ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способной многократно повысить его эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико–статистического, до философско–психологического.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего практического опыта.
Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
Управление персоналом – явление весьма многогранное и сложное по своему содержанию и организационно–структурным формам. Но оно выступает не только в качестве сложного структурно–функционального явления, но и структурно–разделенной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное назначение и функции. В этой связи управление персоналом является самостоятельно функционирующей системой со своими принципами, функциями и полномочиями.
Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что использование современных методов отбора кадров позволит учесть интересы и цели отдельных хозяйствующих структур, обеспечивать развитие персонала в целом, что в конечном итоге способствует росту конкурентоспособности организации.
Учитывая все вышесказанное, можно считать тему «Современные методы отбора персонала и их использование в практике управления организацией» актуальной и своевременной.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить современные методы отбора персонала, а также их использование в строительном гипермаркете «Mile».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы анализа отбора персонала;
– определить понятие отбора персонала как составной части управления персоналом;
– проанализировать современные методики отбора персонала;
– изучить зарубежный опыт отбора персонала.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОТБОРА ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятие отбора персонала как составной части управления персоналом
Управление персоналом является специфической областью научного познания и предметом разработки научной теории, и как теория выполняет две важные функции: объяснение; преобразование.
В зависимости от значения, которое придается объяснению и преобразованию, можно выделить три основных направления управления персонала как науки:
1) управление персонала с теоретической ориентацией фокусирует внимание на теоретических научных целях.
2) управление персоналом как технология с ориентацией на прагматическую научную цель.
3) управление персонала как прикладная наука [2, с. 16].
Управление как наука обладает своим понятийно–категориальным аппаратом, т.е. совокупность терминов, содержание и объем которых позволяют правильно отображать закономерности, взаимосвязи и факторы данной науки.
К ним относятся: рабочая сила, рабочие, служащие, специалисты, специалисты, кадры, человеческие ресурсы, профессия и другие.
Персонал личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками. Существенными признаками персонала являются наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем и обладание определенными качественными характеристиками.
Базовой классификацией персонала является деление по категориям работников, в соответствии с которой выделяются:
1) производственный персонал (рабочие), непосредственно занятый в процессе производства товара или услуги (основной и вспомогательный производственный персонал),
2) управленческий персонал (служащие), занятый в процессе управления производством товара или услуги (руководители и специалисты).
Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В СТРОИТЕЛЬНОМ ГИПЕРМАРКЕТЕ «MILE»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
Основным видом деятельности компании ООО «Астомстрой», основанной в 2003 году, является оптово–розничная торговля отделочными материалами. За все время своей работы ООО «Астомстрой» приобрела репутацию надежного партнера и стала в Республике Беларусь крупнейшей компанией по продаже строительных, отделочных материалов и товаров для дома.
Mile – строительный гипермаркет формата DIY (от англ. Do It Yourself – «сделай сам») торговой площадью 6000 квадратных метров с доступными ценами на более чем 40000 наименований товаров для дома, строительства и ремонта.
Mile – это необычно стильное, продуманное и вдохновляющее пространство. Множество экспозиций, красивые решения для дома, огромное разнообразие товаров – все подчинено главной цели: помочь вам легко создать дом своей мечты и превратить благоустройство квартиры, дачи, сада в увлекательный творческий процесс.
Преимущества строительного гипермаркета «MILE»:
– товары для дома, дачи, сада, включая строительные и декоративно–отделочные материалы, освещение и электротовары, напольные покрытия и плитка, отопительное оборудование, сантехника, инструменты, скобяные и столярные изделия;
– демонстрационные экспозиции, которые вдохновляют на обустройство и ремонт дома, подсказывают новые идеи дизайна, учат, как сделать дом и дачу уютнее, а сад – красивее;
– удобная, грамотно организованная планировка и навигация, чтобы без труда найти нужный товар;
– привлекательные ценовые предложения от самых известных производителей;
– персонал, всегда готовый дать профессиональную консультацию.
В Mile постоянно проходят акций с существенными скидками, мастер–классы, промо–мероприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные концепции управления персоналом основаны на признании возрастающей значимости личности сотрудника, на изучении его мотиваций, умении правильно формировать их и корректировать в соответствии со стратегическими задачами, стоящими перед компанией.
Несмотря на то, что с точки зрения руководства основной целью бизнеса является получение прибыли, современная теория и практика управления персоналом немалое внимание уделяет необходимости удовлетворения не только материальных, но и социальных потребностей сотрудников.
Следует помнить, что не существует одного оптимального метода, поэтому необходимо владеть всем набором приемов для привлечения кандидатов на должность.
Методы отбора являются стандартными при отборе кандидатов как из внешних, так и из внутренних источников, хотя и используются в различных сочетаниях и с различной целью. Внутренний отбор обходится значительно дешевле, требует меньших затрат, чем внешний. В тоже время, выбор ограничен числом сотрудников организации, среди которых может не оказаться необходимых людей - это один из существенных недостатков внутреннего набора. Многие зарубежные компании в Японии и США уделяют большое внимание именно внешнему набору. Широкую практику приобрело явление отбора наиболее перспективных студентов начальных курсов с их последующим обучением в духе компании и наймом. Это представляется интересным подходом к отбору кандидатов.
Также особенностью отбора кадров за рубежом является понимание того, что для поиска и отбора нужных кадров необходимо затрачивать значительное количество денег и времени. Считается, что это все равно дешевле, чем расходы на увольнение неподходящего сотрудника и новый поиск кандидата.
Mile – строительный гипермаркет формата DIY (от англ. Do It Yourself – «сделай сам») торговой площадью 6000 квадратных метров с доступными ценами на более чем 40000 наименований товаров для дома, строительства и ремонта.
Предметом деятельности предприятия являются: оптовая торговля и торговля через агентов; розничная торговля; деятельность автомобильного грузового транспорта; организация перевозок грузов; аренда автомобилей; сдача внаем собственного недвижимого имущества; наем рабочей силы и подбор персонала и др. Система управления в строительном гипермаркете «MILE» представляет собой линейно–функциональную структуру.
1. Акмаева, Р.И. Менеджмент : учебник : / Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифа-нова, А.П. Лунев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 442 с.
2. Алехина, О.Е. Стимулирование развития работников организации / О.Е. Алехина. // Управление персоналом. - 2017. - №1. - С. 50-52.
3. Антипов, К.В. Университетская книга / К.В. Антипов, А.В. Горбунов, Е.Н. Бейлина // Просвещение. - 2018. - №1. - С. 31-33.
4. Бажин, А.С. Студент. Аспирант. Исследователь : научный журнал / А.С. Бажин // Оптимизация учета расчетов по оплате труда в организации. - 2019. - №8. - С.48-53.
5. Балашов, А. П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Бала-шов. - М. : Вузовский учебник, 2019. - 112 c.
6. Барнагян, В.С. Менеджмент : учебное пособие : / В.С. Барнагян, С.Н. Гончарова ; Ростовский государственный экономический университет. – Ростов-на-Дону : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ, 2018. – 220 с.
7. Блинов, А.О. Теория менеджмента : учебник / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 304 с.
8. Блинов, А.О. Управление изменениями : учебник / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. – 2-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 304 с.
9. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М. : Проспект, 2017. – 320 c.
10. Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персо-налом : учебник / Е.И. Данилина, Д.В. Горелов, Я.И. Маликова. – Москва : Дашков и К°, 2019. – 208 с.
11. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации : учебник / А.В. Дейнека. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 288 с.
12. Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами: учебник / А.В. Дейнека, В.А. Беспалько. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 389 с.
13. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии : учебник / И.А. Дубровин. – 3-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2019. – 432 с.
14. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новг. : НИМБ, 2018. – 320 c.
15. Жуков, А.Л. Современные методы регулирования заработной платы: монография / А.Л. Жуков. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 413 с.
16. Капранова, М.В. Основы психологической диагностики и оценки персонала : учебное пособие : / М.В. Капранова, М.В. Бучацкая ; Технологический университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 161 с.
17. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйствен-ной деятельности: учебник / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 247 с.
18. Костин, В. А. Менеджмент : учебное пособие / В. А. Костин, Т. В. Костина. – Москва : Гардарики, 2017. – 334 с.
19. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента : учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва : КноРус, 2018. – 499 с.
20. Маслова, Е.Л. Менеджмент : учебник / Е.Л. Маслова. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 333 с.
21. Савкина, Р.В. Планирование на предприятии: учебник / Р.В. Савки-на. - 2-е изд., перераб. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Даш-ков и К°», 2018. - 320 с.
22. Трудовой кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 26 июля 1999 г. ; одобр. Советом Республики 30 июня 1999 г. (в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2019 г. № 124-3) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск : ООО «Юр-Спектр», 2021.
23. Хижняк, А.Н. Основы эффективного менеджмента : Учебное пособие / А.Н. Хижняк, И.Е. Светлов. - М. : Инфра-М, 2019. - 160 c.
24. Черноморченко, С.И. Управление профессиональным развитием персонала организации : учебное пособие : [16+] / С.И. Черноморченко ; Тюменский государственный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2016. – 192 с.
25. Чернопятов, А.М. Маркетинг персонала : учебник : / А.М. Чернопятов. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 277 с.
26. Шимова, О. С. Устойчивое развитие: учебник / О. С. Шимова. — Минск: БГЭУ, 2017. — 395 с.
27. Чернопятов, А.М. Маркетинг персонала : учебник : [12+] / А.М. Чернопятов. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 277 с.