ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1 Понятие и виды субъектов административного права
1.2 Предприятия, организации и учреждения как субъекты административного права
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1 Основы административно-правового положения государственных предприятий, учреждений, организаций
2.2 Основы административно-правового положения негосударственных организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современное административное право представляет собой одну из тех отраслей права, у которой одной их характерных черт является сложный субъектный состав. Данный состав постоянно подвергается видоизменениям, поскольку изменяются общественные отношения а с ними и происходят изменения с субъектами административного права, что влечет изменение норм административного права.
Также можно отметить, что впоследствии законодательного реформировании, совершенствования, постепенно появлялись новые участники, например, хозяйственные общества, ассоциации, фонды и т.д. Последствия этому являлось закрепление их правового статуса в законодательстве и изучения особенностей данных участников.
Исследование любой отрасли права начинается с установления ее субъектного состава, их видов, функций, задач, компетенции, правового статуса. От правильного изучения данного вопроса, по мнению В.М. Манохина, во многом зависит эффективность отраслевых норм в регулировании соответствующей области социальных отношений [1, с.34].
В административном праве выделяются различные субъекты. Субъект административного права всегда является субъектом права. Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти. Поскольку исполнительная власть непосредственно связана с административным правом.
Можно также отметить, что тенденциях административного права советского периода утвердилась позиция о закреплении за предприятиями и учреждениями административно-правовых функций.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1. Понятие и виды субъектов административного права
Изучение любой отрасли права начинается с установления ее предметного состава. От правильного решения этого вопроса, по справедливому мнению В.М. Манохина, зависит эффективность отраслевых норм в регулировании соответствующей сферы общественных отношений зависит [1, с. 37].
Большинство теоретиков определяют субъект административных правоотношений как лицо или организацию, которые в соответствии с законодательством являются участником (стороной) правоотношений в сфере исполнительной власти, наделенным государственно-властными полномочиями, а также обладающим соответствующими правами и обязанностями [2, с.37].
Таким образом, Ю.М. Козлов как субъект административного права рассматривает спектр социальных отношений, возникающих в сфере исполнительной власти [3, с. 210].
Однако, по словам Б.Н. Габричидзе, «ограничивая предмет административного права только диапазоном социальных отношений в сфере исполнительной власти, сужает и тем самым обедняет этот предмет и, в конечном итоге, сам административный закон. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статуса гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, подразделений и подразделений исполнительной власти, а также других административных структур и учреждений» [4, с. 168].
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1 Основы административно-правового положения государственных предприятий, учреждений, организаций
Деятельность организации и вопросы власти в различных аспектах являются предметом исследований в некоторых отраслях права: управление, финансы, труд и т.д. Административно-правовой статус организации зависит в первую очередь от ее организационно-правовой формы, объема и характера полномочий по распоряжению ее имуществом, целей ее деятельности и взаимоотношений с административным органом.
Типами организаций являются предприятия и учреждения. По типу собственности они делятся на государственные и негосударственные (частные, общественные объединения). Государственные предприятия и учреждения могут быть национального и местного значения - районного, городского, сельского и сельского значения в зависимости от масштаба и значимости их деятельности.
Организации могут создаваться в организационно-правовых формах, таких как полные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы, национальные унитарные предприятия и т.д.
Существуют различные типы организаций, разделенных по отраслям: промышленные - заводы, фабрики, шахты, рудники и т.д.; Сельскохозяйственные кооперативы, артели, товарищества и т.д.; Транспорт - железные дороги, аэропорты и т.д.; Средства связи - почтовые отделения, телефонные станции и т.д.; Жилищные и государственные жилищно-эксплуатационные управления; строительные, торговые и другие организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предприятия и учреждения – это особые субъекты административного права. В отличие от органов исполнительной власти они осуществляют не руководство, а экономические, социально–культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.
-К правам и обязанностям, характерным для всех предприятий и учреждений, относятся: запрет на вмешательство государства в деятельность предприятий; государственная регистрация предприятий; обязанность ведения и предоставления бухгалтерской, статистической отчетности и иной информации, необходимой для налогообложения уполномоченным на то государственным органам; обязанность соблюдать законодательство и т.д.
-Государственные предприятия - это собственность государства. Поэтому к ведению государственных органов относится: создание государственных предприятий; определение целей их деятельности, а также их размещение; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; доведение до них в установленных случаях государственных заказов на продукцию; реорганизация и ликвидация государственных предприятий
Особый статус имеют государственные предприятия и учреждения. Государственные предприятия, наделены достаточной самостоятельностью; их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. При этом государственные или органы местного самоуправления выступают как собственники имущества.
1. Манохин, В. М. Административное право России / В. М. Манохин. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2010. – 272 c.
2. Кикоть, В.Я. Административное право зарубежных стран: учебник / В. Я. Кикоть и др. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 257 с.
3. Козлов, Ю. М. Административное право / Ю. М. Козлов. – Москва: ИЛ, 2001. – 320 c.
4. Габричидзе, Б. Н. Административное право России / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. – М.: Велби; Издание 2-е, перераб. и доп., 2007. – 680 c.
5. Бельский, К. С. О предмете и системе науки административного права / К. С. Бельский // Государство и право. – 1998. – № 10. – С. 21-23.
6. Кант, И. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2 / И. Кант. – М., 1965. – 478 с.
7. Копытов, Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. – Москва: Юрайт, 2013. – 645 с.
8. Алехин А. П. Административное право России: Учебник. Ч. 1 / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. – М., 2009. – 272 с.
9. Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: Автореф. … д-ра юрид. наук. – М., 1958. – 38 с.
10. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. – М.: БЕК, 1996 – 330 с.
11. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. – М.: Норма, 2006. – Т. 1. – 392 с.
12. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М.: Эксмо, 2005. – 608 с.
13. Евтеева А.А. Административное право: Учебник для юридических вузов / А.А. Евтеева, С.М. Петров, Ю.А. Дмитров. – М.: Эксмо, 2005. – 1008 с.
14. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, 2004. – 48 с.
15. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г.; № 218-З: // Консультант плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.