Деятельность педагога начальных классов по профилактике школьной тревожности у младших школьников
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Деятельность педагога начальных классов по профилактике школьной тревожности у младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Деятельность педагога начальных классов по профилактике школьной тревожности у младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: СШ №11, ГУО (г.Брест)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия тревожности в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности проявления школьной тревожности у младших школьников
1.3 Основные направления профилактики школьной тревожности у младших школьников
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений деятельности педагога начальных классов по профилактике школьной тревожности у младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последнее время специалистами отмечается достаточно широкое распространение детской тревожности (А.В. Захаров, А.А. Ковалевская, А.С. Спиваковская и др.). Современная социальная ситуация характеризуется неустойчивым социально-экономическим положением, что оказывает влияние на институт семьи в целом и на развитие детей в частности. Наличие техногенных катастроф, стихийных бедствий, военных действий, кризисных ситуаций, а также их широкое обсуждение в средствах массовой информации не может не отразиться на восприятии окружающего мира детьми. Негативные социальные тенденции, возрастные и личностные особенности выступают факторами нарушения эмоциональной сферы детей, способствуют повышению тревожности.
Эмоциональное благополучие детей младшего школьного возраста является важным фактором гармоничного развития детей, их успешной адаптации в социум. Переживание ребенком эмоционального благополучия выступает главным условием его нормального формирования и определяется положительной оценкой окружающих. Своевременная диагностика проявлений эмоционального неблагополучия необходима, так как она позволит определить пути успешной адаптации детей, а также предупредить более тяжелые нарушения эмоционального развития.
В возрастной психологии младший школьный возраст занимает особое место. По причине того, что в младшем школьном возрасте происходит активное развитие эмоциональной сферы ребенка, возникновение различных переживаний является естественным для детей. Младший школьник начинает включаться в общественную жизнь и сталкиваться с неизвестными ситуациями в социальном мире. Это всё способствует возникновению и развитию различных видов тревожности у детей младшего школьного возраста.
Проблемой изучения тревожности и ее проявлений в младшем школьном возрасте занимались такие исследователи как В.М. Астапов, А.Л. Венгер, Е.А. Волгуснова, А.В. Гуров, А.И. Захаров, Э.В. Зиновьева, К.Е. Изард, А.А. Ковалевская, К.В. Коновалова, А.М. Прихожан и многие другие. Однако, проблема школьной тревожности у младших школьников и направлений деятельности педагога начальных классов по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста является в педагогической литературе не достаточно освещенной.
Объект исследования: школьная тревожность у младших школьников.
Предмет исследования: направления деятельности педагога начальных классов по профилактике школьной тревожности у младших школьников.
Цель исследования: проанализировать направления деятельности педагога начальных классов по профилактике школьной тревожности у младших школьников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия тревожности в психолого-педагогической литературе
В современной психологии признается, что некоторый уровень тревожности обычно присущ для каждого человека. Он важен для активной адаптации индивида к внешнему миру, которые несет в себе ряд объективных и субъективных опасностей. При этом, повышенная тревожность – это устойчивое образование, которое должно расцениваться как признак нарушений в личностном развитии, способный дестабилизировать оптимальную жизнедеятельность [5, с. 262].
В зарубежной психологии к проблеме тревожности обращались представители многих психологических школ. С позиций У Дж. Салливана феномен тревожности носит многогранный характер и рассматривается и как основное свойство личности, и как движущая сила его развития. Согласно психологу, «тревожность возникает в детстве, вследствие соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, и присутствует в течении всей жизни человека. Определяющей силой поведения индивида и его центральной потребностью, становится стремление избавиться от чувства беспокойства и тревоги» [21, с. 126].
В настоящее время принято различать ситуативную и личностную тревожность (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин и др.). Под ситуативной тревожностью принято понимать «отрицательное эмоциональное состояние, относительно длительное, связанное с изменением нервно-психической деятельности» []. По мнению Ю.Л. Ханина, «личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, отражающую предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающую наличие тенденции воспринимать большой круг событий как угрожающие» [26, с. 47].
Ситуативная тревожность как психическое состояние выражается физиологические (покраснение лица, учащенное сердцебиение), поведенческие (удары ногой по полу) и эмоциональные (беспокойство, нервозность, страх, подавленность) проявления.
Под тревожностью принято понимать состояние, связанное с переживанием дискомфорта, связанного с восприятием ряда ситуаций, несущих в себе опасность или угрозу. По определению Б.Б. Айсмонтаса, тревожность – это свойство индивида находится в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [2, с. 87].
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №11 г. Бреста».
Выборка исследования: 25 учащихся младшего школьного возраста в возрасте 8-10 лет. Группа не дифференцировалась по гендерному составу.
Исследование проводилось в групповом режиме и равных условиях, а также в привычной для младших школьников обстановке.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить уровень и особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста.
2. Изучить уровень и особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста.
Методики исследования:
1. Тест детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [28].
Цель: оценка уровня и особенностей тревожности у детей дошкольного возраста.
Стимульный материл методики представлен рисунками для мальчиков и для девочек, где изображены различные ситуации с детьми. В ходе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности. Показав ребенку рисунок, психолог задает вопрос и дает инструкцию-разъяснение определенного содержания.
Анализ результатов теста предполагает проведение количественного и качественного анализа. Количественный анализ состоит в том, что на основе данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: высокий (ИТ>50%); средний (ИТ от 20% до 50%); низкий уровень (ИТ от 0% до 20%).
Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации (Приложение А).
2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса [29].
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста. С помощью методики можно выявить основные проявления тревожности в школьной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие школьной тревожности используется в контексте проявления эмоционального неблагополучия ребенка, что выражается в повышенном беспокойстве в школьной среде. Школьная тревожность представляет собой специфический вид тревожности, который проявляется для определенного вида ситуаций – ситуаций взаимодействия школьника с разными аспектами школьной среды. Школьная тревожность является признаком школьной дезадаптации. Тревожность представляет собой состояние беспокойства, волнения и дискомфорта, вызванного предчувствием будущей опасности и ожиданием неудачи.
Тревожность в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. В этом возрасте меняется социальная ситуация, они входят в новую, значимую для них деятельность, приобретают статус ученика. В младшем школьном возрасте доминирует ситуативная тревожность, которая формируется под влиянием школьных факторов. Школьная тревожность может быть вызвана особенностями организации учебно-воспитательного процесса, спецификой взаимодействия педагога с трудностями отношениях с одноклассниками; особенностями детско-родительских отношений, уровнем школьной успеваемости и личностными особенностями младших школьников.
Профилактика тревожности у детей младшего школьного возраста будет эффективна, в случае если в ее программу будут включены техники и методики работы, которые направлены на расслабление, регуляцию психофизического состояния, повышение самооценки, внушение веры в свои способности, изменение отношения к ситуациям, вызывающим тревогу, а также умение управлять ситуациями, вызывающими беспокойство. Для эффективности работы по профилактике тревожности в нее должны входить такие элементы, как создание благоприятной среды для гармоничного развития личности, эмоционального благополучия.
Особенности проявлений детей младшего школьного возраста: высокий уровень тревожности, отражающий ярко выраженную склонность испытывать психическое напряжение, нервозность беспокойство, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности; тревожность чаще всего проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-ребенок», таких как: взаимодействие с младшими и старшими детьми, агрессивное нападение, изоляция; высокий уровень школьной тревожности и отдельных ее проявлений. Учащиеся испытывают умеренное переживание социального стресса, ярко выраженную фрустрацию потребности в достижении успеха, ярко выраженный страх самовыражения, выраженный страх ситуации проверки знаний, умеренный страх не соответствовать ожиданиям окружающих; имеют среднюю физиологическую сопротивляемость стрессу, выраженное переживание страхов в отношениях с учителями; заниженная самооценка – они способны видеть в себе.
1. Амбалова, С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов / С.А. Амбалова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 3. – С. 86-89.
2. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника / Т.В. Артемьева. – Казань: Отечество, 2013. – 157 с.
3. Астапов, В.М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика: монография / В.М. Астапов, Е.Е. Малкова. – М.: МПСИ, 2011. – 226 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Воронеж: Модэк, 2008. – 563 с.
5. Вокуева, С.В. Взаимосвязь школьной тревожности и стиля семейного воспитания (на примере младшего школьного возраста) / С.В. Вокуева // Педагогика и психология 21 веке: современное состояние и тенденции: материалы научной конференции. – Киров, 2016. – С. 261-266.
6. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб. Изд-во Рос. Гос. пед. ун-та, 2013 – 144 с.
7. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. – 2000. – № 5. – С. 32-39.
8. Зиновьева, Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук / Э.В. Зиновьева. – Москва, 2005. – 25 с.
9. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
10. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М.: Феникс, 2008. – 206 с.
11. Карабейник, Н.А. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте / Н.А. Карабейник, А.Ю. Зинина // Аллея науки. – 2018 – № 10. – С. 890-892.
12. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
13. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. – М.: Речь, 2003. – 160 с.
14. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
15. Михайленко, О.Н. Тревожность как психологический феномен / О.Н. Михайленко // Образовательная среда сегодня: теория и практика. – Чебоксары, 2020. – С. 37-42.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 456 с.
17. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова и А.В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-7.
18. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
19. Петров, А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А.А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
20. Прихожан, А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: личностный аспект: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.М. Прихожан. – Москва, 1996. – 28 с.
21. Прихожан, А.М. Психология тревожности дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 280 с.
22. Поляшова, Н.В. Теоретические основы изучения детской тревожности / Н.В. Поляшова, Е.Н. Савина // Студенческая наука XXI века: материалы. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2016. – С. 212-214.
23. Пургина, А. А. Коррекция тревожности младших школьников / А. А. Пургина, В. В. Онуфриева // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87). – С. 700-702.
24. Романенко, О.Н. Классические представления о тревожности / О.Н. Романенко // Форму молодых ученых. – 2019. - № 3. – С. 690-697.
25. Савина, Е.Г. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников / Е.Г. Савина, Л.В. Бура // Синергия Наук. – 2017. – № 12. – С. 632-635.
26. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
27. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России. – 2012. – № 6 (17). – С. 1-8.
28. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С. 19-28.
29. Тест школьной тревожности Филлипса // Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2001. – С. 115 – 119.
30. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. – СПб.: Речь, 2008. – 118 с.
31. Уварова, Т.М. О взаимосвязи тревожности и самооценки у младших школьников / Т.М. Уварова // Сборник материалов научно-практической конференции. – Новосибирск, 2016. – С. 125-129.
32. Чернова, Н.Н. Особенности появления тревожности у детей младшего школьного возраста / Н.Н. Чернова // В мире научных открытий.: материалы научной конференции. – Москва, 2016. – С. 57-60.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты