драматерапия, песочная терапия, глинотерапия, кинотерапия и др.
4. На констатирующем этапе эксперимента по методике Г. П. Лаврентьевой 14 % детей имеют низкий уровень агрессивности; 30 % средний; 42 % высокий; 14 % повышенный уровень агрессивности. По методике М. З. Дукаревич 28 % детей имеют низкий уровень агрессивности; 28 % средний; 35 % высокий и 9% повышенный уровень агрессивности. В целом уровень агрессивности учащихся достаточно большой. После внедрения коррекционно-развивающей программы профилактики агрессивного поведения «Иголочки», уровень агрессивности респондентов значительно снизился. Высокий уровень агрессивности отсутствует, 71,4 % детей – средний уровень агрессивности; 28,6 % – низкий уровень агрессивности.
Рекомендации педагогам:
– использовать в практике работы методики наблюдения проективные методики с целью быстрой и своевременной диагностики агрессивности школьников и организации возможной коррекции средствами арт-терапии.
– Повышать методическую грамотность педагогического коллектива по проблеме коррекции агрессивности как формы отклоняющегося поведения.
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М. : Академия, 2001. – 248 с.
2. Арттерапия – новые горизонты / Под редакцией А. И. Копытина. – М. : Когито-Центр, 2006. – 336 с.
3. Афанасьева, О. Б. Арттерапия средствами изобразительного искусства / О. Б. Афанасьева // Воспитание школьников. – 2007. – № 3. – С. 28 – 34.
4. Березин, С. В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников / С В. Березин. – Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2012. – 122 с.
5. Волкова, Е. О. Агрессивный ребенок. Трудные дети или трудные родители / Е.О. Волкова. – М. : Проспект, 2002. – 545 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М. М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
7. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке : Практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д, Зинкевич-Евстигнеева. – СПб : Речь, 2007. – 340 с.
8. Елтарёва, К. К. Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников / К. К. Елтарёва // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 411 – 413.
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – СПб. : Речь, 2003. – 400 с.
10. Кузченко, О. А. Педагогические условия профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту / О. А. Кузченко. – Волгоград, 2006. – 90 с.
11. Карманова, Ж. А. Особенности психологии младших школьников / Ж.А. Карманова. – Караганда : КарГУ, 2003. – 116 с.
12. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Кисилёва. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с,
13. Колошина, Т. Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации / Т. Ю. Колошина. – М. : Самиздат, 2010. – 75 с.
14. Копытин, А. И. Терапия искусством в системе образования / А. И. Копытин // Школьный психолог. – 2011. – № 1. – С. 56 – 60.
15. Королева, А. А. Использование креативных методов арттерапии в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития / А. А. Королева // Специальное образование. – 2009. – № 3. – С. 45 – 49.
16. Лебедева, Л. Д. Арт-терапия как педагогическая инновация / Л. Д. Лебедева // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 40 – 46.
17. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПб. : Речь, 2003. – 256 с
18. Ломтева, Т. И. Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет / Т.И. Ломтева. – М. : Дрофа-Плюс, 2005. – 272 с.
19. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Шпаргалка для взрослых : Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М. : Начальная школа, 2000. – 304 с.
20. Матвеева, О. А. Развивающая и коррекционная работа с детьми / О. А. Матвеева. – М. : Речь, 2001. – 154 с.
21. Ничишина, Т. В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т. В. Ничишина. – Минск : Национальный институт образования, 2018. – 248 с.
22. Овчарова, Р.В Практическая психология в начальной школе /Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2002. – 240 с.
23. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Сфера, 2002. – 510 с.
24. Пурин, В. Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности : учеб. пособие. – М. : Академия, 2008. – 188 с.
25. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. –105 с.
26. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Конфликтные дети / Е. О. Смирнова. – М. : Эксмо, 2009. – 133 с.
27. Трусь, А.А. Кинотренинг. Технология и методика / А.А. Трусь. – СПб. : Речь 2011. – 190 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика диагностики агрессивного поведения детей (Г.П. Лаврентьева)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Содержание занятий коррекционной программы «Иголочки»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты