Социальная и философская проблематика романа Дж. Конрада Сердце тьмы и ее художественное воплощение
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальная и философская проблематика романа Дж. Конрада Сердце тьмы и ее художественное воплощение»
по дисциплине: «Зарубежная литература (английский язык)»
2021
45.00 BYN
Социальная и философская проблематика романа Дж. Конрада Сердце тьмы и ее художественное воплощение
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Зарубежная литература (английский язык)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА ДЖ. КОНРАДА
ГЛАВА 3 СЮЖЕТ, СИСТЕМА ОБРАЗОВ, КОМПОЗИЦИЯ И ХРОНОТОП, РОМАНА ДЖ. КОНРАДА «СЕРДЦЕ ТЬМЫ». СОЦИАЛЬНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Многие исследователи окрестили Дж. Конрада польским гением с далекого края Англии, что отражает всю парадоксальность автора как романиста: кем себя ощущал Джозеф Конрад – поляком или англичанином? Отсюда возникает самосознание, часть личности не только самого Конрада, но и любого другого писателя.
Роман Дж. Конрада «Сердце тьмы», несмотря на вымышленное содержание, отражает пережитое автором и те исторические события, свидетелем которых он стал в Конго в то время. Данное произведение – больше, чем просто роман, чем простое исследование суровых реалий европейского колониализма в Африке в конце девятнадцатого века. Контраст между светом и тьмой. проявляющийся по ходу повествования, рассказывает об изменениях в европейцах по мере их продвижения в Конго и крахе белого человека в кромешной тьме.
Актуальность темы. Несмотря на интерес к творчеству писателя в зарубежном литературоведении, количество работ отечественных ученых, посвященных Джозефу Конраду, невелико.
Методы исследования. Методология носит общефилософский, системный, общенаучный характер; применяется комплексная литературоведческая методика, но основными методами являются биографический и психологический.
Цель курсовой работы – проанализировать специфику романа Дж. Конрада «Сердце тьмы» в контексте социальной и философской проблематики произведения.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать понятия содержания и форму художественного произведения;
2. Описать особенности художественного метода Дж. Конрада.
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Художественное произведение является крайне сложным и многослойным явлением, поскольку включает в свой состав реальность, которая «породила» сам текст произведения; личность создателя произведения, а также то, что он хотел сказать и завуалировать. Художественное произведение предстает своего рода моделью личности и окружающей ее действительности. Широта охвата явлений в художественном произведении несравнима ни с одной формой общественного сознания. «Целостный характер произведению придает не герой, а единство поставленной в нем проблемы, единство раскрываемой идеи» [2, с. 18].
Ключевыми составляющими художественного произведения могут быть как явления человеческой жизни, так жизни природы, животного и растительного мира, а также материальной культуры. Однако фундаментальным предметом познания в художественной литературе являются характерные особенности человеческой жизни: социальные характеры людей как в их внешних проявлениях, отношениях, деятельности, так и в их внутренней, душевной организации [7].
Категории содержания и формы, превосходно разработанные еще в системе Гегеля, стали важными категориями диалектики и неоднократно успешно применялись в анализе самых разных сложноорганизованных объектов. Давнюю и плодотворную традицию образует и применение этих категорий в эстетике и литературоведении. В. В. Бычков отмечает: «Ничто не мешает нам, таким образом, применить столь хорошо зарекомендовавшие себя философские понятия и к анализу литературного произведения, более того, с точки зрения методологии это будет только логично и естественно. Но есть и особые основания начинать расчленение художественного произведения с выделения в нем содержания и формы.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА ДЖ. КОНРАДА
В литературоведении Дж. Конрад известен как автор приключенческих романов, действие которых ведутся не в европейских странах, а за их пределами. Здесь возникает вопрос о самой личности автора. По своему происхождению автор был из Польши, но писал на английском. Например, такие исследователи, как З. Найдер, А. Буша, К.Хьюитт и другие задаются вопросом о личности автора: кем он был и кем ощущал себя (поляком или англичанином)? Как полагал Стефан Жеромский: «Конрада можно без преувеличения назвать завоевателем, конкистадором, бесстрашным властелином духовных богатств, которые он стремился познать, дабы сделать их всеобщим достоянием и претворить в новые ценности» [8, с. 12].
Конрада всегда волновал вопрос о человеческой судьбе и о его определении. Мироощущение писателя ассоциируется с чем-то темным, а порой и трагическим. Жизнь он ассоциировал со знаком вечной борьбы, которую человеку приходится вести с непонятными ему силами. Безумие, даже одержимость и осознание тщеты существования – все то, что присуще его героям.
Как пишет К. Хьюитт: «Главный вопрос, которым не мог не задаться начинающий автор, касался выбора языка» [21, с. 27], ведь родным языком Конрада был польский, а иностранным считался английский. И поэтому он писал следующее: «Способность писать по-английски была для меня столь же естественна, как любой другой навык, с которым я мог бы родиться на свет.
ГЛАВА 3 СЮЖЕТ, СИСТЕМА ОБРАЗОВ, КОМПОЗИЦИЯ И ХРОНОТОП, РОМАНА ДЖ. КОНРАДА «СЕРДЦЕ ТЬМЫ». СОЦИАЛЬНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
Джозеф Конрад отправился в Конго в 1890 году (теперь его название – Демократическая Республика Конго, ранее это был Заир), чтобы служить капитаном на пароходе, плывущем по реке Конго. Основная причина, по которой Конрад приехал туда, – осуществить свою детскую мечту, отправиться на африканский континент. По совпадению, он прибыл туда на пятом году правления бельгийского короля Леопольда II. Его годичный опыт работы там глубоко изменил его взгляды на человечество и философию белых людей в отношении «отсталых людей» или конголезцев. Некоторые события, которые происходили в жизни автора в тот временной период, легли в основу романа.
Итак, Дж. Конрад получил работу в торговой компании капитаном парохода, который должен был отправиться в исследовательскую экспедицию под руководством Александра Делкоммуна в место под названием Катанга в Конго. Большинство переживаний Конрада во время путешествия были записаны им в дневник, который он назвал «Дневник Конго» (который будет упомянут и дальше).
Одна запись в этом дневнике сообщает нам, что едва ли шестьдесят процентов европейских сотрудников компании оставались в Конго более шести месяцев из-за перенесенных ими болезней. Едва ли семь процентов европейцев могли противостоять климату Конго более трех лет. Таким образом, Конрад начал разочаровываться в этом регионе в самом начале своего визита. Он также почувствовал разочарование, обнаружив, что большинство европейцев плохо отзываются друг о друге, и им почти нечего делать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. Содержание литературного произведения выступает его сущностью, тогда как форма является способом существования этого содержания. Содержание – это то, что сказал писатель своим произведением, а форма – как он это сделал.
2. Тема художественного произведения – это единство значений отдельных элементов произведения. Она объединяет компоненты художественной конструкции. Понимание «темы» главным образом как «проблемы» предполагает ее близость к понятию «идея произведения». Только перечитывая произведения и раздумывая о них, читатель может прийти к осознанию того, какие общие свойства жизни воплощены в тех или других героях и как их осмысляет и оценивает писа¬тель. В этом ему часто помогает литературная критика.
3. О Дж. Конраде критики складывали как положительные, так и негативные отзывы, однако невозможно не заметить вклад писателя в изменение самой сущности литературного героя, в эволюцию характерологии, в динамику повествования, весьма близкого изобразительной манере художников-импрессионистов, его новый, отличный от предшествующего столетия, подход к сюжетостроению литературного произведения, где внутреннее доминирует над внешним.
4. Роман «Сердце тьмы» − это автобиографический роман, в котором отражается судьба автора через призму вымышленного героя Марлоу. Данное произведение не просто роман с изучением суровых реалий европейского колониализма в Африке в конце девятнадцатого века, но и масштабное исследование социально-культурного аспекта идентичности, развитого в романе.
1. Асеев, Н. Джозеф Конрад. Заметка / Н. Асеев // Тридцать дней. –1926. – № 4. – С. 85–86.
2. Бычков, В. В. Форма-содержание в искусстве как основа художественности / В. В. Бычков // Вопросы философии, 2016. – №5. – С. 68–79.
3. Гиршман, М. М. Стиль литературного произведения / М. М. Гиршман // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. – М.: Наука, 1982. – С. 257–300.
4. Горький, М. Беседа с молодыми / М. Горький. – 2-е изд., - М. : Искусство. 1953. 73 с.
5. Даль. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Т. 4. / В. И. Даль. – М. : Вольф, 1911. – 1619 с.
6. Динамов, С. Два западных художника упадка / С. Динамов // Революция и культура. – 1929. – № 8. – С. 77–79.
7. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учеб. пособие / А. Б. Есин. – М. : Флинта. 2019. – 248 с.
8. Жеромский, C. Встречи с Конрадом / C. Жеромский, − Варшава : Новая Польша, 2018. – 73 с.
9. Идея художественная. Что такое тема произведения? [Электронный ресурс] // Ctik. – Режим доступа: https://ctik.ru/the-phenomenon-of-sleep/ideya-hudozhestvennaya-chto-takoe-tema-proizvedeniya.
10. Кузьмичев, И. К. Введение в эстетику художественного сознания / И. К. Кузьмичек. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 1995. – 286 с.
11. Конрад, Дж. О литературе / Дж. Конрад // Вопросы литературы. –1978. – № 7. – С. 205–280.
12. Левидов, М. О современной литературе / М. Левидов // Печать и Революция. – Кн. 2. – М., 1923. – С. 86–98.
13. Лихачев, Д. Внутренний мир художественного произведения / Д. Лихачев // Вопросы литературы. – 1968. – № 8. – С. 74-87.
14. Лосев, А. Ф. Диалектика художественной формы / А. Ф. Лосев. – М. : Академический проект, 2010. – 415 с.
15. Поспелов, Г. Н. Проблемы литературного стиля / Г. Н. Поспелов. – М. : МГУ, 1970. – 332 с.
16. Семенов, А. Н. Теоретические аспекты литературоведческого исследования: художественный текст как гармония отношений человека и мира / А. Н. Семенов // Вестник угроведения. – 2018. – Т. 8. – № 2. – С. 294–300.
17. Сманов, Б. У. Влияние элементов художественной формы на раскрытие идейного содержания произведения / Б. У. Сманов // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 6. – С. 58–59.
18. Тамарченко, Н. Д. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. Филол. фак. Высш. Учеб. заведений: в 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко – Т. 2. – М. : Академия, 2004. – 368 с.
19. Тимофеев, Л. И. Словарь литературоведческих терминов // Под ред. С. В. Тураева, Л. И. Тимофеева. – М. : Просвещение, 1974. – 675 с.
20. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. – М. : Аспент Пресс, 1996. – 334 с.
21. Хьюитт, K. Джозеф Конрад: проблема двойственности / К. Хьюитт // Иностранная литература, 2000. – №7. – С. 45–69.
22. Шальнова, Е. П. Схема художественного произведения (на основе "формулы" художественного произведения С. И. Сухих) / Е. П. Шальнова // Филология: научные исследования, 2021. – № 7. – С. 61–72.
23. Allen, J. The sea years of Joseph Conrad / J. Allen, – NY. : Doubleday, Doran & Company, 1965. – 78 p.
24. Conrad, J. The Heart of Darkness / J. Conrad. – NY.: Vintage Classics, 2016. – 151 p.
25. Leavis, F.R. The Great Tradition / F. R. Leavis. – L.: Penguin, 1962. – 295 р.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты