Введение
Глава 1 Теоретический аспект взаимодействия учителя-дефектолога ЦКРОиР и родителей детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ТМНР
1.2 Образовательные потребности детей с ТМНР
1.3 Проблемы взаимодействия специалистов ЦКРОиР и родителей
Глава 2 Экспериментальное исследование проблемы взаимодействия специалистов ЦКРОиР и родителей детей с ТМНР
2.1 Диагностический инструментарий для исследования проблемы взаимодействия специалистов ЦКРОиР и родителей
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
2.3 Практические рекомендации по оптимизации взаимодействия специалистов ЦКРОиР и семьи
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни ребенка, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
В последние десятилетия стабильной остается тенденция к росту числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты, работающие в области дефектологии, отмечают не только увеличение популяции детей с нарушенным развитием, но и усложнение структуры дефекта, рост числа детей с тяжелыми и множественными недостатками развития (ТМНР).
Состав учащихся с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития (ТМНР), обучающихся в классах центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации весьма разнороден. Тяжелая форма интеллектуальной недостаточности может сочетаться с различной неврологической симптоматикой, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматическими нарушениями. Наряду с недоразвитием всех психических процессов (ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем мире, низкая познавательная активность, несформированность функций внимания и памяти, недостаточная регуляция поведения), отмечается системное недоразвитие речи, а иногда и полное ее отсутствие.
На современном этапе отмечается рост приоритета взаимодействия в виде партнерства специалистов и родителей на фоне возобновляющейся ценности семейного воспитания детей с особенностями психофизического развития.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет учитель-дефектолог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Ведь сегодня родители ребенка с ТМНР уже не остаются один на один со своими проблемами, многие из них хотят и готовы пытаться самостоятельно помочь своим детям.
Изучением проблем и особенностей развития детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития занимались такие исследователи как Т.А. Басилова, И.М. Бгажнокова, Г.Е. Большакова, А.Р. Миллер, И.Н. Миненкова и другие.
Учебно-методическую литературу по проблемам взаимодействия специалистов с родителями, воспитывающих детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития,
Глава 1 Теоретический аспект взаимодействия учителя-дефектолога ЦКРОиР и родителей детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ТМНР
В любом обществе существует немалое количество людей, чьи возможности в реализации независимого образа жизни ограничены. Среди них – лица с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития (далее по тексту – ТМНР).
Тяжелые физические и (или) психические нарушения – физические и (или) психические нарушения, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами специального образования является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков [16, c. 21].
Множественные физические и (или) психические нарушения – это два и более физических и (или) психических нарушения [6, c. 11].
Понятие «тяжелая форма нарушения психофизического развития» указывает в первую очередь на то, что речь идет именно о тяжелых нарушениях, при этом не говорится, какое нарушение имеет первостепенное значение [1, c. 9].
По стандартам Всемирной Организации Здравоохранения нарушения психического развития могут иметь легкую, среднюю, тяжелую и тяжелейшую формы. Более практичным критерием, определяющим форму нарушения, является объем помощи, который необходимо оказать отдельной личности, имеющей особенности психофизического развития. Различают малую, среднюю, большую и очень большую потребность в помощи. В соответствии с необходимой помощью выделяют группы людей, при этом переход от одной группы к другой не имеет четких границ. Среди данных групп особый интерес представляют люди с тяжелейшей формой нарушений психического развития и очень большой потребностью в оказании помощи [12, c. 24].
Говоря о тяжелейшей форме нарушений психофизического развития, чаще всего имеют в виду тяжелейшие множественные нарушения, так как зачастую присутствует не одно, а несколько нарушений. При этом причина отдельно взятых нарушений обычно недостаточно ясна. Затронутыми, как правило, оказываются все виды ощущений, эмоциональные, когнитивные, телесные, а также социальные и коммуникативные способности, все средства самовыражения. В этой связи исходят из того, что речь идет о нарушениях,
Глава 2 Экспериментальное исследование проблемы взаимодействия специалистов ЦКРОиР и родителей детей с ТМНР
2.1 Диагностический инструментарий для исследования проблемы взаимодействия специалистов ЦКРОиР и родителей
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитатель-образовательном процессе, важно не потому, что этого требуют специалисты учреждения, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Систему работы с родителями можно представить в виде трех составных частей: информационно-аналитической, познавательной и наглядно-информационной.
Информационно-аналитическая часть включает в себя сбор сведений о родителях, уровне их образования, наличии или отсутствия у них педагогических знаний, отношении в семье к детям, потребностях родителей в психолого-педагогической информации [1, c. 65].
Познавательная часть включает в себя совместную работу с родителями и детьми с ТМНР. Это выполнение домашних заданий (снабжены рекомендациями для родителей), открытые занятия для родителей; родительские собрания; посещение родителями индивидуальных занятий [1, c. 67].
Принципы, положенные в основу работы с родителями детей с ТМНР:
· принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог, массажист и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;
· принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;
принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. К множественным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.
2. Дети с ТМНР существенно отличаются от других категорий лиц с особенностями психофизического развития тем, что находятся в значительной изоляции от внешнего мира, связанной с уменьшением доступных каналов компенсации их нарушений, и нуждаются в постоянной поддержке во всех областях жизнедеятельности, а также индивидуальном сопровождении на протяжении всей жизни. Вместе с тем, ребенок с ТМНР рассматривается как личность, способная активно функционировать в социуме при условии, что коррекционно-развивающая работа строится адресно с учетом ограничений жизнедеятельности каждого ребенка, а также в соответствии с его особыми образовательными потребностями, осуществляется рядом специалистов в тесном сотрудничестве с семьей и включает в себя создание соответствующих средовых условий.
3. Описанная в разделе система работы позволяет не только оказывать квалифицированную педагогическую поддержку родителям, но и привлекать к коррекционно-развивающей работе всю семью ребенка, тем самым способствовать повышению педагогической культуры родителей.
Следует отметить, что успешность взаимодействия специалистов центра и родителей зависит от профессионализма и ответственности, личной заинтересованности во всей системе отношений между ребенком, семьей и специалистами.
4. В целом родительская аудитория детей с ТМНР готова к совместному коррекционному процессу со специалистами центра. Также из второго анкетирования видно, что родители стремятся к взаимодействию между семьей и ЦКРОРиР, часто ответственность берут на себя, но есть и родители, которые считают, что развитием и воспитанием детей должно заниматься, в большей степени, учреждение.
Практически все родители отметили свою работу над совершенствованием речи. Родители следят за речью детей, присутствуют на детских праздниках, но посещение занятий, мероприятий в группах на низком уровне. В связи с этим наблюдается незнание со стороны родителей результатов деятельности учреждения в вопросах развития речи, в частности, какие создаются условия для развития. Большинство родителей отмечают
1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2009. – 178 с.
2. Бардышева, Т.Ю. Логопедические занятия в детском саду: 2-ая младшая группа / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. – М.: «Скрипторий 2003», 2011. – 224 с.
3. Басилова, Т.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями / Т.А. Басилова // Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов ; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2007. – 380 с.
4. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
5. Белогрудова, Т.В. Семья как объект социального воздействия: материалы международной научной конференции. «Современное общество и специальное образование» / Под общей редакцией профессора В.Н. Скворцова. – СПб., 2007. – С. 48-52.
6. Богомолов, Ю.П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов: вопросы психологической адаптации / Ю.П. Богомолов, А.И. Воронина, В.П. Куст. – Новосибирск, 2004. – 54 с.
7. Большакова, Г.Е. Коррекция сенсорного развития учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития / Г.Е. Большакова. – Новополоцк, 2012. – 71 с.
8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2006. – 224 с.
9. Дудко, О.Б. Совершенствование профессиональной компетентности учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития: дисс. … кандидат педагогических наук: 13.00.03 / О.Б. Дудко. – М., 2009. – 218 с.
10. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / М.В. Жигорева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
11. Забрамная, С.Д. Изучаем, обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. – М.:ТЦ «Сфера», 2007. – 64 с.
12. Логинова, И.Н. Оценка психического развития ребенка в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: метод. пособие / И.Н. Логинова, Е.В. Башина. – Мн.: АПО, 2009. – 102 с.
13. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития / Л.В. Лопатина. – СПб.: КАРО, 2007. – 310 с.
14. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. завед. и слушателей курсов переподготовки, обуч. по спец. 031700 – Олигофренопедагогика / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
15. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
16. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / под ред. С.Е. Гайдукевича.- Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с.
17. Миненкова, И.Н. Особенности методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / И.Н. Миненкова. – Мн., 2013. – 48 с.
18. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: сборник материалов 1-ой международной научно-практической конференции (27-29 ноября 2013 г.) / Под научной редакцией Н.Н. Яковлевой. – Спб., 2014. – 352 с.
19. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-обучающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / под ред. С.Е. Гайдукевича. – Мн.: «БГПИ им.М.Танка», 2007. – 144 с.
20. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; под общ. ред. С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2006. – 98 с.
21. Павлова, Д. Н. Особенности работы дефектолога с родителями детей с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания [Текст] / Д. Н. Павлова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: Асгард, 2015. – С. 130-133.
22. Подлавый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / И.П Подлавый. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
23. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
24. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.
24.Миненкова, И.Н. Подготовка к независимой жизни в социуме детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развитии / И.Н. Миненкова // Весцi Бел. дзярж. пед. ун-та. Серыя 1, Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя.– 2011. – № 3. – С. 10–15.
25. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДАС, 2009. – 239 с.
26. Финни, Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: книга для родителей / Пер. с англ. Ю.П. Липес, А.В. Снеговской; под. ред. Е.В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2001. – 336 с.
27. Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: пособие для учителя / Л. М. Шипицына. – СПб.: «Союз», 2004. – 336 с.