Соотношение норм права и религиозных норм
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Соотношение норм права и религиозных норм»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Соотношение норм права и религиозных норм
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ
2 ЕДИНСТВО ПРАВОВЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ
3 РАЗЛИЧИЕ ПРАВОВЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ
4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Религиозные нормы очень тесно связаны с нормами права. Религия никогда не ограничивалась верой в Бога и загробную жизнь и совершением религиозных ритуалов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям завоевывать массы и влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему интерпретирует реальный мир и регулирует отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать. Основная причина появления нового религиозного движения носит социально-политический характер. Такие движения возникли в ответ на насущные потребности общественной жизни. Фактически, каждая возникающая секта – это социально-политическая единица, а ее система взглядов – это новая социально-политическая доктрина в форме религии. Такой является история возникновения таких религий как христианство, ислам, буддизм.
Возникновение религии и религиозных норм произошло позже, чем первичных мононорм, но вскоре они проникли во все механизмы регулирования первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация мононорм на религию, право, мораль. На разных этапах общественного развития и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии различны. Поэтому в некоторых правовых системах связь между религией и правовыми нормами настолько тесна, что их следует рассматривать как религиозные правовые системы. Древнейшая из таких правовых систем – индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример – мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется шариатом. Таким образом, религиозная правовая система является единым религиозным, моральным и правовым регулятором во всех сферах жизни общества. Характер взаимодействия правовых норм и религиозных норм в системе социального регулирования общества определяется соотношением правовых норм, религиозных норм и морали, а также отношениями между законом и государством. Следовательно, государство может определять свои отношения с религиозными организациями и свой правовой статус в конкретном обществе через свою правовую форму.
Республика Беларусь – социальное государство, в котором, согласно Конституции, религии и вероисповедания равны перед законом [1].
1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ
Правовая норма – это абстрактная модель социальных отношений и поведения человека. Таким образом, он отличается от решений государственных органов в отдельных случаях, отдельных распоряжений, договоров, регулирующих отношения между конкретно обозначенными юридическими лицами [2, с. 27].
Правовая норма адресована кругу лиц, определяемых по видовым признакам (граждане, родители, супруги, налоговая инспекция, судебный пристав и прочее). В отличие от приказа, адресованного точно назначенным лицам и действующего до его исполнения (приказ построить здание, провести вакцинацию против гриппа и дифтерии этой осенью, передать точно определенное имущество, заплатить премию, уволить) Норма не ограничивается исполнением. Оно превращается в будущее в том смысле, что оно предназначено не только для настоящего, денежного (отношения), но и для возникновения, неопределенного числа случаев и отношений, определенных в общем виде и осуществляется каждый раз, когда возникают обстоятельства и ситуации, предусмотренные им.
Правовые нормы носят волевой (социально-волевой) характер. Во-первых, они адресованы свободной воле участников общественных отношений и имеют смысл только в том случае, если в адресе нормы есть выбор поведения; во-вторых, направление этого выбора (содержание правила поведения) определяется волей доминирующих или влиятельных классов в данном обществе, сословий, социальных групп, партий, которые влияют на формирование и развитие права. Это не означает, что каждая правовая норма выражает волю точно определенного класса, социальной группы или политической партии [3, с. 35].
В обществе в целом и в законотворчестве в частности действуют социальные закономерности, значительная часть которых носит статистический (вероятностный) характер [4, с. 57].
Следовательно, отдельные нормы могут выражать волю различных социальных групп, но они могут вовсе не выражать ничью, но могут быть ошибкой, заблуждением или невыполнимым правилом (нормы средневекового закона о «силах зла» и прочее).
2 ЕДИНСТВО ПРАВОВЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ
Религия и право как регулятивные системы тесно близки. Их воздействие на социальное развитие, несомненно, является совокупным, а во многом и согласованным, так как направления формирования ими общественных отношений практически совпадают. Специфика каждого социального регулятора, есть необходимое условие выполнения ими своих индивидуальных задач, и в то же время позволяет эффективным способом согласованно воздействовать на общественные отношения для достижения социально значимых целей [14, c. 71].
Республика Беларусь имеет форму правового государства. Основной функцией исполнительной власти государства является реализация правовых норм. Правовые нормы имеют важное значение в жизни общества. Сами по себе правовые нормы это определенные предписания и правила поведения людей в обществе. Можно сказать, что правовые нормы обеспечивают порядок в жизни государства и общества. Все правовые нормы регулируют отдельные формы отношений: семейные, гражданские, административные и прочее. Все правовые нормы объединены в законы, которые общество должно выполнять. Но в большинстве случаев правовые нормы в белорусском государстве не выполняются, происходит множество нарушений правовых норм.
У каждого человека должно быть свое представление о знании закона. Однако нужно проводить различие между профессиональным знанием права и обыденным. Даже юристы не всегда знают весь правовой материал. К тому же на практике гражданин не сталкивается с необходимостью знания всех без исключения правовых норм. Для того чтобы строить свое поведение в соответствии с законом, в большинстве случаев достаточно знать требования морали, понимать социальное назначение правовых норм, а также знать основные права и обязанности устанавливаемые конституцией и другими законами. Нет, например, никакой необходимости во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от грабежа или разбоя. Важно другое – каждый должен ясно осознавать недопустимость присвоения чужого имущества или посягательства на личность другого человека [15, c. 52].
3 РАЗЛИЧИЕ ПРАВОВЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ
На основе анализа взаимосвязи права и религии можно сделать выводы о взаимодействии права и религии, что поможет развить личное и социальное правосознание и правовую культуру, а также укрепить этику. Соблюдение норм, содержащихся в религиозных нормах, исключает нарушения многих правовых норм.
Однако в целом довольно сложно связать право и религию, поскольку, помимо схожих характеристик, это позволяет сравнить понятия права и религии для определения их общих целей и задач. В связи с фактической реализацией этих норм возникают различия, выявляющие их противоречия и несоответствия. Религиозные требования и юридические требования не всегда совпадают, поэтому возникают конфликты [18, c. 255].
Некоторые авторы причину противоречий между правом и религией усматривают в «формальной определенности» правовых норм. С одной стороны, природа правовых норм не позволяет использовать определенные нормы для регулирования отношений, когда их предпосылки не конкретизированы, но требует применения этих норм с точки зрения религии. С другой стороны, формальная определенность правовых норм требует применения правовых норм, если религия считает это применение несправедливым. По этой причине противоречие между законом и религией неизбежно будет проявляться на протяжении всего периода их сосуществования.
С точки зрения В.И. Нижечка, основная причина противоречий между правовыми и другими социальными регуляторами общественных отношений заключается в том, что они по-разному развиваются. «Процесс разработки законов и нормативных актов имеет определенные прерывности и случайный характер. В каждом случае принятия нового нормативного акта или отмены старого нормативного акта в него будут внесены определенные изменения. Вновь установленные правовые нормы учитывают (или, по крайней мере, должны учитывать) объективные потребности общественного развития, а сами нормы отвечают (или должны отвечать) этим потребностям» [19, c. 339]. Напротив, религиозное регулирование носит более консервативный характер. В некоторых случаях следует отметить, что если и происходит процесс развития религиозных норм, то он характеризуется прогрессивностью и непрерывностью.
4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ
Правовая система ХХ века осуществлялась под эгидой процесса, который можно было бы назвать секуляризацией, логическим результатом которого стало отчуждение закона и религии. В то же время эти явления тесно взаимодействуют, что особенно очевидно в сфере социального надзора. С юридической точки зрения закон является высшим приоритетом социального регулирования и может обеспечить наилучшее функционирование общества. Однако эффективность правового регулирования в значительной степени зависит от его скоординированного влияния с другими неюридическими системами надзора, включая религию.
Связь между нормами права и нормами религии лежит в корнях их возникновения и функционирования. В обществе существует множество социальных норм. Возможности каждого из них по-своему влиять на общественные отношения ограничены. Поэтому право, религия, этика и корпоративная этика влияют друг на друга как особые регуляторы социальной системы.
Во взаимодействии права и религии как регуляторов общественных отношений выделяются законы и религиозные нормы, которые доминируют в поведении как наиболее активные элементы правовой и религиозной системы.
Они играют особую роль во влиянии этих систем на социальные отношения и устанавливают определенные правила поведения для людей в обществе. С этой точки зрения право и религия являются двумя тесно связанными социальными нормативными системами. Из-за совпадений в области регулируемых отношений законы и религиозные нормы очень похожи, иногда совпадают по своим формулам, что обеспечивает согласованное воздействие на социальное развитие. Поэтому с юридической точки зрения христианство содержит множество определений прав и запрещенных действий. Многие правовые принципы и нормы согласуются с положениями основных источников христианства. В некоторых случаях правовые нормы копируются в текстовой форме перед религиозными нормами [23, с. 351].
В результате этого взаимодействия социально необходимое поведение людей одновременно санкционируется законами и религиозными нормами и принуждается государством и церковью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Норма права есть вид социальной нормы, представляющая собой общеобязательное правило поведения, которое установлено и санкционировано государством, выражено публично в конкретизированных предписаниях, как правило, в письменной форме и охраняется государственными органами посредством контроля с его стороны за соблюдением таких велений, предписаний.
Норму права принято классифицировать по определённым основаниям, в том числе по отраслевой принадлежности, по юридической силе, по степени общности, по характеру предписываемых правил поведения, по степени активизации социально полезной деятельности, по способу установления правил поведения, по степени определённости, по непосредственному предмету воздействия и прочим основаниям.
Религиозные нормы – разновидность социальных норм, установленных различными религиозными конфессиями и обязательных для исполнения людьми, которые исповедуют ту или иную веру. Несмотря на то, что в настоящее время существует четкое отделение правовых норм от религиозным, существовали и целые эпохи, когда религиозные нормы выполняли роль права.
Республика Беларусь постоянно нуждается в создании новых правовых норм регулирующих те или иные общественные отношения. Все правовые нормы распространяются на неопределенный круг лиц и они должны быть обязательными для всех. Главная роль правовых норм в жизни общества заключается в правотворчестве власти, которая создает правопорядок, диктует правила, которыми должно пользоваться общество. Но нельзя сказать, что без правовых норм не было бы самого государства и порядка. Многие общества создают свой правопорядок путем подчинения религиозным нормам.
Республика Беларусь является многонациональным государством. Соответственно в ней существуют множество различных религий и религиозных объединений. Сами по себе религиозные нормы регулируют духовную и социальную жизнь в соответствии с вероисповеданным предписанием той или иной конфессии. В Республике Беларусь действуют множество религиозных норм. И они играют не последнюю роль в жизни всего общества.
1 Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
2 Кильзен, Г. Чистое учение о праве / Г. Кильзен. – СПб.: Издательский дом «Альфа-пресс», 2015. – 542 с.
3 Александров, Н.Г. Юридическая норма и правоотношение / Н.Г. Александров. – Москва: МЮИ, 2004. – 245 с.
4 Сильченко, Н.В. Закон (проблемы этимологии, социологии и логики) / Н.В. Сильченко. – Минск: Наука и техника, 1993. – 119 с.
5 Шабуров, А.С. Теория государства и права: учебное пособие / А.С. Шабуров, Ж.С. Жайкбаев. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. – 382 с.
6 Ивин, А.А. Логика норм / А.А. Ивин. – Москва: МГУ, 2003. – 121 с.
7 Матузов, Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – Москва: Юристъ, 2014. – 776 с.
8 Халфина, Р.О. Что есть право, понятие и определение / Р.О. Халфина. – Москва: МГУ, 1988. – 550 с
9 Матузов, Н.И. Право в системе социальных норм / Н.И. Матузов // Правоведение. – 2016. – № 2 (213). – С. 144-157.
10 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский. – Минск: Амалфея, 2016. – 126 с.
11 Гурчинский, М.А. Взаимодействие права и морали в структуре юридического мышления / М.А. Гурчинский // СПб: Юридический журнал. – 2016. – №2(6). – С. 53-56.
12 Дмитрук, В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие / В.Н. Дмитрук. – Минск: Амалфея, 2018. – 421 с.
13 Костылева, Т.А. Право и религия как регуляторы социальных отношений / Т.А. Костылева // Онтология и аксиология права. Тезисы докладов и сообщений. Второй международной конференции (октябрь 2005 г.). – Омск, 2015. – С. 188.
14 Путилкин, П.А. Взаимодействие права и религии в регулировании общественных отношений / П.А. Путилкин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 69-72.
15 Бочков, А.А. Общая теория права: справочные материалы / А.А. Бочков. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2019. – 128 с.
16 Оксамытный, В.В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. – Москва: Юнити-Дана, 2017. – 512 c.
17 О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г., № 2054: в ред. от 22.12.2011 г. // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18 Путилкин, П.А. Противоречия правового и религиозного регулирования общественных отношений / П.А. Путилкин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2010. – № 3 (13). – С. 255-257.
19 Нижечек, В.И. Советское право в системе нормативного регулирования социалистических общественных отношений [Текст] / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Иркут. гос. ун-т им. А.А. Жданова. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. – 455 с.
20 Блувштейн, Ю.Д. Конфликт норм и противоправное поведение / Ю.Д. Блувштейн // В кн.: «Проблемы социологии права», вып. 1. – Вильнюс, 1970. – С. 120-132.
21 Лейст, О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О.Э. Лейст. – Москва: Зерцало, 2008. – XI, [1], 339, [1] с.
22 Берман, Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Г. Дж. Берман. – Москва: Ad marginem, 2009. – 431 с.
23 Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – Минск: Амалфея, 2016. – 640 с.
24 Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц – М.: Норма-М, 2017. – 710 с.
25 Широков, А.Т. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Т. Широков. – Минск, 2015. – 211 с.
26 Пугачев, А.Н. Общая теория права: учеб.-метод. комплекс / сост. и общ. ред. А.Н. Пугачева. – 2-е изд., с изм. – Новополоцк: ПГУ, 2017. – 424 с.
27 Алейникова, В.А. Соотношение права и религии / В.А. Алейникова // Царскосельские чтения. – 2016. – № 3. – C. 8-10.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты