ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития методики обучения иностранному языку стратегической целью обучения иностранному языку в школе является практическое владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением и письмом). Ведущими видами речевой деятельности традиционно рассматриваются чтение и говорение. Обучение говорению предусматривает развитие совершенствование навыков построения диалогической, монологической речи, полилогическое общение в соответствии с целями, задачами и условиями коммуникации. Чтение предусматривает умение понимать разножанровые тексты во время чтения, проникая в их содержание в зависимости от вида чтения. Проблема обучения этим видам речевой деятельности является одной из самых главных в методике преподавания. Можно с уверенностью говорить, что также это зависит от весьма распространенного использовании коммуникативного подхода в обучении.
В современной методике обучения иностранному языку не угасает интерес к обучению чтению и говорению, и методам его реализации. Данный вопрос не нов, но изменения общественной жизни влияют на структуру языка и речи.
Вопрос методики обучения чтению и говорению рассматривается в трудах отечественных и зарубежных методистов (Т. В. Роговой, И. Н. Верещагиной, И. А. Зимней, Е. И. Пассова, Н. И. Гез, М. В. Ляховицкого, А. А. Миролюбова, С. К. Фоломкиной, С. Ф. Шатилова и других). В этих работах раскрываются цели, задачи, принципы, условия, технологии, формы и средства обучения этим видам речевой деятельности.
Актуальность исследования заключается в изучении проектной технологии для обучения видам речевой деятельности и важно для развития методики преподавания, педагогики. В настоящее время развитие сферы
Любой язык, иностранный или родной, реализуется в речи. Таким образом речь помогает языку реализовать его потенциальные функции. Речь следует рассматривать как особый, специальный и сложный вид человеческой деятельности. В методике преподавания иностранного языка существует понятие видов речевой деятельности. Оно является не только методическим, но и психологическим, потому что такие виды речевой деятельности, как чтение, письмо, говорение и слушание, зависят от степени сформированности специфических речевых навыков. Именно поэтому понятие «виды речи» в Новом словаре методических терминов Э. Г. Азимова определено как принятое в психологии и лингводидактике обозначение для различных видов речевого общения или их компонентов. Все виды речевой деятельности неразрывно связаны между собой. Насколько у человека сформированы навыки видов речевой деятельности зависит эффективность речевого общения. Речь реализуется посредством языка. Язык является средством общения. Уникальность языка состоит в том, что он обеспечивает возможность передачи мысли от одного человека к другому. В основе речевого общения лежит речевая коммуникация - отправитель (говорящий, пишущий) кодирует свое сообщение в текст и направляет по каналу связи получателю (слушающему,
Для эффективного применения проектной технологии необходима определенная подготовительная работа, которая, бесспорно, выполняется в контексте единой системы обучения в школе, не только в преподавании английского языка.
В курсе изучения иностранного языка важную роль играет разработка системы коммуникативных упражнений. Именно с их помощью обеспечивается речевой уровень проекта. Учащиеся должны свободно оперировать активной лексикой и владеть грамматическим материалом в рамках учебной программы прежде, чем непосредственно перейти к обсуждению определенных вопросов. Затем необходимо основательно проработать грамматические упражнения из учебного пособия или предложить свои.
Так, например, при работе над комплексом заданиями по проекту «Моя школа» важно сформировать умение описывать свое место учебы. Для этого необходимо воспроизвести в памяти и активизировать грамматический материал, а также необходимую лексику по данной теме.
После того, как упражнение на закрепление лексики выполнено, учащимся можно предложить описать свою квартиру или дом. Это важно для закрепления грамматических конструкций в памяти учащихся.
После того, как навык использования грамматических конструкций
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, мы можем сделать следующие выводы.
Использование проектной технологии в образовательном процессе является довольно молодой методикой, которая частично заменила элементы классно-урочной системы. На сегодняшний день признана необходимость ее применения в курсе изучения иностранного языка. Этому способствуют различные факторы, в том числе стремление образовательной системы воспитать всесторонне развитую личность, а также подготовить индивида к жизненным реалиям.
В процессе обучения английскому языку важно использование проектной технологии, как одного из эффективнейших новых методов совершенствования коммуникативных навыков на уроке английского языка, а применение разнообразных видов проектов помогают учителю организовать многоплановое проектное обучение, учитывая интерес учащихся и их возрастные особенности.
На среднем этапе взаимосвязанное обучение чтению и говорению является важным, так как усложняется проблематика речи и текст представляет собой стимул для обсуждения самых разных проблем, которые связанны с современной молодежной тематикой, с вопросами истории, географии и культурой страны изучаемого языка и своей собственной страны и т.д.
В ходе исследования также был разработан проект, который может быть применен на занятиях по изучению английского языка в 8 классах общеобразовательных учреждений. Проект называется «Welcome to London» и имеет своей целью не только взаимосвязанное обучение чтению и говорению развитие, но также и воспитательные и общеобразовательные цели.
Применение технологии проектов в учебно-воспитательном процессе средней школы является целесообразным, так как она делает возможным
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов, А.М. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Андреасян, И. М. Английский язык: учеб, пособие для 10-го (11-го) кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред, образования, с белорус, и рус. яз. обучения с 11-летним (12-летним) сроком обучения (углубл. уровень) / И.М. Андреасян, Ю.В. Маслов, В.В. Дармоян. – Минск: Выш. шк., 2006. – 351 с.
3. Андреасян, И.М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением / И.М. Андреасян // Зам. мовы ý Рэспублiцы Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 18–22.
4. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – 5-е изд. – М.: КомКнига, 2007. – 144 с.
5. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. – М.: Высш. школа, 1982. – 373 с.
6. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. – Москва: Астрель, 2007. – 339 с.
7. Дорохов, Р.С. Развитие навыков неподготовленной речи у учащихся старших классов на занятиях по домашнему чтению / Р.С. Дорохов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2013. – С. 85–88.
8. Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология: учеб. пособие для фак-тов журналистики и филологических фак-тов ун-тов / под ред. проф. А.А. Леонтьева. – М.: Высшая школа, 1980. – 224 с.
9. Зимняя, И.А., Харламова Н.С. Формирование прогностических умений как путь интенсификации обучения рецептивным видам речевой деятельности / под ред. Ю.А. Дементьева. // Психологические проблемы интенсификации обучения иностранным языкам – М.: Моск. госуд. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза, 1981. – № 179. – С. 152 – 168.
10. Использование проектной методики на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://skyteach.ru/2017/08/16/использование-проектной-методики-на/. – Дата доступа: 26.02.2018.
11. Корецкая, Г.Н. Применение проектной методики на уроке английского языка / Г.Н. Корецкая // Замежныя мовы у Рэспублiцы Беларусь. – 2001. – №1. – С. 21–32.
12. Короткевич, Ж.А. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности на основе лингвострановедческого текста (школа с углубленным изучением английского языка): автореферат дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.02 / Ж. А. Короткевич. – Минск: МГЛУ, 2002. – 19 с.
13. Короткевич, Ж.А. Перенос как основа взаимосвязанного обучения видам иноязычной речевой деятельности / Ж.А. Короткевич // Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета, 5–6 апреля 2000 г.: в 3 ч. – Минск: МГЛУ, 2000. – Ч. 1. – С. 24–26.
14. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей / Н.Ф. Коряковцева. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.
15. Лукша, О.В. Урок английского языка в VIII классе по теме «Мир полон чудес» / О.В. Лукша // Замежныя мовы. – 2017. – № 4. – С. 10–17.
16. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Рус.яз., 1989. – 276 с.
17. Плахотя, В.В. Роль проектного метода в повышении эффективности обучения / В.В. Плахотя, Э.Ю. Самойлова // Английский язык. Все для учителя. – М., 2015. – № 4. – С. 1–8.
18. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3–9.
19. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 1999. – 224 с.
20. Прохоров, А.М. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохоревю – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 1600 с.
21. Пушкина, Ю.В. Метод проектов как педагогическая технология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/11/16/metod-proektov-kak-pedagogicheskaya. – Дата доступа: 26.02.2018.].
22. Супрун, Е.П. Проектная технология как основа развития личностного развития и коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.n-asveta.by/dadatki/eshb/2017/suprun.pdf. – Дата доступа: 04.01.2018.
23. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / под ред. И.В. Рахманова. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1974. – 112 с.
24. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин. – М.: Высшая школа, 2003. – 334 с.
25. Hutchinson, T. Project 4. Teacher's Book / T. Hutchinson. – 3rd edition. — Oxford University Press, 2014 –150 р.