Развитие интеллектуальной культуры школьников в процессе урочной и внеклассной работы
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие интеллектуальной культуры школьников в процессе урочной и внеклассной работы»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие интеллектуальной культуры школьников в процессе урочной и внеклассной работы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа №27, ГУО (г. Мозырь)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики творческого мышления учащихся младшего школьного возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УРОЧНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
1.1 Сущность и особенности развития интеллектуальной культуры
1.2 Характеристика аспектов развития интеллектуальной культуры в процессе урочной и внеклассной работы
1.3 Роль и значение урочной и внеклассной работы в развитии интеллектуальной культуры школьников
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УРОЧНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений урочной и внеклассной работы в развитии интеллектуальной культуры школьников
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Интеллект влияет на все сферы человеческой жизни и социальные отношения. Люди с более развитым интеллектом, как правило, более успешны в жизни и обладают большим количеством талантов, чем люди с меньшим интеллектом. Ловкость рук, рационализация, концентрация, планирование, критическое мышление, память, спортивные навыки и даже социальное взаимодействие с другими людьми – все это зависит от уровня интеллекта. Интеллектуальная культура может развиваться в течение всей жизни. Высокий уровень интеллектуальной культуры является важнейшим компонентом всех видов деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, работе, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять, что ему нужно сделать, запоминать, думать. Поэтому интеллектуальная культура человека развивается в деятельности и сама является особыми видами деятельности.
Система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Она должна быть направлена на развитие личности школьника, его умственных способностей, на создание условий для его самоопределения и самореализации. Уровень психического развития во многом влияет на эффективность реализации этих задач. Ведь чем раньше будет замечено отставание в развитии того или иного психического процесса, тем раньше оно будет исправлено. Если все психические процессы соответствуют уровню умственного развития индивида, то можно говорить об успешно сформированной личности, которая принесет пользу обществу. Итак, интеллектуальная культура школьников – формирование способности овладевать и использовать различные виды мышления. Его органической частью является способность подвергать события и явления действительности самостоятельному анализу, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также развитие речи: владение и свободное использование богатства словарного запаса.
Исследование проблемы развития интеллектуальной культуры школьников занимались такие педагоги, как: Ю.Д. Бабаева, Г.Ф. Кунгурцева, Н.С. Лейтес, Р.С. Немов, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УРОЧНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
1.1 Сущность и особенности развития интеллектуальной культуры
Исследование интеллекта в психологической науке имеет давнюю историю. Лингвистической основой термина «интеллект» является латинское «intellectus», что в переводе на русский язык означает как «понимание», «постижение» или «разумение». «Общим во всех переводах является то, что интеллект неразрывно связывается с мышлением или умственными способностями человека. Вместе с тем, строгое научное, психологическое определение интеллекта отличается от его литературного или житейского понимания. Чаще всего под интеллектом в психологической литературе понимается совокупность высокоразвитых умственных способностей человека, позволяющим ему успешно выполнять различные виды деятельности. В психологическом словаре термин «интеллект» трактуется как общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности» [4, с. 183].
В современной психологии сложилось большое число подходов к изучению интеллекта. В них предпринимаются попытки изучения, касается структуры, компонентов, их взаимосвязей и этапов развития интеллекта. Редкие области психологии остаются столь спорными и проблематичными, как теория интеллекта. Так, Р. Стернберг, Дж. Лотри и Т. Лубарт отмечают, что первопричина этого в «несовершенстве инструментов», применяемых исследователями [5, с. 121].
Наблюдаемая тенденция к увеличению количества компонентов, видов и факторов интеллекта способствовала, с одной стороны, построению многофакторных теорий и разнообразию его видов (Дж. Гилфорд, Г. Гарднер), с другой – к искажению интегрирующей роли интеллекта в регуляции поведения человека и сосредоточению внимания на отдельных свойствах [12, с. 21].
Понятие «интеллект» (англ. – intelligence) в качестве объекта научного исследования стало выступать в психологии благодаря Ф. Галътону, который ввел его в научный оборот в конце XIX в. Будучи под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина, в качестве основной причины возникновения любых индивидуальных различий, как телесных, так и психических, он видел фактор наследственности. Именно Ф. Гальтону принадлежит заслуга в распространении влияние этого фактора на все уровни развития интеллекта – как самые высшие (талантливость, гениальность), так и средние [1, с. 98].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УРОЧНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
2.1 Организация и методы исследования
Методологической основой исследования роли урочной и внеклассной работы в развитии интеллектуальной культуры учащихся младшего школьного возраста, явились следующие теоретико-методологические концепции и подходы:
1. Личностно-деятельностный, который обуславливает необходимость создания условий для формирования уверенности в себе, раскрытия возможностей личности, полноценного развития и проявления личностных функций субъектов образовательного процесса, а также развития общественно приемлемых и личностно значимых способов самореализации (К. Роджерс, И.С. Якиманская, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.). Наиболее значимые положения данного подхода сосредоточены на изучении психики через изучение деятельности (С.Л. Рубинштейн), а также исследовании важнейшего механизма формирования сознания – интериоризации (А.Н. Леонтьев).
2. «Ценностный, который осуществляет обеспечение исследование центральных механизмов социального поведения личности, внутренней регуляции развития и формирования требований среды образовательного учреждения, а также способов развития интеллектуальной культуры (В.П. Бездухов, А.В. Бездухов, Г.Е. Залесский).
3. Субъектный, центральным ядром которого являются саморазвитие, самоопределение, самодетерминация личности, исследование творческого и интеллектуального начал в поведении и характеристике личности, а также изучение основных составляющих механизмов работы внутреннего мира человека, обеспечивающих ему комфортное существование и благополучие, комфортное существование» [19, с. 168].
Основной составляющей данного исследования является помощь в преодолении проблем, качающихся развитием интеллектуальной культуры школьников в процессе урочной и внеклассной работы. Структурно-организационный компонент данного исследования предполагает включение всех участников процесса управления развитием интеллектуальной культуры учащихся младшего школьного возраста включением в следующие формы работы:
– «работа с педагогами, включающая в себя психологическое консультирование и психопросвещение;
– работа с родителями представляющая психологическое просвещение и консультирование в виде лекций и семинаров, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам развития интеллектуальной культуры учащихся младшего школьного возраста;
– работа с детьми, включающая в себя психологическую диагностику, психологическую и педагогическую коррекцию и профилактику в групповых и индивидуальных формах» [7, с. 110].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеллект – это способность понимать. Интеллект включает в себя не только результаты познавательной деятельности, но и фиксирует специфически человеческие способы этой деятельности. Интеллектуальная культура как психологический феномен представляет собой сложно-структурированное образование, реализующееся через когнитивную, регулятивную, коммуникативную и конституирующую понимание функции. Интеллектуальная культура – это характер и стиль мышления, связанный с духовным климатом общества. Младший школьный возраст – это период накопления, усвоения и приобретения знаний, в большинстве случаев. Имитация многих высказываний и действий является важной предпосылкой для интеллектуального развития в этом возрасте. Особая внушаемость, впечатляющая, интеллектуальная деятельность младших классов сосредоточена на повторении, внутреннем приеме и создании подходящих условий для умственного развития и обогащения.
Развитие интеллектуальной культуры у учащихся начальной школы соответствует общей закономерности процесса обучения, воспитания и возрастного развития, дополняя, усложняя и интегрируя существующие психические связи и образуя устойчивую сетку психических процессов и личности ребенка; как специфический мотив развития оно может быть использовано в качестве показателя этого развития. В зависимости от содержания и формы учебной деятельности конкретные элементы интеллектуальной культуры развиваются у учащихся младших классов. Эти характеристики интеллектуальной культуры включают не только различные уровни развития отдельных функций в структуре интеллектуальной культуры, но и качественные характеристики интеграции этих функций у учащихся начальной школы. Процесс развития интеллектуальной культуры происходит в процессе урочной и внеклассной работы.
Внеклассная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляется в процессе образования, которая охватывает пять направлений развития личности: физическое и здоровье, духовное и нравственное, социальное, общее, умственное и общую культуру, основанную на конкретной программе; следовательно, позволяющие решать конкретные образовательные проекты в соответствии с требованиями.
1. Акимова, М.К. Влияние интеллектуальных факторов на принятие личностных нормативов / М.К. Акимова // Психология в вузе. – 2010. – № 5. – С. 91-105
2. Анциферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анциферова / М.: Наука, 2001. – 381 с.
3. Башун, О.В. Развитие культуры интеллектуального труда будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ярославль. 2008. – 287 с.
4. Белехов, Ю.Н. Инвариантные условия организации эффективной работы с интеллектуально одаренными учащимися в образовательном округе / Ю.Н. Белехов // Одаренный ребенок. – 2004. – № 5. – С. 179-196.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону, 2006. – 287 с.
6. Бодалев, А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 2004. – № 1. – С. 119.
7. Гальтон, Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия / Ф. Гальтон. – М.: Мысль, 2009. – 298 с.
8. Денисов, А.Ф. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла: Руководство по использованию / А.Ф. Денисов, Е.Д. Дорофеев. – СПБ.: ГП «ИМАТОН», 2014. – 232 с.
9. Егорова, Г.И. Технологии развития интеллектуальной культуры будущего специалиста / Г.И. Егорова. – Тюмень, 2010. – 314 с.
10. Задорина, Е.И. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников (в музыкальной и математической школах) / Е.И. Задорина. – М.: Академический проект. – 2012. – 194 с.
11. Иванова, В.П. Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики / В.П. Иванова // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 334. – С. 132-137
12. Келеева, Т.Н. Развитие интеллектуально одаренных детей в условиях учреждения дополнительного образования / Т.Н. Келеева // Одаренный ребенок. – 2002. – №4. – С. 19 – 22.
13. Кузовлева, Н.В. Культура умственного труда в интегративной подготовке магистра педагогики: методология, теория, практика: учебное пособие / Н.В. Кузовлева, Н.Н. Панчина. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 221 с.
14. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – СПб.: Питре, 2010. – 625 с.
15. Нигматов, З.Г. Инклюзивное образование: история, теория, технология / З.Г. Нигматов, Д.З. Ахметова, Т.А. Челнокова. – Казань: Познание, 2014. – 220 с.
16. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – МПбю: Питер, 2012 – 610 с.
17. Раджабова, Х.М. Управление процессом формирования интеллектуального потенциала личности в педагогической системе / Х.М. Раджабова // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 9. – С. 64-67.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
19. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. – М.: Педагогическая литература. – 2010. – 325 с.
20. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении / А.В. Хуторской. – М.: Изд-Во Эйдос, – 2013. – 296 с.
21. Цаплина, О.В. технология развития познавательной активности школьника / О.В. Цаплина. – М.: Педагогическая книга. – 95 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики творческого мышления учащихся младшего школьного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты