Развитие воображения детей с нарушением слуха на уроках
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие воображения детей с нарушением слуха на уроках»
по дисциплине: «Сурдопедагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие воображения детей с нарушением слуха на уроках
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Сурдопедагогика
Организация: Средняя школа № 49, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Тест креативности Торренса» (субтест 2 «Завершение фигуры»).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Творческое задание «Три краски».
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические особенности развития воображения у детей с нарушениями слуха
1.1 Понятие воображения
1.2 Особенности детей с нарушениями слуха
1.3 Особенности развития воображения у детей с нарушениями слуха
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование воображения у детей с нарушениями слуха на уроках литературы
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что существует определенная необходимость в развитии творческой и активной личности, которая способна эффективно и самостоятельно заниматься процессами решения жизненных проблем. Перед современными учреждениями образования стоит важная задача развития творческого потенциала в соответствии с закономерностями развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.
Дети с нарушениями слуха представляют собой разнородную категорию детей, которая характеризуется сохранным интеллектом и обучаются по схожей программе с обычными детьми.
Вопрос о развитии творческого воображения у детей актуален потому, что этот психический процесс является неотъемлемой частью любой формы творческой деятельности детей и их поведения в целом. В последние годы все чаще поднимается вопрос о роли воображения в психологическом развитии детей и определении природы механизмов воображения. С древних времен воображение привлекало внимание как особое свойство человеческой психики, которое, в отличие от других психических процессов, занимает одновременно промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Развитие воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха происходит в основном, на уроках и внеклассной деятельности. Тема данной курсовой работы выбрана в соответствии с необходимостью определения основных путей и средств развития процесса воображения у детей с нарушением слуха, так как потеря слуха и специфика развития речи способствуют развитию сложностей в процессе приобретения жизненного опыта и развития познавательных процессов.
Но воображение, как и любая другая психическая функция у детей, нуждается в педагогической заботе, чтобы развиваться. Обучение в школе требует достаточного уровня развития воображения. К первому классу дети должны уметь ориентироваться в различных ситуациях, в которых предметы, образы и знаки подвергаются трансформации, и быть готовыми предвидеть возможные изменения.
Обучение в школе предъявляет высокий уровень требований к развитию воображения детей, что определяет специфику ориентации детей данной категории на творческую деятельность. Для детей с нарушениями слуха педагоги должны подбирать специфические методы и средства деятельности, которые помогут в большей степени развить воображение детей. Тут можно отметить наличие таких показателей как применение наглядности, диаграмм, графиков и музыкальных образов, и иных средств деятельности [3, с.105].
Глава 1. Теоретические особенности развития воображения у детей с нарушением слуха
1.1 Понятие воображения
Воображение представляет собой особую форму психики человека, т.к. оно выполняет функции «посредника» между восприятием, мышлением и памятью. Воображение способствует развитию творческого потенциала человека. Культура, как духовная, так и материальная является продуктом воображения и творчества человека. Воображение соединяет в памяти человека прошлое, настоящее и будущее [2, с. 21].
Воображение направляет свою активность на практическую деятельность человека. Именно образ материальной вещи, которую он хочет создать, активизирует практическую деятельность человека. Именно способность представлять конечный итог своей работы, позволяет человеку вести целенаправленную и продуктивную деятельность [5, с. 21].
Воображение помогает человеку в решении его повседневных задач, сочетая в себе все имеющиеся сведения и углубляет познавательный процесс. Человек в своей деятельности постоянно познает окружающий мир, изменяет его посредством представления будущего результата своих действий.
При планировании своей деятельности человек поначалу знакомится с образом предмета, строит его мысленную модель, а впоследствии воспроизводит, если хочет создать подобную вещь. Однако, если человек создает предмет, которого еще не было, то можно говорить о том, что в данном процессе участвует воображение [6, с. 136]. Таким образом, процесс воображения возникает, когда человек придумывает что-то новое, что ранее не существовало.
Образы, которые возникают, включают в себя как уже привычные предметы и явления, так и образы и факты, которые ранее не существовали. Причиной их возникновения могут быть определенные желания, будущие представления и т.д.
Как считает Р.С. Немов, воображение – это способность представить реально не существующий предмет, удерживать его в сознании и производить с ним определенные действия [13, с. 165].
Л.Н. Коган А.Г. Спиркин утверждал, что «воображение – это психологическая деятельность, заключающаяся в создании восприятий и психических ситуаций, которые никогда не воспринимались человеком в целом» [14, с. 265].
Л.С. Коршунова считает, что с помощью воображения человек отражает объективную реальность, но в других, необычных, часто неожиданных композициях и связях. Воображение преображает реальность и создает на этой основе новые образы.
Глава 2. Эмпирическое исследование воображения у детей с нарушениями слуха на уроках литературы
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №49» г. Минск. Диагностические процедуры осуществлялись на базе 2 класса, количество учеников в котором составляет 6 человек. Контингент детей: слабослышащие учащиеся. По нашему мнению, выбранные нами методики эмпирического исследования наиболее точно свидетельствуют о наличии у данной категории детей творческого потенциала, а также предпосылок к развитию творческого воображения.
Мы использовали «Тест креативности Торренса» (субтест 2 «Завершение фигуры»), творческое задание «Три краски».
Далее представлено описание выбранных методик.
«Тест креативности Торренса»: Субтест 2 «Завершение фигуры»
Задание «Завершение фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают определенные образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
Основными показателями креативности выступают:
продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;
разработанность (степень детализации ответов) – характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
Время, отведенное на выполнение задания, составляло 10 минут.
Творческое задание «Три краски»
Испытуемым было предложено задание: взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. К рисунку предлагалось придумать как можно больше названий.
Цель: развитие фантазии, образного мышления
Материалы: акварель, альбомный лист.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что воображение – это способность представить реально не существующий предмет, удерживать его в сознании и производить с ним определенные действия. Воображение направляет свою активность на практическую деятельность человека. Воображение связано со всеми сторонами жизни человека, его предыдущим опытом, особенностями функционирования познавательных, интегративных и иных функций. Воображение тесно взаимосвязано с такими психическими процессами как восприятие и мышление.
В процессе анализа литературных источников мы выявили, что дети с нарушениями слуха представляют собой разнородную группу, в рамках которой отмечается формирование у детей специфических психологических особенностей, выраженных в первую очередь как психическое отставание от здоровых сверстников. Для детей данной группы характерными являются такие особенности как: сложности в рамках определения причинно-следственных связей, развития мышления, трудности в процессе общения с сверстниками и т.д.
В ходе проведения анализа литературных источников, нами было выявлено, что дети с нарушениями слуха демонстрируют недостаточность развития воображения. Для детей данной категории характерными являются трудности в рамках восприятия и анализа пространственных взаимоотношений, бедный уровень сенсорного опыта и т.д. Данные особенности указывают на необходимость оказания необходимой помощи в процессе коррекционной деятельности данной категории детей.
Образы, создаваемые детьми с нарушениями слуха при чтении литературы, не всегда соответствуют описаниям. Такое несоответствие часто является результатом того, что дети не полностью понимают то, что они читают. На картинках, созданных к рассказу, изображенная среда не всегда соответствует содержанию рассказа. Большое расхождение между словами и картинками объясняется тем, что дети привносят в картинки много деталей из своего прошлого опыта, поскольку слова рассказа реализуют образы знакомых предметов, которые больше относятся к образам из памяти, чем к воображению.
С целью формирования представления о уровне развития воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха на уроках литературы, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик Тест креативности Торренса» (субтест 2 «Завершение фигуры»), творческое задание «Три краски».
1. Боровик, О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. – 112 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
3. Головчиц, Л.А. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц, А.А. Катаева, Т.И. Обухова // Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 125 с.
4. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 52-59.
5. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – С. 21-27
6. Иванова, А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А.А. Иванова, Н.А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 136-138.
7. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Академия, 2003. – 354 с.
8. Кравцова, Е. Развитие воображения / Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – М. – 2005. – №12. – С.37.
9. Кудрявцев, Т.В. Развивающее воображение / Т.В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 77-83.
10. Маслова, Е.С. Изучение изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями слуха // Дефектология. – 2008. – № 6. – С. 34-37.
11. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших уч. заведений / В.С. Мухина – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
12. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 2007. – С. 217-223.
13. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001.– 271 с.
14. Нудельман, М.М. Воссоздающее воображение у глухих детей: Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. – М.: Академия, 2011. – 215 с.
15. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Академия, 2004. – 265 с.
16. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей: Игры и упражнения / О.Е. Озерова. – Рн/Д: Феникс, 2005. – 192 с.
17. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. – М.: Знание, 2012. – 96 с.
18. Pay, М. Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности / М.Ю. Рау // Дефектология. – 2004. – № 5. – С.11-22
19. Речицкая, Б. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха / Е.А. Сашина. – М.: Академия, 2009. – 269 с.
20. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А. Рубинштейн. – М.: Академия, 2010. – 360 с.
21. Скоробогатов, В.А. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии / В.А. Скоробогатов, Л.И. Коновалова. – М.: Союз, 2002. – 356 с.
22. Субботина, Л.Ю. Детские фантазии. Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. – 189 с.
23. Шинкарёва, Н.А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарева, А.В. Карманова // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С.1053-1055
24. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 2006. – 376 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Тест креативности Торренса» (субтест 2 «Завершение фигуры»).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Творческое задание «Три краски».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты