ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста. Это обусловлено негативными факторами, влияющими на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное уменьшение общения родителей и детей; снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Поэтому, начинать эту работу необходимо уже в раннем возрасте. Именно вышеуказанные аспекты обусловили выбор темы и актуальность исследования.
Игра и игровая деятельность ребенка дошкольного возраста оказывает большое воздействие не только на развитие личности ребенка, но и на его психическое развитие. В процессе игры как одном из ведущего вида деятельности психические процессы активно формируются, перестраиваются. Игра и игровая деятельность способствует развитию памяти, формированию интеллекта, происходит переход от наглядно-действенного к словесно-логическому элементу, а так же развивается воображение.
В игровой деятельности ребенок как бы выше себя и своего повседневного поведения. Игровой процесс для ребенка содержит в себе все тенденции развития.
Изучением влияния игры и игрового процесса на психическое развитие ребенка занимались такие авторы как Выготский Л.С. Гарбузов В.И., Обухов Л.Ф., Эльконин Д.Б., Рубинштейн Л.С., Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Т.А. Маркова и многие другие.
Степень разработанности темы. В психолого-педагогической литературе проблема развития активной речи у детей раннего возраста достаточно полно изучена. Среди исследователей данной тематики выделяются А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, Е.Е. Вьюнова, И.И. Ермакова, Г.Р. Зайнуллина и др. Признание психологами и педагогами особого значения периода дошкольного возраста для становления личности определяют основные принципы воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста: дифференциальный подход к каждому ребенку, учет индивидуальных особенностей, своевременное выявление проблем в развитии и их коррекцию в сенситивные срок.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «активная речь детей дошкольного возраста»
Одним из важных и неотъемлемых компонентов жизни человека является речь, которая обеспечивает процесс межличностного взаимодействия, общения с другими людьми, возможность передачи информации и получения новых знаний. Психолингвистика описывает основные факторы развития речи в онтогенезе, и речевая деятельность является одним из них. Ведь «...чтобы научиться плавать, нужно плавать, а чтобы научиться говорить, нужно говорить». Нужна огромная, разнообразная, активная, постоянная (без значительных перерывов) речевая практика [4, с.272].
Формирование активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Исследования А.А. Алхазишвили показывают, что язык как средство общения функционирует через речевую деятельность, которая вплетается в акты речевого поведения в виде речевых действий и возникает тогда, когда человеку необходимо вступить в контакт с окружающими его людьми для удовлетворения своих потребностей. Условия, обстановка, в которой происходит речевое взаимодействие между участниками, а также присутствие самих коммуникантов создают, в свою очередь, речевую ситуацию. Речевая ситуация не только влияет на сам процесс формирования речевого высказывания, но и индуцирует его (А.А. Леонтьева и Д.И. Изаренкова), диктуя правила коммуникативного поведения участников, выбор средств языкового материала в разговоре, в соответствии с правилами и нормами речевой культуры [11, с. 119].
Таким образом, «речевая активность» понимается как устойчивое свойство личности ребенка, его способность воспринимать и понимать речь окружающих; проявляется в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в речевой практике и активном стремлении к овладению языком. К показателям речевой активности, которые можно непосредственно выделить у детей дошкольного возраста, относятся такие проявления, как: скорость и быстрота речевых реакций, темп речевых высказываний в определенных коммуникативных ситуациях, умение ребенка быстро и без дополнительной помощи строить связное высказывание (А.А. Павлова); выбор игр и увлечений, связанных с речью, скорость и точность выбора слов, правильность развертывания синтаксических конструкций, текста (М.Р. Львова) [16, с. 43].
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика развития активной речи у детей раннего возраста
Цель экспериментального исследования: выявить уровень развития активной речи у детей раннего возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 65 г. Минска».
В исследовании приняли участие шесть детей раннего возраста, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группу. Список детей представим в Приложении 1. Все дети посещают учреждение дошкольного образования.
Длительность педагогического наблюдения составила неделю. Для выявления показателей развития активной речи в общении с взрослым, в общении со сверстниками, общего уровня речевого развития, а также активной речи в предметной деятельности нами использовалась методика Е.А. Стребелевой (Приложение 2).
При диагностике активной речи оценивались следующие показатели:
1. Употребляет лепетные и аморфные слова.
2. Употребляет односложные слова.
3. Употребляет двухсложные слова.
4. Употребляет слова со стечением согласных.
5. Употребляет слова с суффиксом уменьшительности.
6. Употребляет трехсложные слова без стечения согласных типа: машина, собака, молоко.
7. Использует фразу-слово.
8. Использует двухсловные фразы.
9. Использует трехсловные фразы.
10 . Использует многословные фразы (более 3 слов)
11. Употребляет существительные именительного падежа множественного числа
12. Употребляет родительный, дательный, творительный падеж
13. Употребляет единственное и множественное число существительного и глагола
14. Употребляет единственное и множественное число существительного и связанного с ним прилагательного
15 . Употребляет наречия, местоимения, числительные, предлоги, союзы
Педагогическое исследование, направленное на изучение активной речи у детей раннего возраста помимо наблюдении в свободной игровой деятельности и в режимные моменты, включало следующие экспериментальные ситуации (применялся набор диагностических методик, разработанных К.Л. Печера, Н.В. Серебряковой, Е.А. Стребелевой):
Ситуация 1 «Совместная игра со взрослым».
Ситуация 2 «Совместное разглядывание картинок».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речевая активность детей дошкольного возраста является показателем эффективности овладения ребенком речевой деятельностью, условием речевого общения и неотъемлемым компонентом развития личности ребенка дошкольного возраста в целом. В свою очередь, речевая активность выступает также как компонент интеллектуального развития, показатель усвоения знаний, личностная особенность ребенка, проявляющаяся в процессе речевого общения, а также как предмет и основное условие речевого обучения детей дошкольного возраста, способность воспринимать и понимать речь собеседника, инициатива в речевом поведении ребенка. Факторами речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста являются личностные особенности детей, соответствующие внешние условия, стимулы и характер общения, достаточный уровень развития детской речи.
Ведущим видом деятельности для каждого возраста является тот, который обусловливает основные, важнейшие изменения в психике. Основными видами деятельности в дошкольном детстве является игровая деятельность. Овладевая использованием предметов, ребенок становится самостоятельным, учится подражать действиям взрослого, действовать вместе с ним, стимулировать определенное отношение к своим действиям и себя. В ведущих видах деятельности выявляются основные потребности и интересы детей, происходит формирование важнейших для каждого возраста действий, психических качеств и свойств личности. В рамках игры как ведущего занятия дошкольного возраста происходит интенсивное формирование всех сторон речи, включая формы и функции речи. В исследовании сообщается о повышении речевой активности детей в ролевой игре в связи с ее развитием: чем выше уровень развития ролевой игры, тем чаще и в разнообразных формах дети обращаются к речи во время игры. Повышение речевой активности детей связано не только с развитием самой игровой деятельности, но и с улучшением их навыков речевого общения. Изучение речевого развития детей дошкольного возраста проводится в двух планах игры: в сюжетно-ролевых отношениях и в отношениях для игры.
В раннем возрасте необходимо активизировать речь, как основу коммуникации ребенка с другими людьми. В центре внимания педагогов с целью развития детской речи должна быть организация игровой деятельности. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Особенную роль в развитии речи играют предметные игры. В работе с детьми раннего возраста считается эффективным сочетание наглядности и слова. Для расширения, обогащения и активизации словаря используются предметные игры с дидактическим материалом.
1. Арушанова, А. Г. Истоки диалога: книга для воспитателей / Л. Г. Арушанова, Н. В. Дурова, Р. А. Иванова, Е. С. Рычагова. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 208 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 256 с.
3. Гвоздев, Н. А. Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 406 с.
4. Добронравова, О. В. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром / О. В. Добронравова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – №4. – С. 271-273.
5. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И. И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.
6. Зимняя, И. А. Речевая деятельность и психология речи / И. А. Зимняя. – Москва // Основы теории речевой деятельности / ред. А. А. Леонтьев. – Москва: Наука, 1974. – С. 64-72. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=379447.
7. Зайнуллина, Г. Р. Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста / Г. Р. Зайнуллина // Обучение и воспитание : методики и практика. – 2013. – №4. – С. 15-21.
8. Казгунова, А. С. Развитие речи дошкольников / А. С. Казгунова // Ученые записки. – 2017. – №2. – С. 188-191.
9. Карпова, Н. Л. Роль родителей в коррекции речевых нарушений у детей / Н. Л. Карпова // Комплексные исследования детства. – 2019. – №1. – С. 65-72.
10. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1986. – С. 79-80.
11. Малкова, Е. Е. Проблема определения критериев нарушения речи у современных дошкольников в аспекте междисциплинарного взаимодействия специалистов / Е. Е. Малкова, Е. М. Машнина // Педиатр. – 2019. – №10. – С. 117-126
12. Микляева, Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста / Н. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 287 с.
13. Недорезова, Н. А. Речевое развитие дошкольников в детском саду / Н. А. Недорезова, Е. В. Губайдуллина // Вестник Гуманитарного института ТГУ. – 2014. – № 1. – С. 23-25.
14. Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л. Н. Павлова. – М.: Мозаика Синтез, 2003. – 168 с.
15. Печера, К. Л. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста / К. Л. Печера, Г. В. Пантюхина, Н. М. Аксарина // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 4. – с.80-83.
16. Серебрякова, Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. В. Серебрякова. – М. : Каро, 2014. – 64 с.
17. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет : Методическое пособие для практических психологов / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. – 2-е изд. испр. и доп. – СПб. : «Детство-пресс», 2005. – 322 с.
18. Старжинская, Н. С. Детская речь / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : Пачатковая школа, 2016. – 167 с.
19. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 1981. – 159 с.
20. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.
21. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. – М. : Владос, 2000. – 347 с.
22. Чистович, Л. А. Физиология речи. Восприятие речи человеком / Л. А. Чистович – М. : Книга по требованию, 2012. – 388 с.