ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ «КОНЦЕПТ»
1.1 Концепт в современной лингвистике
1.2 Подходы к лингвистическому толкованию концепта
1.3 Концепт «харизма» в англоязычном дискурсе
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА «ХАРИЗМА» В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Концепт является ментальной репрезентацией, которая определяет взаимосвязь вещей и способы их категоризации. Категоризация – это главная функция концептов. «Квантование» мира происходит путем концептуализации образов, предметов. Явлений действительности. Каждый концепт – это «квант» знания, который содержит результаты человеческой деятельности и процессов познания мира. Причем эта информация может включать сведения как о реальном положении дел в мире, так и вымышленном.
Первоначально концепт формируется как образ, потом, появившись в сознании человека, этот образ имеет способность двигаться по ступеням абстракции. И чем выше уровень абстрактности концепт из чувственного образа постепенно превращается в собственно мыслительный.
Актуальность работы определяется интересом к изучению особенностей понятия «концепт» и концепта «харизма» в англоязычном дискурсе и их особенностей, проявляемым в равной степени как отечественными, так и зарубежными исследователями, а также широкой читательской аудиторией, а также вследствие дальнейших исследований особенностей концепта харизма, связанная с возрастающей популярностью данной темы.
Целью работы является исследование концепта «харизма» в англоязычном публицистическом дискурсе.
Указанная цель нашего исследования предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятия концепт;
- рассмотреть понятие концепт в современной лингвистике;
- выявить подходы к лингвистическому толкованию концепта;
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ «КОНЦЕПТ»
1.1 Концепт в современной лингвистике
Известно, что мышление невозможно без языка, поэтому во взаимодействии с языком оно выступает в своей подлинной природе – как общественно обусловленная познавательная деятельность человека. Более того, человеческое познание – категория историческая; оно предполагает преемственность приобретаемых познаний и, значит, возможность их фиксации, осуществляемой посредством слова.
Современные теории подтверждают феномен существования человека. С конца прошлого столетия в рамках изменения общей научной парадигмы гуманитарного знания на первый план вышла парадигма антропоцентрическая, функциональная, когнитивная, возвратившая человеку статус «меры всех вещей» и вернувшая его в центр мироздания [7, с. 65]. Трудно не согласиться с мнением Е.А Поповой, согласно которому когнитивная лингвистика – это только один из способов изучения языка в человеке и человека в языке. Другими словами, язык как когнитивная структура является местом хранения знаний, а эти знания в свою очередь характеризуют особенности мышления людей того или иного исторического периода. Когнитивная лингвистика рассматривает язык как своеобразный когнитивный механизм, позволяющий исследовать явления, происходящие в сознании человека.
Применительно к современной парадигме изучения языка точным является определение «антропоцентрическая», заключающее, что человек – точка отсчета в исследовании тех или иных явлений. Такая установка предполагает широкий подход к изучению языка, который позволяет
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА «ХАРИЗМА» В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
В Главе 1 мы рассмотрели особенности понятия «концепт» и концепта «харизма». В данной главе мы рассмотрим функционирование концепта «харизма» в публицистическом дискурсе.
Рассмотрим функционирование концепта «харизма», а соответственно, поведение и манеру себя держать Х. Клинтон и Д. Трампа во время дебатов подробнее. Первое, что необходимо рассмотреть – это выход кандидатов. Х. Клинтон выходит к публике с широкой улыбкой, в то время как Д. Трамп достаточно сдержан. Его улыбка практически незаметна. При этом он выглядит спокойно и позитивно.
Таким образом, начало выступлений обоих лидеров содержат составляющую концепта «харизма» – улыбку. Отметим, что улыбка Х. Клинтон, хотя и более ярко выражено, однако достаточно напряжена и недушевна. Чувства и эмоции практически отсутствуют в ней.
Улыбка Трампа, хотя и достаточно сдержанна, но расслаблена и спокойна. С нашей точки зрения, такая улыбка говорит об уверенности в себе, а это необходимая составляющая харизмы. Невозможно быть харизматиком, будучи неуверенным в себе и не довольным собой.
Второй момент – это внешний вид кандидатов в президенты. Х. Клинтон одета в белый брючный костюм, неброский, закрытый, официальный. Белый цвет символизирует чистоту, красоту, добро. Мы можем отметить, что образ Х. Клинтон является достаточно нейтральным.
Д. Трамп одет в темный костюм и белую рубашку, однако данный комплект разбавлен ярким пятном – красным галстуком. На его пиджаке присутствует значок с флагом США, что является достаточно символичным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-методическую литературу по теме, мы пришли к следующим выводам и смогли сделать определенные обобщения:
1 Концепт – ментальная сущность, содержащая многообразие знаний человека об окружающей действительности и имеющая культурологическую значимость.
2 Концепт – семантическая первооснова слова, на которой возникают возможные образы и значения. Не случайно, что латинское слово conceptum означает «зародыш», «зерно». Как нам представляется, концепт действительно не идентичен понятию. Концепт предваряет понятие, так как это наше первоначальное представление о предмете, явлении, действии, которое путем обобщения сущностных признаков формируется в понятие. Концепт оставляет возможность для домысливания. Как справедливо отмечают исследователи, концепт всегда оставляет возможности для сотворчества, домысливания, дофантазирования.
3 Концептосфера или национально-языковая картина мира, на наш взгляд, складываются непосредственно из концептов, понимаемых таким образом. Поэтому языковые и литературно-художественные средства, создавая некоторое представление о концептосфере, тем не менее не в состоянии полностью описать ее. Иными словами, системное описание способов вербализации концептов ориентировано на выявление их полного объема, однако неправомерно ставить знак равенства между ними.
4 Понятие харизма берет свое начало в христианском богословии и обозначает «благодать, Божественную силу в которой Бог являет Себя человеку, а человек с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения».
1. Алефиренко, Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Академия, 2002. – 394
2. Абеляр, П. Теологические трактаты / П. Абеляр. – М., 1995. – С. 43.
3. Аскольдов, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М., 1997. – С. 267-280.
4. Англо-русский словарь В.К. Мюллера [Электронный ресурс]. – http://www.classes.ru/dictionary- english-russian-Mueller.htm. – Дата доступа: 25.04.2017.
5. Булгучева, С.А. Языковая картина мира / С.А. Булгучева // Научный вестник. – №1-2. – 2005. – С. 19.
6. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика.. дисс. на соискание учёной степени доктора филологических наук. – Воронеж, 1997. –С. 24-222.
7. Воркачёв, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев// Филологические науки. – 2001. – №1. – С. 64-71.
8. Зеланд, В. Трансерфинг реальности. Ступень III: Вперед в про-шлое / В. Зеланд. – СПб.: Весь, 2006. – 224 с.
9. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1974. – 271 с.
10. Килевая, Л.Т. Картина мира древних славян. Категория наклонения / Л.Т. Килевая. – Алматы: АГУ им. Абая, 2002. – 176 с.
11. Кочнев, В.И. Исследование динамических характеристик эмоциональной реактивности в связи с проблемой актерских способностей / В.И. Кочнев // Вопросы психологии. – 1986. – № 5. – С. 153-160.
12. Кочнев, В.И. Понятия сценической заразительности, убедительности и обаяния в системе К. С. Станиславского / В.И. Кочнев// Вопросы психологии. – 1991. – № 11. – С. 108 - 115.
13. Карасик, В.И., Слышкин, Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В.И. Карасик// Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж, 2001. – С. 75-80.
14. Колесов, В.В. Философия русского слова / В.В. Колесов. – СПб.: Юна, 2002. – 448 с.
15. Лихачёв, Д.С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М., 1997. – С. 280-287.
16. Лыткина, И.О, Пролемы изучения концепта в современной лингвистике / И.О. Лыткина. – № 4. – 2009. – С. 16.
17. Менегетти, А. Проект «Человек»/ А. Менегетти. – М.: БФ Онтопсихология, 2007. – 336 с.
18. Попов, З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попов. – М., АСТ: Восток-Запад, 2007. – 314 с.
19. Православная энциклопедия. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. – Т 5. – 751 с.
20. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 824 с.
21. Сафьян, Ю.О. Лингвокультурный типаж «charmer» как разновидность концепта «charm» в английском языке / Ю.О.Сафьян. – II Науковий весник ПДПУ iмeнi K.Д. Ушинського. – 2013. – №16. – С. 196-204.