Развитие диалогической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи на уроках чтения
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие диалогической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи на уроках чтения»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Развитие диалогической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи на уроках чтения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Современное представление о диалогической речи
1.2 Особенности развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи и у нормально-развивающихся детей
1.3 Современный педагогический опыт, посвященный развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Экспериментальные методики для обследования уровня развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1 Научно-теоретические основы коррекционно-педагогической работы посвященной совершенствованию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
3.2 Задачи и содержание коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
3.3 Методическая система практических задач и упражнений, игр, направленных на развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
3.4 Рекомендации для родителей, посвященные развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях семейного воспитания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу – один из показателей сформированности индивида как личности.
В современном обществе появляется большое количество детей с особенностями развития. Среди данной категории детей большую часть занимают дети с общим недоразвитием речи.
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение. Работа с младшими школьниками, страдающими недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений.
Недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Вопросы развития связной диалогической речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Леушина, А.М. Бородич), психологами (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева).
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Современное представление о диалогической речи
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» мыслительных операций, эмоциональных состояний, средств самореализации и вхождения в общество. Она оказывает огромное влияние на формирование психических процессов у детей и их общее развитие. Развитие мышления во многом зависит от развития речи, которая является основным средством общения между людьми, речь играет важную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех стадиях его развития. Чем богаче и комфортнее речь для ребенка, чем легче ему выражать свои мысли, чем шире его возможности, тем более значимыми и полными являются его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, тем более активным является его умственное развитие. Ф.А. Сохин полагает, что не все дети одинаково успешно овладевают связной – диалогической, а затем монологической – речью, что часто приводит к нарушению самосознания и самооценки ребенка, к отклонениям в развитии личности ребенка, что приводит к замкнутости, неуверенности, негативизму, мешает ему в полной мере развивать свои природные способности и интеллектуальные способности. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи ребенка, ее правильности и чистоте, предотвращать и исправлять любые отклонения от общепринятых норм родного языка, что способствует ролевой игре [5, с. 76].
Е.В. Клюев считает, что именно речь в жизни ребенка младшего школьного возраста выполняет огромное количество своих функций. Самой важной и незаменимой функцией речи в данный возрастной период является коммуникативная функция речи. Коммуникативная функция заключается в том, что речь представляет собой средство общения. Целью общения ребенка младшего школьного возраста, как и взрослого человека, является процесс установления и поддержания социальных контактов. Все эти характеристики коммуникативной функции речевого общения отражаются в манере поведения ребенка младшего школьного возраста и легко им осваиваются в процессе взаимодействия с близкими и окружающими людьми.
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Экспериментальные методики для обследования уровня развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
Основной задачей экспериментальных исследований является изучение состояния диалогической речи учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (II и III уровни речевого развития). В задачи исследования также входит изучение отдельных сторон речи детей, в значительной мере определяющих развитие диалогической речи.
С этой целью используются разработанные в последнее время в отечественной логопедии и психолингвистике методические подходы к анализу речевой и речемыслительной деятельности детей (В.К. Воробьева, Р.И. Лалаева, Л.И. Переслени и Т.А. Фотекова, Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов и др.). Для анализа данных обследования лексического строя речи учащихся младшего школьного возраста используются методические приемы, предлагаемые в работах Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской, О.Б. Иншаковой.
Уровень сформированности лексического компонента речи оценивался по двум основным параметрам: объем словарного запаса (в процентах от объема словаря-минимума), наличие и характер семантических и лексических затруднений при выполнении экспериментальных заданий. Уровень сформированности языковых операций и грамматических представлений и обобщений определялся с помощью дифференциально-диагностических критериев оценки, разработанных Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, Т.В. Тумановой, Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой, Т.Б. Филичевой. Анализ степени сформированности фразовой речи проводится с использованием методик, предложенных Л.С. Цветковой, Л.И. Переслени, Л.А. Фотековой и Т.А. Ахутиной. Использовались критерии, характеризующие как семантическую, так и языковую составляющие отдельных фразовых высказываний, полноту и точность отображения предмета речи.
В качестве методов исследования используют наблюдение и беседа.
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1 Научно-теоретические основы коррекционно-педагогической работы посвященной совершенствованию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
При обучении на уроках чтения учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи логопедической школы необходима организация специальной работы, так как нарушения в фонетической и морфологической структуре слова, аграмматизм в построении предложений, ограниченность словарного запаса у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи обнаруживаются не только в устной, но и в письменной речи. Затруднения при изучении грамматики связаны с нарушениями речи.
Ограниченность словарного запаса приводит к тому, что учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи не могут встретившееся им слово привести к начальной форме. Они затрудняются в выделении корня и поэтому не улавливают и не понимают общих смысловых значений родственных слов. С такими детьми необходима особая работа по осмысливанию слова. Уточнив смысл слова, необходимо научить детей подбирать родственные слова, всесторонне объясняя значение и форму каждого нового слова. Так, например, в диктантах часто встречаются слова «далеко», «далекий». Как правило, ошибка на безударную гласную в корне все время повторяется. На просьбу учителя выделить корень слова дети отвечают лек, думая, что «до» приставка. Проверка безударной гласной при таком понимании корня невозможна. Особое место в практике занимает разбор слова, изучение способов словообразования. Упор при этом делался на смысловое значение слова. Такая работа одновременно проводится на уроках чтения и развития речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диалогическая речь обладает специфическими лингвистическими и психолого-педагогическими особенностями, которые характеризуются специфическими операционными условиями. Диалогическая речь является лингвистической составляющей непосредственного общения и вместе с нелингвистическими компонентами позволяет реализовать коммуникативную функцию речи, которая является основой всего вербального развития человека. Диалоговая речь является особенно ярким проявлением коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог важнейшей естественной формой языковой коммуникации, классической формой речевого общения. У учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи можно выделить следующие особенности их диалогической речи. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств. Работа по развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи предполагает усвоение речевого материала и его актуализацию в разных ситуациях общения. Основное направление коррекционного воздействия определяется необходимостью развития у детей с общим недоразвитием речи запаса знаний, навыков оперирования языком как средством общения, активизацией их мыслительной и познавательной деятельности. Коммуникативная ориентация обучения способствует практическому овладению языковой системой в разнообразных ситуациях общения и развитию умения диалогического общения. Проблемное обучение в процессе коррекционной работы обеспечивает активизацию мыслительной и речевой деятельности. Диалог осуществляется с собеседником в целях передачи результата мыслительной деятельности, оформленного языковыми средствами.
1. Алмазова, А. А. Особенности речевого развития учащихся среднего звена специальной (коррекционной) школы V вида // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник / Под ред. Л. И. Беляковой. – М., 2005. – 214 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.
3. Бабина, Г. В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи / Г. В. Бабина // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М,, 2013. – 143 с.
4. Бабина, Г. В. Языковой развитие учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Г. В. Бабина, М. Н. Едакова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник / Под ред. Л. И. Беляковой. – М., 2005. – 210 с.
5. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учеб.-метод, пособие для учителей дефектологов дошк. учреждении / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 c.
6. Белякова, Л. И. Монографический сборник / Под ред. Л. И. Беляковой. – М., 2005. – 128 с.
7. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. – М., 2006. – 298 с.
8. Глинка, Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно / Г. А. Глинка. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 2008. – 221 с.
9. Голуб, Е. Н. Изучение уровня сформированности словообразовательных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Е. Н. Голуб // Научные стремления / под ред. Ю. М. Сафонова, В. В. Казбанов, С. Л. Казбанова – Минск, 2016. – № 20. – С. 120 – 123.
10. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2016 / 2017 учебном году»: утв. Мин-вом образования Респ. Беларусь 10.06.16. – Минск, 2016. – 34 с.
11. Кривовязова, Н. Д. Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб. пособие для студентов / Н. Д. Кривозянова. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 215 с.
12. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
13. Новикова, Л. А. Русский язык: учеб. пособие для 2-го кл. спец. общеобразоват. шк. В 2 частях. Ч. 1 / Л. А. Новикова, Л. В. Таболина. – 2-е изд., перераб. – Минск : Нар. асвета, 2010. – 135 с.
14. Осташова, С. В. Игры в развитии словообразования детей с ОНР / С. В. Осташова. – Логопед. – 2014. – № 5. – С. 87-93.
15. Прищепова, И. В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. – СПб. : КАРО, 2006. – 240 с.
16. Прищепова, И. В. К вопросу о методических аспектах речевого развития первоклассников с ОНР / И. В. Прищепока // Практическая психология и логопедия. – 2005. – № 1. – С. 12-19.
17. Расторгуева, Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Н. И. Расторгуева // Логопед. – 2008. – № 2. – С. 50-53.
18. Старжинская, Н. С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н. С. Старжинская. – Минск., 2011. – 224 с.
19. Трофимович, Т. Г. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания русского языка и литературного чтения / Т. Г. Трофимович, Е. С. Василевская. – Минск : БГПУ, 2014. – 366 с.
20. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – 3¬е изд. – Минск: НИО: Аверсэв, 2019. – с.11-31.
21. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. Русский язык. Беларуская мова. Математика. Человек и мир. I – V классы / Минск, НМУ «Национальный институт образования», 2008. – С. 3 – 36.
22. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – С. 5-23.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты