ВВЕДЕНИЕ
Наследие педагогической мысли К.Д.Ушинского по глубине и широте демократических, социальных преобразований, по своему характеру и направленности, по сложности и противоречивости во многом схоже с новыми образовательными программами современности.
Поиск образовательных принципов, воспитательных задач роднит время педагогических поисков Ушинского с постоянно меняющейся, ищущей себя образовательной системой XXI века, соответственно, поиск новых образовательных и воспитательных принципов, стоящих перед образовательной системой, делают сегодня творчество К.Д. Ушинского особенно значимым и актуальным.
В настоящее время нравственная ситуация в Республике Беларусь характеризуется интенсивным поиском национальной и культурной идентичности разных народов, растущим интересом к национальной истории, народной культуре, национальным традициям и фольклору. Поэтому необходимо развивать собственную систему образования, основанную на ценностях и принципах белорусского государства и граждан Республики Беларусь, на опыте и педагогическом мышлении известных педагогов прошлого, а не копировать европейские образовательные системы.
Как говорил К.Д. Ушинский: «Как невозможно жить по примеру другого народа, как бы он ни был заманчив, так же невозможно воспитывать по чужой педагогической системе, как бы упорядочена и хорошо обдумана она ни была».
Поэтика произведений К.Д. Ушинского, его яркие слова могут и должны стать важной частью современного начального школьного образования, воспитания и развития учеников начальной школы [20].
1 Педагогические принципы К.Д. Ушинского, его взгляды и идеи на образование и воспитание личности
К.Д. Ушинский родился в Туле 19 февраля 1824 года (2 марта по новому стилю). Детство будущего педагога прошло в живописном городке Новгород-Северск в Черниговской губернии, и у него всегда были приятные воспоминания об окружающей его природе. Благоприятная обстановка привила учителю добрый и чуткий характер.
К.Д. Ушинский создал оригинальную педагогическую систему, решающую основные проблемы воспитания и образования. Для того чтобы изучить его дидактические принципы и идеи, применяемые в современном школьном образовании, необходимо рассмотреть основные положения концепции Константина Дмитриевича о педагогике, цели и задачи образования и воспитания, а также его собственные суждения о содержании и формах педагогического процесса.
Прежде всего, важно понять, что Ушинский не воспринимал педагогику как науку, потому что «она не может претендовать на такую же независимость, как науки, исследующие законы природы, истории и человеческого духа». Она использует все эти открытия только для достижения своей конкретной образовательной цели. Под педагогикой Ушинский понимал искусство воспитания человека. Основными науками, составляющими «главные основания педагогики», Ушинский считал физиологию, психологию, логику и историю. Великий педагог считал, что речь идет о воспитании человека, «который станет самостоятельной единицей в ряду общества». Он считал, что это воспитание человека, «который станет самостоятельной единицей в обществе и будет готов к самостоятельной жизни в обществе». Гармонично развитый человек был целью образования, а свободный труд – его основой.
2 Реализация идей К.Д. Ушинского в современной школе. Анализ содержания современной программы начального образования на предмет представленности произведений К.Д. Ушинского
К.Д. Ушинский в «Родном слове» говорил: «В школе должна быть серьезность, допускающая шутки, но не делающая из всего дела шута, любовь без придирки, справедливость без придирки, доброта без слабости, порядок без педантизма, а главное – постоянная разумная деятельность. Тогда в детях естественным образом будут развиваться более добрые чувства и стремления, а зачатки дурных наклонностей, которые могли существовать раньше, постепенно исчезнут...». Эти слова должны стать гимном, основным правилом системы образования 21 века и особенно всех учителей-воспитателей. Несомненно, образование и воспитание личности учеников приносит пользу. В современной школе многие принципы обучения и воспитания учащихся начальных, средних и старших классов, которые отстаивал в 19 веке великий педагог К.Д. Ушинский, остаются в силе. Советская школа, наследницей которой является нынешняя система образования Республики Беларусь, приняла их, несмотря на то, что стремилась модифицировать образовательные программы и ввести некоторые элементы европейского образования [2].
Константин Дмитриевич трактовал развитие человека как всестороннее развитие – физическое, интеллектуальное, нравственное и эстетическое, что ни в коей мере не противоречит современному принципу всестороннего развития личности. Под образованием Ушинский не подразумевал бесконечные часы чтения книг, оторванных от жизни, хотя и считал, что это необходимо для развития ума. Он рассматривал развивающее и воспитательное обучение как активное обучение, которое формирует мировоззрение и правильный взгляд на жизнь. Ушинский с горечью писал, что «все наше внимание посвящено преподаванию, а дети проводят все время в чтении и учебе, в учебе и чтении, не пробуя, не упражняя свои силы и волю в какой-либо самостоятельной деятельности».
3 Влияние произведений К.Д Ушинского на воспитание нравственной культуры младших школьников
Сказки и рассказы на морально-этические темы играют важную роль в интеллектуальном и нравственном воспитании.
Произведения Ушинского с тактом и тонкостью, с умелым использованием народных традиций, с небольшим нравоучением, достигаемым благодаря тщательному выбору деталей, ясности мысли и краткости изложения позволяют воспитать нравственную культуру младших школьников [13].
Великий русский педагог К.Д. Ушинский так высоко ценил сказки, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народных сказок соответствуют тем же качествам детской психологии. Ушинский подробно разработал вопрос о педагогической ценности сказок и их психологическом воздействии на ребенка [6, с. 108-109]. Создавая свои сказки, К.Д. Ушинский придерживался концепции системы обучения родному языку, поскольку язык должен отражать многовековой опыт духовной жизни народа. По словам К.Д. Ушинского, язык «не есть нечто естественное для человека, не есть дар, спущенный с неба. Это плод долгого труда человечества, след духовной жизни народа. Через овладение родным языком ребенок приобретает огромное богатство, испытывая влияние величайшего национального наставника. Утверждение К. Д. Ушинского о том, что детей нужно учить на родном языке, было прогрессивным.
Он считал, что понимание родного языка в работе с младшими школьниками можно организовать через сказки. К.Д. Ушинский предложил использовать различные методы для достижения этой цели, включая наглядные материалы (иллюстрации к сказкам) и чтение произведений художественной литературы. Это лучший способ организации «подготовительного обучения», так как оно должно быть посильным, доступным, веселым и разнообразным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогические принципы К.Д. Ушинского (своевременность, постепенность, органичность, последовательность, твердость усвоения, ясность, самостоятельность учащихся, отсутствие излишнего напряжения и легкость, нравственность, полезность) разнообразны, но между ними существует логическая связь, основанная на чувстве патриотизма, желании сделать систему образования и воспитания лучше, а не хуже европейских систем образования.
Многие дидактические принципы К.Д. Ушинского занимают ведущее место в современном школьном образовании. Однако для того, чтобы соответствовать современным требованиям, основные педагогические идеи Ушинского были модифицированы и получили иную форму, но содержание его идей о воспитании и обучении человека прочно вошло в современную систему образования.
Литературное творчество великого русского педагога К.Д. Ушинского – замечательное проявление многогранности его таланта.
Изучение произведений К.Д. Ушинского является обязательной частью обучения в начальной школе. Сказки и рассказы на морально-этические темы играют важную роль в интеллектуальном и нравственном воспитании. Произведения Ушинского с тактом и тонкостью, с умелым использованием народных традиций, с небольшим нравоучением, достигаемым благодаря тщательному выбору деталей, ясности мысли и краткости изложения позволяют воспитать нравственную культуру младших школьников.
Можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать и любить еще многие поколения, потому что люди всегда будут уважать труд, знания, честность и доброту.
1. Алиева Людмила Владимировна К. Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека' // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-o-pedagogicheskih-pravilah-vospitaniya-cheloveka
2. Арканов, А.К. Идеи Ушинского. М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
3. В мире мудрых мыслей Константина Дмитриевича Ушинского: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов [Электронный ресурс] / науч. ред. В. Г. Рындак ; отв. за вып. А. А. Черемисина ; Мин-во науки и высшего образования Республики Беларусь ; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2019. – ISBN 978-5-85859-697-4. Режим доступа: https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/ped_konkurs_ushinsk_2019.pdf.
4. Видякова Зинаида Васильевна К. Д. Ушинский об образовании учащихся начальной школы // НК. 2014. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-ob-obrazovanii-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly
5. Воропаева, В. С. Литературное чтение : учебник для 2-го класса учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск : Нац. ин-т образования, 2016. – Ч. 1. – 128 с.
6. Воропаева, В. С. Литературное чтение : учебник для 2-го класса учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск : Нац. ин-т образования, 2016. – Ч. 2. – 139 с.
7. Воропаева, В.С. Литературное чтение : учеб. пособие для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : в 2 ч. / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова, И. М. Стремок.- Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – Ч. 1. – 144 с.
8. Воропаева, В.С. Литературное чтение : учеб. пособие для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : в 2 ч. / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова, И. М. Стремок.- Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – Ч. 22. – 144 с.
9. Воропаева, В.С. Литературное чтение : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : в 2 ч. / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова, И. М. Стремок.- Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – Ч. 1. – 144 с.
10. Воропаева, В.С. Литературное чтение : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : в 2 ч. / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова, И. М. Стремок.- Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – Ч. 22. – 144 с.
11. Гревцева Г.Я. К.Д. Ушинский о народном воспитании / Ушинский К.Д. и развитие современной науки и практики: материалы региональной межвузовской конференции. – Чел., 2004 г.
12. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли. [Электронный ресурс: http://www.iprbookshop.ru/65722.html]: учебник / А. Н. Джуринский. – Саратов: Вузовское образование. – 2017. – 356 стр.
13. Долженко, Л.В. Развитие концепции детства в русской литературе и критике XIX века: уч. пособие к спецкурсу по дет. лит. [Текст] / Л.В. Долженко, Л.Н. Савина. – Волгоград: Перемена, 2001. – 298 с.
14. Долженко, Л.В. Развитие концепции детства в русской литературе и критике XIX века: уч. пособие к спецкурсу по дет. лит. [Текст] / Л.В. Долженко, Л.Н. Савина. – Волгоград: Перемена, 2001. – 354 с.
15. Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 3-6.
16. Медведева, К. А. Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог / К. А. Медведева, А. В. Нарышкина. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). – Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2017. – С. 21-25. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11905/
17. Овчинникова Е.В. Концепция развивающего обучения К. Д. Ушинского в книгах «Детский мир» и «родное слово» // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvivayuschego-obucheniya-k-d-ushinskogo-v-knigah-detskiy-mir-i-rodnoe-slovo
18. Овчинникова Е.В. Реализация принципа народности в системе развивающего обучения К. Д. Ушинского // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-narodnosti-v-sisteme-razvivayuschego-obucheniya-k-d-ushinskogo
19. Раджабова, Р. В. Идеи народного образования в педагогическом наследии К. Д. Ушинского / Р. В. Раджабова. – Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). – Москва : Буки-Веди, 2017. – С. 22-25. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13101/
20. Рычагов А.Х. К.Д. Ушинский о содержании и методах нравственного воспитания школьников / Великий русский педагог К.Д. Ушинский. Тезисы докладов прочитанных на конференции, посвященной 150-летию со дня рождения К.Д. Ушинского 26 февраля 1974 г. – Минск, 1974 г.
21. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского / Е.Н. Салтанов // Педагогика. – № 4. – 2004 г.
22. Тиринова О.И. Букварь : учебное пособие для 1 класса учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / О.И. Тиринова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – 187 с.