Развитие фонематического слуха у учащихся младших классов
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие фонематического слуха у учащихся младших классов»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Развитие фонематического слуха у учащихся младших классов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Организация: Средняя школа №24, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты игр на развитие фонематического слуха у учащихся младшего школьного возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
1.1 Сущность фонематического слуха в педагогической литературе
1.2 Особенности развития фонематического слуха у учащихся младших классов
1.3 Педагогические условия формирования фонематического слуха у учащихся младших классов
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений деятельности педагога по формированию фонематического слуха у учащихся младших классов
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
С момента рождения человека окружает множество звуков: речь людей, музыка, рев машин, работа механизмов, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом человека, лишь речевые звуки (только в словах) служат целям общения c другими людьми, средством передачи информации. Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы.
Важную роль для освоения фонетического компонента речи играет фонематический слух, т.е. это возможность к слуховому различению фонем и умение отличать фонемы речи и их логический порядок в словах. Верное восприятие фонем речи, фонематического состава слова появляется не сразу, оно является результатом постепенного становления. На более ранней стадии формирования ребенок усваивает слова как единый, неделимый фонетический комплекс, имеющий конкретную ритмико-мелодическую структуру. Для дальнейшей стадии характерно постепенное развитие умения отличать звуки, которые входят в состав слова. Вместе c тем, осуществляется быстрое освоение активного словарного запаса и правильное произношение слов.
Актуальность данной работы заключается в том, что учебная деятельность развитие фонематического слуха у учащихся в начальной школе, очень часто характеризуется неуспеваемостью, и поэтому формирование мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста является важным условием обучения и развития школьников.
Исследованием проблемы развития фонематического слуха занимались авторы: В.И. Бельтюков, Л.С. Бушуева, Н.С. Варенцова, О.Н. Жовницкая, Е.В. Колесникова, В.В. Коноваленко, Л.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н. . Швачкин, Г.М. Лямина и др.
Объект исследования: фонематический слух.
Предмет исследования: процесс развития фонематического слуха у учащихся младших классов.
Цель исследования: проанализировать процесс развития фонематического слуха у учащихся младших классов.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить сущность фонематического слуха в педагогической литературе;
– охарактеризовать особенности развития фонематического слуха у учащихся младших классов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
1.1 Сущность фонематического слуха в педагогической литературе
Основой становления различных форм речевой деятельности (звукопроизношение, чтение, письмо) является фонематических слух. Однако успешное развитие фонематического слуха младших школьников тормозится несколькими проблемами. Одной из таких проблем является существенное различие в трактовке самого понятия «фонематических слух».
Несмотря на разночтения в трактовке термина с точки зрения дихотомии языка и речи нейролингвистического и психолого-педагогических подходов, А. А. Штец, Л. К. Бабаян по фонематическим слухом понимают речемыслительную деятельность, состоящих из таких структурных компонентов, как фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление, в ходе которого формируются звукобуквенные образы или эталоны слов [4].
В современной педагогической, психологической и методической литературе для обозначения фонематического слуха используются различные термины: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни, услышав звук человеческого голоса, ребенок перестает сосать грудь матери и плакать, когда с ним разговаривают. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего человека и следит за ним глазами. В период лепета младенец повторяет видимую артикуляцию губ взрослого и пытается подражать. С 6 месяцев ребенок произносит отдельные фонемы и слоги по подражанию, перенимая тон, темп, ритм, мелодию и интонацию речи. К двум годам дети способны различать все тонкости родной речи, понимать и реагировать на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка миска). Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи [11, с. 41].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
2.1 Организация и методы исследования
Основной целью экспериментальной части исследования стало выявление уровня развития фонематического слуха у учащихся 2 класса и определение, содержания методов и приемов логопедической работы по развитию фонематического слуха.
Экспериментальное исследование проходило в два этапа:
1 этап – констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента – выявление уровня развития фонематического слуха у учащихся младшего школьного возраста.
2 этап – формирующий эксперимент. Его целью являлось развитие фонематического слуха у учащихся младшего школьного возраста.
В исследовании использовались следующие методы:
- организационные методы: сравнительный.
- эмпирические методы: экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Выборка исследования: исследование осуществлено на базе ГУО «Средняя школа №24 г. Могилева».
Выборка исследования: в экспериментальной работе принимали участие 5 учащихся 2 класса в возрасте 8-9 лет. Констатирующий эксперимент начался с проведением беседы с детьми, логопедом, учителями начальных классов.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Подобрать методику исследования.
2. Провести исследование по выбранной методике.
3. Проанализировать полученные результаты.
4. Определить особенности развитие фонематического слуха у учащихся младшего школьного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фонематический слух – тонкий системный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух близок по значению к фонематическому восприятию. Фонематический слух включает три речевые операции: способность слышать, есть или нет данный звук в слове; способность различать слова, включающие одни и те же фонемы в разной последовательности; способность различать слова, которые звучат близко друг к другу, но имеют разное значение.
Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешное усвоение детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнение представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов. Иногда развитие фонематического слуха у детей задерживается. Это приводит к специфическим недостаткам произношение, свидетельствующим о том, что усвоение звуковой стороны языка не закончено и вызывает трудности в овладении письмом и чтением. В некоторых случаях может происходить постепенная утрата приобретенной способности воспринимать звуки речи. Это явление наблюдается при сенсорной афазии. Недифференцированность восприятие звуков речи и слов приводит к нарушению импрессивной речи. Недоразвитие и нарушение фонематического слуха преодолевается путем специального логопедических занятий.
В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка, развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, т.е. читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях.
1. Баль, Н. Н. Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии / К. Ю. Андреева ; под общ. ред. Н. Н. Баль. – Минск : Зорны Верасок, 2014. – 163 с.
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. – М. : Просвещение, 2012. – 345 с.
3. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т. П Бессонова, О. Е. Грибова – М.: АРКТИ, 1997. – 64 с.
4. Бушуева, Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха / Л. С. Бушева // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – №7.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
6. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении / В. В. Гладкая. – Минск : Зорны верасень, 2008. – 112 с.
7. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. – 2001. – №11. – С. 41-46.
8. Зайцева, Л. А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л. А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 1998. – 210 с.
9. Кондакова, М. В. Из опыта исследования речевых нарушений у детей младшего школьного возраста / М. В. Кондакова // Проблемы педагогики. – 2017. – № 7. – С. 29-30.
10. Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста : пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Гном-Пресс : Новая школа, 2006. – 16 с.
11. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова . – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
12. Куссмауль, А. Косноязычие и лепетание / А. Куссмауль // Хрестоматия по логопедии. – М.: Просвещение, 2010. – 445 с.
13. Лауткина, С. В. Комментированное рисование как метод развития речи детей: методические рекомендации: в 2 ч. / С. В. Лауткина, Ж. А. Рулева. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 47 с.
14. Левина, Р. Е. Работа учителя по исправлению речи в младших классах вспомогательной школы / Р.Е. Левина, Г. А. Каше // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Вып. 4. – М., 1999. – 287 с.
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
16. Максимова, А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А. А. Максимова // Плюс До и После. – 2005. – № 1. – С. 1–5.
17. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с.
18. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: учеб. пособие для студентов / Е. Ф. Соботович. – М. : Классикс Стиль, 2003. – 473 с.
19. Федотова, Л. А. Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями / Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2013. – № 1. – С. 45-49.
20. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение / Т. Б. Чиркина, Т. В. Туманова. – М.: Просвещение, 2010. – 345 с.
21. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М. : Айрис-пресс, 2000. – 236 с.
22. Штец, А. А Методика развития фонематического слуха младших школьников посредством дидактических игр на уроках обучения грамоте / А. А. Штец, Л. К. Бабаян // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2015. – №1. – С. 52-58.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты игр на развитие фонематического слуха у учащихся младшего школьного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты