Переживание экзаменационного стресса у учащихся с разным уровнем тревожности и учебной мотивации
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Переживание экзаменационного стресса у учащихся с разным уровнем тревожности и учебной мотивации»
по дисциплине: «Практическая психология»
2021
45.00 BYN
Переживание экзаменационного стресса у учащихся с разным уровнем тревожности и учебной мотивации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Практическая психология
Организация: Средняя школа № 11, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения проблемы переживания экзаменационного стресса у учащихся с разным уровнем тревожности и учебной мотивации
1.1 Понятие экзаменационного стресса в психологии
1.2 Особенности переживания экзаменационного стресса в старшем школьном возрасте
1.3 Тревожность и учебная мотивация в старшем школьном возрасте
2 Эмпирическое исследование переживания экзаменационного стресса у учащихся с разным уровнем тревожности и учебной мотивации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования переживания экзаменационного стресса у учащихся с разным уровнем тревожности и учебной мотивации
2.2.1 Особенности тревожности у учащихся старших классов
2.2.2 Особенности учебной мотивации у учащихся старших классов
2.2.3 Особенности подверженности экзаменационному к стрессу у учащихся старших классов
2.2.4 Взаимосвязь тревожности, учебной мотивации и подверженности экзаменационному стрессу у учащихся старших классов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе проблема экзаменационного стресса стоит достаточно остро. Это связано с тем, что современная школа предъявляет высокие требования к старшеклассникам. Напряженный ритм, информационная перегруженность, постоянная конкурентность в интеллектуальной сфере, спровоцированная проведениями конкурсов, олимпиад, подготовкой к экзаменам, делает учащихся эмоционально уязвимыми и провоцирует экзаменационный стресс, который, по данным исследователей, переживает более половины школьников [1, с. 38].
Существенная значимость выпускного экзамена в дальнейшей судьбе старшеклассников, неопределённость и информационная перегруженность во время подготовки к экзаменационным испытаниям являются основными причинами появления экзаменационного стресса. Очевидно негативное воздействие экзаменационного стресса на физическое и психическое состояние школьников, которое подчёркивают и психологи, и врачи. В психологическом плане это проявляется в состоянии повышенной тревожности, потере способности понимать позитивные итоги своей деятельности, в негативной установке к сдаче экзамена.
Экзамен – основной стрессор, являющийся основным психотравмирующим фактором старшеклассника, который ведёт к нарушению, как психологического плана, так и вызывает негативные последствия в регуляции физиологических функций организма. Учебная деятельность располагает многообразными ситуациями стрессового характера, которая требует от учащегося активизации всех компонентов психики и мобилизации внутренних ресурсов организма. В числе причин, подверженности экзаменационному стрессу учащихся, учеными выделяются: характер организации образовательного процесса, возрастные, личностные и индивидуально-типологические особенности учащихся, субъективные особенности педагога, его отношение к учащимся, к делу.
В современной психологии показано негативное влияние экзаменов и вызываемого ими стресса на эмоциональное и физиологическое состояние старших школьников. Экзаменационный стресс анализируется как фактор, оказывающий негативное воздействие на мыслительные процессы и состояние памяти, а также на результативность учебной деятельности в общем (А.В. Сивцова, В.А. Латкин, В.И. Мельников, С.Б. Величковская, Т.О. Гребенникова, Л.Е. Тарасова, О.И. Миронова, Е.А. Савельева, Е.А. Белова и др.).
Объект исследования – экзаменационный стресс, тревожность и учебная мотивация.
Предмет исследования – переживание экзаменационного стресса у учащихся с разным уровнем тревожности и учебной мотивации.
1 Теоретические основы изучения проблемы переживания экзаменационного стресса у учащихся с разным уровнем тревожности и учебной мотивации
1.1 Понятие экзаменационного стресса в психологии
В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «стресс». Под стрессом обычно понимают: неспецифические черты физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, которые вызывают интенсивные проявления адаптационной активности [2, с. 134]; субъективные реакции, которые отражают внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения, определяемое через эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления их человеком [3, с. 16]; физические и психологические реакции организма на предъявляемое требование или вредное воздействие [4, с. 121].
Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности.
Изучение психологического стресса, по мнению Р.С. Лазаруса, требует учета таких аспектов, как значимость ситуации для субъекта, особенностей интеллектуальных процессов, личностных характеристик. Эти психологические факторы обусловливают и специфику ответных реакций. В отличие от физиологического при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны. С позиций Р. Лазаруса, психологический стресс возникает как реакция на проблемную ситуацию и представляет собой ее субъективное восприятие, связанной с оценкой личной значимости. Испытывая стресс, человек находится в состоянии беспокойства и напряжения. Психологический стресс предполагает высокую степень психологического напряжения, которая оказывает сильнейшее отрицательное влияние на деятельность индивида и его отношения с окружающими [5, с. 73].
В работе Г. Селье, основоположника теории стресса, рассматриваются два вида стресса: эустресс, который предполагает потерю равновесия при переживании соответствия между требуемыми усилиями и имеющимися в распоряжении ресурсами, и носит положительный эффект; дистресс, отражающий психические состояния и процессы, возникающие в связи с нарушенным соотношением требуемых усилий и имеющихся ресурсов, и носит отрицательный эффект [6, с. 15].
2 Эмпирическое исследование переживания экзаменационного стресса у учащихся с разным уровнем тревожности и учебной мотивации
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления переживания экзаменационного стресса у учащихся с разным уровнем тревожности и учебной мотивации было проведено эмпирическое исследование.
Объект исследования – экзаменационный стресс, тревожность и учебная мотивация.
Предмет исследования – переживание экзаменационного стресса у учащихся с разным уровнем тревожности и учебной мотивации.
Задачи эмпирического исследования:
1) изучить особенности тревожности у учащихся старших классов;
2) исследовать особенности учебной мотивации у учащихся старших классов;
3) определить особенности подверженности экзаменационному к стрессу у учащихся старших классов;
4) выявить взаимосвязь тревожности, учебной мотивации и подверженности экзаменационному стрессу у учащихся старших классов.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 11 г. Бреста». Всего в исследовании приняли участие 20 учащихся 11-х классов в возрасте 15-16 лет, из них 7 мальчиков и 13 девочек.
Методы исследования: метод анализа литературы, методы обобщения и систематизации; психодиагностический метод, методы математико-статистической обработки данных.
Для решения поставленных задач был использованы следующие методики:
1. Методика изучения школьной тревожности Филипса [36].
Цель исследования: выявить характер школьной тревожности.
Процедура исследования: методика проводилась в групповой форме в письменном виде. Испытуемым предлагалось ответить на 58 вопросов «да» или «нет». Обработка данных осуществлялась согласно ключу методики. В результате проведения методики был выявлен характер тревожности по 8 факторам, связанным с школой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы переживания экзаменационного стресса у учащихся с разным уровнем тревожности и учебной мотивации позволяет сделать следующие выводы:
Экзаменационный стресс представляет собой один из видов стресса, возникающего в ситуации экзамена и проявляющийся физиологическими, эмоциональными, когнитивными и поведенческими признаками. Факторами возникновения и развития экзаменационного стресса выступают: оценка ситуации экзамена как значимой; характер подготовки к экзаменам; половая принадлежность; средовые факторы и личностные особенности – качества, проявляемые по отношению к самим себе, к окружающим, к учебной деятельности. Экзаменационный стресс приводит к повышению нервно-психического напряжения, психологического стресса, тревожности, депрессивным симптомам. Характер психического состояния определяется индивидуальностью каждого учащегося, его реакцией на стрессовую ситуацию экзамена.
В старшем школьном возрасте повышается значимость будущего, уровень требований к окружающим людям и к самим себе, критичность и уровень притязаний. Экзаменационному стрессу старшеклассников может способствовать тревожность, беспокойство, напряженность, чувство страха перед предстоящими экзаменами, мнительность, преувеличение значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности, низкая самоценна высокая тревожность.
Причинами тревожности у учащихся старших классов могут выступать: завышенные требования общества и родителей, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая активность школьника, его интересы, способности и склонности, внутренний конфликт, личностные особенности. Тревожные учащиеся не в состоянии объективно оценить свои действия, часто оказываются неуспешными в ситуациях, в которых отсутствуют заданные внешние критерии, а сомнения даже в реальных достижениях только увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. В старшем школьном возрасте качественно новый характер приобретает учебная деятельность. Для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов будущего. Основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат Уровень учебной мотивации сформирован лучше у тех обучающихся, у которых сильнее выражены мотивы достижения, самореализации и социального одобрения, а также стремление избежать критики сверстников.
1 Акарачкова, Е. С. Основы терапии и профилактики стресса и его последствий у детей и подростков / Е. С. Акарачкова, С. В. Вершинина, О. В. Котова, И. В. Рябоконь // Вопросы современной педиатрии. – 2013. – Т. 12. – № 3. – С. 38-44.
2 Абрамян, В. А. Стресс. Психология стресса / В. А. Абрамян, И. В. Гусева // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2015. – № 3 (5). – С. 133-135.
3 Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
4 Чеверикина, Е. А. Регулятивная функция стресса как эмоционально-оценочного психического состояния у студентов, склонных к аддикциям / Е. А. Чеверикина, А. Н. Грязнов // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 5. – С. 120-124.
5 Тимошенко, Т. В. Проблема стресса (дистресса) и когнитивные теории / Т. В. Тимошенко // Инженерный вестник. – 2011. – № 2. – С. 72-74.
6 Селье, Г. Г. Стресс без дистресса / Г. Г. Селье. – М. : Прогресс, 2001. – 274 с.
7 Шклярук, В. Я. Адаптация человека к отрицательным воздействиям окружающей среды / В.Я. Шклярук // Вестник Тамбовского университета. – 2009. – Вып. 7. – С. 159-164.
8 Мельников, В. И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации / В.И. Мельников // Психология. – 2012. - № 1. - С. 45-60.
9 Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л. А. Китаев-Смык. – М. : Академический Проект, 2009. – 943 с.
10 Сивцова, А. В. Экзаменационный стресс студентов / А. В. Сивцова, В. А. Латкин // Аграрная наука – сельскому хозяйству. – Барнаул, 2019. – С. 34-35.
11 Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление/ В.А. Бодров. – М. : ПерСэ, 2006. – 528 с.
12 Тарасова, Л. Е. Страх перед экзаменами и его детерминанты у студентов-гуманитариев / Л. Е. Тарасова // Известия Саратовского университета. Новая серия. – 2009. – Вып. 3. – С. 11-16.
13 Карбузова, В. А. Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей / В. А. Карбузова, Н. В. Шамилова // Молодой ученый. – 2018. – № 21 (207). – С. 451-454.
14 Петрова, Е. Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса / Е. Г. Петрова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2010. – № 2. – С. 11-16.
15 Миронова, О. И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов / О. И. Миронова // Педагогика и психология образования. – 2021. – № 1. – С. 159-170.
16 Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
17 Милехин, А.В. Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2011/3/2461.phtml.
18 Попова, М. В. Становление персональной идентичности в юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. В. Попова. – Нижний Новгород, 2005. – 21 с.
19 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 624 с.
20 Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
21 Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002. – 513 с.
22 Савельева, Е. А. Проблема экзаменационной тревожности старших школьников в современной психологии / Е. А. Савельева // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 2-1(70). – С. 136-141.
23 Гончарова, В. В. Психологическая профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников / В. В. Гончарова // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 6-1(35). – С. 20-28.
24 Ярулинна, Л. Р. Учебные стресс-факторы студентов вуза и пути их предупреждения и преодоления / Л. Р. Яруллина // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2013. – № 2. – С. 355-359.
25 Величковская, С. Б. Особенности проявлений стресса в период сессии у студентов с разным уровнем личностной тревожности / С. Б. Величковская, Т. О. Гребенникова // Вестник Московского гос. лингвистического университета. – 2018. – № 2. – С. 150-165.
26 Белова, Е. А. Изучение учебного стресса современных старшеклассников как препятствия на пути их развития / Е. А. Белова // Научный поиск. – 2013. – № 4. – С. 22-25.
27 Граница, В. Г. Диагностика экзаменационной тревожности старшеклассников / В. Г. Граница // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2015. – № 1. – С. 1-4.
28 Солынин, Н. Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н. Э. Солынин // Ярославский педагогический вестник. - 2016 – № 6. – С. 281-284.
29 Малюкова, Е. Е. Взаимосвязь тревожности и коммуникативных способностей детей подросткового возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Е. Малюкова. – Екатеринбург, 2017. – 204 с.
30 Старшинна, И. В. Феномен подростковой тревожности / И. В. Стааршинина // Преподаватель ХХI век. – 2007. - № 2. – С. 90-94.
31 Лучшева, Л. М. Самооценка у старшеклассников / Л. М. Лучшева // Вестник Курганского государственного университета. - 2015. – № 3. – С. 45-47.
32 Рассудова, Л. А. Особенности взаимосвязи самооценки и личностных особенностей подростка: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л. А. Рассудова. – Уфа, 2010. – 235 с.
33 Насонова, М. С. Влияние акцептаций характера на учебную мотивацию старшеклассников / М. С. Насонова // Модернизация современного образования: анализ опыта и тенденций. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 286-290.
34 Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
35 Ткаченко, В.А . Структура учебной мотивации старшеклассников / В. А. Ткаченко // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2013. - № 2. – С. 45-49.
36 Тест школьной тревожности Филлипса // Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2011. – С. 220-223.
37 Методика диагностики учебной мотивации школьников М. В. Матюхиной в модификации Н.И. Бадмаевой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studylib.ru/doc/4192843/5.-diagnostika-uchebnoj-motivacii-n.c.-badmaevoj-.
38 Опросник «Подверженность экзаменационному стрессу» А. О. Прохорова // Психодиагностика стресса : практикум / сост. Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. – Казань : КНИТУ, 2012. – С. 178-181.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты