Урок обществоведения, его типология
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Урок обществоведения, его типология»
по дисциплине: «Методика преподавания истории и обществоведения»
2021
45.00 BYN
Урок обществоведения, его типология
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания истории и обществоведения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1.1 Урок как целостная система
1.2 Требования к современному уроку
ГЛАВА 2 ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
2.1 Комбинированный
2.2 Технология дебатов
2.3 Применение тренингов
2.4 Диалог
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях курс обществоведения, прежде всего, должен быть интересным, проблемным и развивающимся. Со временем все меняется, и учебный процесс тоже не стоит на месте, и теперь учитель не является единственным источником информации, как раньше, теперь его главная задача - научить студентов учиться самостоятельно, искать и добывать информацию, находить истину, уметь ее доказать. Одним словом, курс обществознания в XXI веке – это логически правильный план того, как обучать учеников самообразованию, они становятся главными действующими лицами урока, а учитель выступает помощником в этом процессе. В этом главное отличие от традиционного урока, где главным героем был учитель.
Сегодня существует много вспомогательного материала для учителей, особенно для молодежи, чему и как учить детей, как сделать их урок интересным, как его улучшить. Но не вся общедоступная информация помогает учителям на практике. Сейчас дети во многих школах стали пассивными на уроках: они не хотят учиться, они медленно отвечают на вопрос учителя. В век информации требуется много усилий, чтобы пробудить у ребенка интерес к учебе. Многие люди думают, что то, что им говорит учитель, они могут найти за доли секунды, зайдя в Интернет и введя в поисковой системе нужный им запрос. Вероятно, из-за этого многие люди теряют интерес к учебе по ходу открытия новых знаний. Информация, которая появляется в Интернете, не может долго храниться в памяти, она носит кратковременный характер – посмотрел в нужный момент и забыл через пару минут. Эти знания не систематизированы и, более того, будут мешать мыслительному процессу студентов, потому что не обязательно знать факты, но уметь анализировать, сравнивать информацию из разных источников и находить истину, а также доказывать ее. И в таких условиях учителям необходимо хорошо и тщательно подготовиться к предстоящему уроку. Именно вышеуказанные особенности обусловили выбор и актуальность данного исследования.
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1.1 Урок как целостная система
В условиях существующих организационных форм обучения используется разнообразный арсенал различных методических средств. Выбор различных источников, из которых студенты получают знания, во многом зависит от формы организации обучения. Поэтому одной из важнейших задач методологии является разработка форм организации обучения в единстве с раскрытием их методологических возможностей.
Наиболее распространенной, как в нашей стране, так и за рубежом, была классная система обучения, создателем которой считается Я.A. Коменский. За 300 лет эта система претерпела дальнейшее совершенствование при участии тысяч учителей, методистов и таких выдающихся педагогов-мыслителей, как Я. Ф. Гербард, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я.В. Дэвид, Б. Наврочинский и другие. Суть системы Я. A. Коменского состоит в разделении учащихся на классы, реализующие соответствующие учебные программы. При этом программа изучения каждого предмета состояла из разделов, а они, в свою очередь, были разделены на темы, которые отрабатывались на 40-45-минутных уроках под руководством преподавателя [18, с. 12].
Система, основанная на порядке, выдержала испытание в течение нескольких столетий и, несмотря на сильную критику, сохранилась по сей день почти во всем мире. Но в то же время эта система в настоящее время претерпевает значительное развитие в некоторых европейских странах и Соединенных Штатах.
Ключевым компонентом системы организации обучения в классе является урок.
Что такое урок? Однозначный ответ на этот вопрос дать сложно. На сегодняшний день в педагогической науке преобладает мнение, что урок – это форма организации деятельности постоянного коллектива преподавателей и учащихся в определенный промежуток времени, которая систематически используется для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся.
В такой форме урока представлены все составляющие учебно-познавательного процесса: его цель, содержание, средства, методы организации и управления деятельностью и все его дидактические элементы.
ГЛАВА 2 ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
2.1 Комбинированный
Урок – организационная единица коллективного обучения в процессе среднего образования, определенная по времени, месту, составу участников и относительно законченная по содержанию.
Уроки могут быть очень разными, но каждый урок частично реализует цели обучения (задачи урока), организует восприятие и усвоение учащимися фрагмента содержания образования. Остальная часть урока зависит от типологии урока.
Каковы основные преимущества и недостатки урока типа «классные уроки»?
Типы уроков различаются в зависимости от основной дидактической задачи, которая на них решается: вводный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления и применения знаний, урок обзора и обобщения, урок проверки результатов обучения. В качестве примера вводного урока можно рассмотреть первый урок обществознания в начальной школе, на котором учитель объясняет ученикам суть нового предмета, его значение, структуру, особенность, особенности организации учебной деятельности и т.д.
Урок изучения нового материала обычно проводится в начале изучения предмета или, когда необходимо справиться с большим объемом сложного учебного материала, например, по теме «Экономика как наука и хозяйство» в начальной школе. Полезно посвятить целый урок применению и закреплению знаний, если этого требует форма урока, например, игра «Испытание».
Повторительно-обобщающие уроки проводятся в конце изучения разделов или целых курсов.
Они очень сложны, поскольку направлены не столько на повторение пройденного в том же порядке, сколько на обобщение и систематизацию, поднятие на более высокий уровень понимания. Эта цель должна быть отражена в самом названии урока, например, после изучения социальных вопросов в начальной школе, урок обзора и обобщения можно назвать «Мое место в обществе» или «Что такое успех и как его достичь» [15, с. 38].
Уроки с результатами обучения также относятся к завершению основной темы, а также к оценке студентов в конце четверти, триместра или семестра. В массовой практике большинство уроков относятся к так называемым традиционным урокам комбинированного типа, которые включают все эти задания в виде модулей (уровней). Сегодня их широкое применение более актуально в начальной и основной школе, где необходимо чаще менять вид учебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.
2. Требования к современному уроку: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете; должен иметь, хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока – дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым и др.
3. К основным типам уроков обществоведения относят: комбинированный, технология дебатов, применение тренингов, диалог и др.
1. Бабанский, Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения / Ю. К. Бабанский // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1971. – С. 48–56.
2. Баранов, П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществоведение» / П. А. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. – № 6. – С. 38-43.
3. Боголюбов, Л.Н. О закономерностях становления содержания социально-гуманитарного образования / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. – № 4. – С. 20-28.
4. Боголюбов, Л.Н. Состояние и перспективы современного обществоведческого образования / Л. Н. Боголюбов // Народное образование. – 2000. – № 7. – С. 98-102.
5. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2004. – 288 с.
6. Концепция учебного предмета «Обществоведение»: утв. приказом М-ва образования Республики Беларусь 29.05.2009 г. № 675 // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. – № 3. – С. 13-14.
7. Кулагин, П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения / П. Г. Кулагин. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.
8. Кульневич, С.В. Современный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов на Дону: Учитель, 2005. – 138 с.
9. Лернер, И. Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. — М.: «Знание», 1976. — 64 с.
10. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Н. Максимова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
11. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.
12. Миницкий, Н. Когнитивные практики в гуманитарном образовании (междисциплинарный аспект) / Н. Миницкий // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2009. – № 11. – С. 8-15.
13. Никифоров, Д.Н. Наглядность в преподавании истории и обществоведения: пособие для учителей / Д.Н. Никифоров, С.Ф. Скляренко. –М.: Просвещение, 1978. – 319 с.
14. Образовательный стандарт учебного предмета «Обществоведение»: утв. постановлением М-ва образования Республики Беларусь 29.05.2009 г. № 32 // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. – № 3. – С. 14-16.
15. Поляков, Л. В. Предмет обществознания – глобальный мир / Л. В. Поляков // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 9. – С. 36-45.
16. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.Т. Студеникин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
17. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
18. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Обществоведение. IX–XI классы / Нац. ин-т образования. – Минск, 2009. – 28 с.
19. Чернова, Г. А. Методика преподавания обществознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г. А.Чернова, Л. Г. Жукова, И. В. Митюкова. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
20. Шамова, Т.И. Повышение эффективности урока / Т.И. Шамова // Преподавание истории в школе. – 1986. – № 4. – С. 67-69.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты