Улучшение показателей физического состояния мужчин первого периода зрелого возраста, занимающихся бодибилдингом
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Улучшение показателей физического состояния мужчин первого периода зрелого возраста, занимающихся бодибилдингом»
по дисциплине: «Оздоровительная и адаптивная физическая культура (оздоровительная)»
2021
45.00 BYN
Улучшение показателей физического состояния мужчин первого периода зрелого возраста, занимающихся бодибилдингом
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Оздоровительная и адаптивная физическая культура (оздоровительная)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплексы разнонаправленных, комбинированных серий упражнений занимающихся экспериментальной группы.
Поделиться
Введение
Глава 1. Анализ научно-методической литературы
1.1 Бодибилдинг как вид оздоровительной физической культуры
1.2 Организация контроля за физическим состоянием занимающихся
1.3 Структура и содержание занятий бодибилдингом
1.4 Анатомо-физиологические особенности организма мужчин первого периода зрелого возраста
1.5 Выводы по главе
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы и исследования
2.2 Организация исследования
Глава 3. Анализ результатов исследований
3.1 Методика повышения показателей физического развития и физической подготовленности мужчин первого периода зрелого возраста
3.2 Динамика показателей физического развития и физической подготовленности мужчин в процессе занятий бодибилдингом
3.3 Выводы по главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Результаты научных исследований показывают, что большинство болезней человека начинаются при состоянии организма на грани нормы и патологии. В этом угрожающем здоровью человека состоянии находится до 70 % взрослого населения нашей страны. В современном цивилизованном обществе механизация трудоёмких процессов, введение автоматики, рост удельного веса профессий умственного труда и уменьшение количества работающих физически является повсеместным. Развитие всех видов транспорта, и особенно автомобильного, также явилось одной из причин снижения физической активности населения. Чаще всего инфаркт миокарда возникает у мужчин, выполняющих сидячую высокооплачиваемую работу, так как в этих случаях сочетаются неблагоприятные факторы гиподинамии и избыточного питания.
Для профилактики отклонений в состоянии здоровья необходимы физические упражнения. Наибольший эффект они оказывают при занятиях на открытом воздухе. Однако в ряде случаев профессиональный труд и общие жизненные условия не позволяют этого и физические упражнения выполняются в закрытых помещениях. В этих условиях рекомендуется использовать на занятиях различные гимнастические упражнения, лёгкий бег, спортивные игры и тому подобное. Очень эффективны также упражнения с использованием тренажёрных устройств: упражнения на них легко и точно дозируются по длительности и мощности нагрузок.
Правильно подобранные и выполняемые упражнения с отягощениями в комплексном сочетании с другими средствами физической культуры значительно улучшают деятельность лёгких и сердца, помогают освободиться от чувства страха и напряжения, тем самым снижаются психологические факторы, приводящие к сердечному удару, ведут к здоровой и качественной гипертрофии мышц, в лучшую сторону изменяются и формы тела.
В процессе подготовки занимающихся, от новичков до более продвинутых, большая роль отводится планированию и контролю. Современные занятия – сложный и многолетний педагогический процесс, управляемый тренером. Проблема улучшения физического состояния людей выдвигает с особой актуальностью вопрос о разработке рациональных научно-обоснованных и практически эффективных систем тренировок.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Бодибилдинг как вид оздоровительной физической культуры
Оздоровительная физическая культура – это специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление сил, затраченных в процессе труда (учебы), организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов производства и окружающей среды.
В основе оздоровительной физической культуры находится двигательная активность, которая имеет важное значение для формирования и поддержания нормальной жизнедеятельности организма человека, а также для предотвращения возникновения различных заболеваний. Движение – не просто одно из составляющих здорового образа жизни, это совершенно необходимая предпосылка нормальной жизнедеятельности человека. Недостаток движения, приводящий к нарушению обмена веществ, является основной причиной так называемых болезней цивилизации.
Строение организма человека предопределило нормальное функционирование органов и систем в условиях активной двигательной деятельности. Снижение двигательной активности ведет к функциональным и морфологическим изменениям в организме, влияющим на сокращение продолжительности жизни. Снижение двигательной активности, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности, носит название гипокинезия. Гипокинезия пагубно влияет на здоровье, приводит к развитию сердечно-сосудистых расстройств и нарушению обмена веществ. Мышечный «голод» для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов.
Одним из наиболее действенных средств, способствующих устранению негативных влияний гипокинезии являются занятия оздоровительной физической культурой, разнообразие которой позволяет всесторонне и благоприятно воздействовать на здоровье и личность человека. Задачами оздоровительной физической культуры являются: повышение функциональных возможностей организма и восстановление моторно-висцеральных рефлексов. Основными средствами физической культуры являются физические упражнения. Физические упражнения — элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
Выбор методов исследования осуществлялся в соответствии с целью, задачами и особенностями организации выполнения курсовой работы. В курсовой работе использовались методы, апробированные в научных исследованиях, практике физического воспитания и спортивной тренировки.
Для реализации поставленной цели и задач исследования использовались следующие методы:
1. Анализ и обобщение научно – методической литературы,
2. Антропометрические измерения,
3. Контрольно – педагогические испытания,
4. Педагогический эксперимент,
5. Методы математической статистики.
2.1.1 Анализ и обобщение научно – методической литературы
В связи с выбранной темой, были проанализированы литературные источники, освещающие вопросы об особенностях построения индивидуальных тренировочных программ и физическом развитии людей в первом периоде зрелого возраста. Так же изучалась литература о методах повышения физических способностей для подготовки людей в период первого зрелого возраста. В ходе анализа научно-методической литературы было проанализировано 10 источников по теме исследования. Анализ литературы позволил определиться с формулировкой темы, цели и задач исследования.
2.1.2 Антропометрические измерения
У испытуемых измеряли массу тела, индекс Кетле, экскурсия грудной клетки, окружность.
Масса тела измерялась на электронных весах.
Индекса массы тела или индекс Кетле. Он используется для диагностики избыточной массы тела и вычисляется как отношение веса в килограммах к квадрату роста в метрах:
Индекс массы тела (индекс Кетле) = кг/м².
Индекс массы тела равный 25,0—29,9 считается избыточной массой тела.
Индекс массы тела более 30,0 является ожирением.
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1 Методика повышения физического состояния мужчин первого периода зрелого возраста занимающихся бодибилдингом
Трехмесячный тренировочный цикл сориентирован на трёхкомпонентную структуру, включающую подготовительный, развивающий и поддерживающий этапы.
На подготовительном этапе длительностью 1 месяц в основные задачи входило обучение технике двигательных действий, обеспечение адаптации к физическим нагрузкам и привыкания к регулярным занятиям. Осуществлялась подготовка к тренировочному режиму занятий посредством укрепления опорно-двигательного аппарата, сердечно–сосудистой, дыхательной и др. систем.
Развивающий этап включал 1 месяц занятий. Цель – повышение уровня физического развития и функциональных возможностей организма, воспитание двигательных качеств до запланированного уровня.
Основные средства оздоровительных занятий, используемые в отмеченных выше этапах, представлены в приложении в виде комплексов силовых упражнений, в сочетании с аэробным режимом работы в зоне малой и умеренной мощности (Приложение А).
При переходе с этапа на этап нагрузка регулировалась преимущественно за счёт объёма выполняемой работы с учётом принципа постепенности.
Методика занятий бодибилдингом с мужчинами была построена следующим образом.
Для проведения тренировочных занятий с помощью метода случайной выборки были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 8 человек в каждой, причем в обеих группах специально были отобраны мужчины эндоморфного соматотипа.
Тренировочные занятия проводились с типичной трёхкомпонентной структурой. Форма организации – индивидуально–групповая.
В контрольной группе тренировочный процесс осуществлялся по методике, в содержание которой входили преимущественно силовые упражнения с направленностью на воспитание силовых качеств.
В занятиях с экспериментальной группой применялся дополнительный педагогический фактор: бег в зоне малой и умеренной мощности для уменьшения подкожного жира. Способы использования средств содержали повторный метод выполнения упражнения при непредельных усилиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведения теоретического анализа литературы и педагогического эксперимента нами были сделаны следующие выводы:
1. Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью, и их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.
2. В экспериментальной группе основная часть занятий состояла из силовых упражнений с использованием разнонаправленных комбинированных серий с отягощениями. Основным преимуществом в нашем разработанном комплексе, является то, что в разнонаправленных сетах отдых между упражнениями и между подходами составлял от 30 секунд до 1 минуты.
3. Итоговый срез по окончании 3-х месяцев тренировочных занятий позволил констатировать достоверное снижение массы тела в экспериментальной группе (р<0,05). В контрольной группе изменения по данному показателю несущественны (р>0,05). Такое же положение в опытных группах соответствует окружности плеч, бедра и талии.
Достоверный прирост у всех исследуемых обнаружен по показателю жизненной ёмкости лёгких. И в экспериментальной и контрольной группах обнаружен прирост по следующим показателям: экскурсия, динамометрия (правая, левая кисть и становая) и улучшение результатов в калиперометрии.
По показателям развития максимальной силы в контрольной группе и в экспериментальной обнаружены существенные изменения. Так, показатели кистевой динамометрии в экспериментальной группе улучшились в среднем на 4 кг., а в контрольной на 4,7 кг. В становой динамометрии соответственно 13,1 и 13,9 кг. Однако в весоростовом показателе и в измерении окружности грудной клетки достоверных изменений не обнаружено ни в одной из групп.
При сравнительном анализе показателей опытных групп в конце эксперимента выявлено достоверное преобладание экспериментальной методики над методикой контрольной группы по эффективности воздействия на функциональное состояние испытуемых (р < 0,05).
1. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок М. А. Годик. М, 2006.-123 с.
2. Амосов Н.М. Физическая активность и сердце/ Н.М. Амосов/ К, 1975, 256
3. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология/ Г.Л. Апанасенко/ К., 1988, 247.
4. Велла М. Атлас анатомии для силовых упражнений и фитнеса/ М. Велла/Пер. с англ. - М.: АСТ, Астрель, 2007. - 144 с.
5. Дембо А.Г. Актуальные проблемы спортивной медицины/ А.Г. Дембо / М., 2000, 295 с.
6. Тренировка в бодибилдинге: (учебно-методическое пособие) Осинцев С.А.
7. Физическая культура. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / К. В. Чедов ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2021. – 5,12 Мб ; 95 с.
8. Бодибилдинг: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед./Р.Т. Раевский, В.Г. Лапко, Е.В. Масунова; под общ. ред. проф. Р.Т. Раевского. – О.: Наука и техника, 2011.– 208 с.
9. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР Научный редактор доцент, канд. пед. наук О.Л.Жукова Екатеринбург, 2004
10. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов [Текст] / В.И.Дубровский — М.: Гуманит изд. центр. ВЛАДОС, 1998. - 480 с.
11. Дорохов Р. Н. Спортивная морфология [Текст] / Р.Н.Дорохов, В.П.Губа. М., 2002г. - 222с.
12. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: Учеб.пособие [Текст] / С.П.Евсеев, Л.В.Шапкова - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
13. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. Москва. АКАДЕМА. 2001. - 260с.
14. Ингерлейб М.Б. Анатомия физических упражнений [Текст] / М.Б. Ингерлейб. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 187 с.
15. Калашников Д.Г. Теория и методика фитнесс-тренировки. [Текст]: / Калашников Д.Г. – М. ООО «Фантера», 2003 г. – 136 с.
16. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине [Текст]/ В.Л.Карпман - М: ФиС,1997 – 8-10с.
17. Ким Н. Фитнес для всех [Текст] / Н.Ким - М: Ринол Классик 2002. – 528с.
18. Коник А.А., Никулин И.Н. Повышение физической работоспособности студентов нефизкультурного вуза на основе оздоровительных занятий с отягощением: Монография [Текст]. – Белгород: Издательство БУКЭП, 2014. – 169 с.
19. Куликов В.П. Потребность в двигательной активности: физиология, валеология, реабилитология [Текст] / В.П. Куликов, В.И. Киселев. – Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. – 150 с.
20. Коннорс Э. Бодибилдинг. Баланс красоты и здоровья [Текст] / Э.Коннорс - М.: Фаир - Пресс, 2000.- 176с.
21. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия [Текст] / К.Купер - М.: Физкультура и спорт, 1987.
22. Лосев А.С. Силовые виды спорта [Текст] / Лосев А.С. Малышев А.А.: учеб но-методическое пособие.- Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014, -59 с.
23. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для студ. высш. пед. заведений [Текст] / В. В. Марков. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
24. Мак-Комас А.Дж. Скелетные мышцы [Текст] / А.Дж.Мак-Комас – Киев: Олимпийская литература,2001. – 406с.
25. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П.Матвеев: учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 356 с.
26. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика [Текст] / Ю.В.Менхин, А.В.Менхин - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 163с.
27. Никулин И.Н. К обоснованию понятия «Атлетическая гимнастика» [Текст] / Доклады. Первый международный конгресс «Термины и понятия в сфере физической культуры» 20 – 22 декабря 2006 г. Россия, С – Петербург, - С. 281 – 282.
28. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера [Текст] / Н.Г.Озолин. М.: «ООО Издательство Астрем».- 2002.-864 с.
29. Одинцова И.Б. Аэробика и фитнесс [Текст] / И.Б.Одинцова – М.: Эксмо 2003 – 119с.
30. Перл Б. Стань сильнее [Текст] / Пер. с англ. В. М. Баженов; Худ. Обл. М. В. Драко.- Мн.: ООО «Попурри», 2004.- 432 с.
31. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст] / В.Н.Платонов - Киев. Олимпийская литература – 2004. – 583с.
- 32. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К.Селевко: учебное пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплексы разнонаправленных, комбинированных серий упражнений занимающихся экспериментальной группы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты