События военной кампании 1812г.: историко-методический аспект
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «События военной кампании 1812г.: историко-методический аспект»
по дисциплине: «История и обществоведческие дисциплины»
2021
45.00 BYN
События военной кампании 1812г.: историко-методический аспект
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История и обществоведческие дисциплины
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЫТИЙ 1812 г.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОЙ КАМПАНИИ 1812 г.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОЙ КАМПАНИИ 1812 г.
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в современных исторических учебниках история Отечественной войны 1812 года занимает особое место. Она длилась всего несколько месяцев, и последующие заграничные походы русской армии продолжались менее полутора лет, но эти события оказали большое влияние на общественные настроения и навсегда остались в памяти людей. Хотя историки до сих пор спорят о целях вторжения Наполеона, нет сомнений в том, что Россия боролась за выживание и сохранение страны.
Общественный интерес к событиям 1812 года показывает, что этот период нашей истории является одним из основополагающих элементов национального сознания. Накануне знаменательной даты в отечественной историографии особенно остро ощущается дефицит научных работ, посвященных эволюции историко-культурной памяти и формированию «образов прошлого».
Поэтому в белорусской историографии события наполеоновских войн рассматриваются как борьба двух империй за реализацию своих геополитических интересов. В частности, в начале XIX в. белорусские земли являлись элементом сложной геополитической конструкции. С одной стороны, они находились под властью Российской империи, но в силу этнических, конфессиональных и социальных отличий региона российское правительство не имело полного политического и духовного контроля над населением края. С другой стороны, с изменением политической конъюнктуры в Европе была поставлена под сомнение правомерность принадлежности белорусских территорий Российской империи. На них претендовали сопредельные государства – Княжество Варшавское и стоявшая за ним Французская империя [2].
В этих условиях, когда белорусское национальное самосознание находилось еще на стадии формирования, и оно ощущало сильное влияние польской и русской государственных идей, сформулировать собственные интересы в войне 1812 г. было довольно сложно. Еще сложнее их было реализовать. Не удивительно, что и современная белорусская историография практически не может разрешить этот вопрос, пытаясь занять позицию одной из противоборствовавших в 1812 г. сторон.
Историография и источники. Военный историк М.И. Богданович одним из первых стал сопровождать свои работы подробными историографическими комментариями. (2) Он представляет наиболее известные российские и зарубежные труды, которые он использовал при подготовке своей научной работы. Оценка автором этих работ, как положительная, так и отрицательная, составляет основу данного комментария. Со второй половины девятнадцатого века они приобретают критическую направленность.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЫТИЙ 1812 г.
Предпосылки войны. До Отечественной войны 1812 года Россия и Франция вели активное противостояние на европейской арене [5]. Сначала российский император Александр I стремился в своей внешней политике сохранить нейтралитет России и не вмешиваться в соперничество двух великих европейских держав - Великобритании и Франции.
Однако в 1805 году, когда завоевания Наполеона стали затрагивать экономические и политические интересы России, она заключила союз с Великобританией, к которому вскоре присоединились Австрия, Швеция и Неаполитанское королевство, а в 1806 году - Пруссия.
В 1806 году Пруссия потерпела поражение; Россия пыталась сопротивляться дальше, но безуспешно; в 1807 году Россия и Франция подписали мирное соглашение в Тильзите (Восточная Пруссия), согласно которому Россия присоединится к «континентальной блокаде» против Великобритании (которой Наполеон намеревался нанести ущерб, перекрыв торговые пути Великобритании с континентальными странами); но подписание Тильзита не смогло предотвратить новый русско-французский конфликт [2, с.45].
В 1812 г. Франция напала на Россию - не в последнюю очередь потому, что Россия не соблюдала «континентальную блокаду» Британии [5]. Целью Наполеона было не победить, а подчинить себе Россию, подписав выгодные для Франции договоры.
Сначала французской армии удалось продвинуться вперед. 7 сентября 1812 года Бородинское сражение в 80 км от Москвы под командованием Михаила Кутузова, главнокомандующего русской армией, не принесло победы ни одной из сторон; потери были огромны: 40 000 русских войск и 30 000 французских. Тогда Кутузов решил передать Москву французам.
Вскоре после того, как Наполеон вошел в Москву, в городе начался пожар, оккупантам негде было остановиться, а продовольствие было в дефиците. Наполеон отправил Александру несколько писем с предложением о мирных переговорах, но ответа не получил. Из-за холода и голода Наполеон был вынужден отправиться в обратный путь. Кутузов занял позиции к югу от Москвы, вынудив Наполеона отступать по той же Смоленской дороге, которую французы разграбили на пути к Москве, сделав невозможным поиск припасов [3, с.193].
После изгнания французов из России в декабре 1812 года русская армия приняла участие в зарубежных кампаниях против Наполеона в 1813-1814 годах.
В 1815 году на Венском конгрессе Россия присоединилась к Священному союзу европейских монархов для борьбы с революционным движением в европейских странах (именно благодаря этому движению Наполеон смог выступить в поход на европейскую землю) [5, с.58].
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОЙ КАМПАНИИ 1812 г.
Наиболее общей целью обучения истории учащихся школ и других общеобразовательных учреждений является «приобщение учащихся» к национальным и мировым культурным традициям, осознание ими прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры». Важной целью исторического образования является «использование тем, включающих различные учебные программы, для воспитания граждан и патриотов Родины, ценностно-ориентированных личностей, обладающих нравственными качествами, способных к самореализации в современной социокультурной ситуации» [4, с.58].
Основными задачами урока истории по теме Отечественной войны 1812 года являются:
- Развивать представление о том, что война с Наполеоном была одной из самых славных вех русской истории, отражающей массовый героизм и готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; подвести учащихся к пониманию войны как сложного социального явления, охватывающего все стороны жизни российского общества; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого.
- Продолжать развивать умение работать с картами, делать выводы и обобщать материал, а также готовить отчеты, используя несколько источников [7, с.89].
Конкретное историческое представление об Отечественной войне 1812 года создается прежде всего силой яркого изложения исторического материала учителем. Но каждый учитель знает, как трудно обеспечить точное и полное историческое представление только через словесное описание исторических событий. Основным способом, с помощью которого ученики могут дать яркие представления о прошлом, является:
- Живое слово учителя, его яркий рассказ, описание картин, красочные изображения людей, дополненные различными методами конкретизации.
- Наглядные пособия и предметы.
- Использование художественной литературы.
Задание для учителей, которое можно использовать при изучении темы «Отечественная война 1812 года».
Используя ранее приобретенные знания, проведите краткое сравнение характеристик французской и русской армий и снабдите свой ответ кратким комментарием.
Галерея портретов полководцев. Разместите на доске портреты русских полководцев и под каждым напишите образную цитату о деятеле. (Например, М.Б. Барклай де Толли - «Великий человек во всех отношениях», Д. Давыдов; П.И. Багратион - «Простой русский солдат без связей и интриг», Л.Н. Толстой и т.д.). Свяжите портреты с высказываниями [8, с.156].
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОЙ КАМПАНИИ 1812 г.
Русские военачальники заблаговременно подготовились к кампании 1812 года. Вторжение Великой армии в Россию не стало неожиданностью. Отказавшись от наступательных планов борьбы с Наполеоном в конце 1811 года, русское командование было вынуждено выбрать оборонительную стратегию. Однако на удивление мало было сделано для ведения оборонительной войны.
Во-первых, русская армия на западной границе Российской империи была разделена на три неравные части. Главная армия под командованием М.Б. Барклая де Толли (около 100 000 человек, по словам полководца К. Клаузевица) находилась в Литве, вторая армия под командованием П.И. Багратиона (40 000 человек) – в Белоруссии на юге, а третья армия под командованием А.П. Толмасова (40 000 человек) - на Волыни [1, с.33].
Русское командование надеялось перекрыть все возможные направления движения армии Наполеона, что обрекало часть русской армии на поражение. Но использовать разделенную армию противника, чтобы разбить ее на части, было излюбленным приемом Наполеона. В то же время 3-я армия была полностью исключена из контакта с основной российской армией, так как их разделяли Припятские болота, через которые было трудно пройти даже в 20-м веке. Потребовались огромные усилия, чтобы соединить 1-ю и 2-ю армии, но это произошло во время отступления, далеко от западной границы, у стен Смоленска. До этого момента обе армии находились под угрозой поражения.
Александр I, который был главнокомандующим, принял план, представленный ему генералом К.Л. Пфулем, прусским военным советником, перешедшим на русскую службу. План заключался в создании укрепленного лагеря у слияния рек Дрисса и Сидвина, где Первая армия должна была спрятаться, в то время как Вторая армия атаковала бы Наполеона с фланга. Что мешало Наполеону воспользоваться пассивным положением более многочисленной Первой армии, чтобы сначала разгромить Вторую армию, а затем атаковать Первую армию в полном составе, в данном контексте совершенно непонятно [2, с.87].
Кроме того, план Пфуля предусматривал следующее: часть армии Барклая должна была укрыться за бункерами лагеря Дрисса, а другая часть попыталась бы помешать войскам Наполеона перейти Двину. Почему это не было сделано всей армией, что увеличило бы шансы на успех, также остается неясным. Дрисский лагерь располагался в стороне от дороги на Санкт-Петербург и Москву, и Наполеон имел все возможности обойти его с тыла. Наконец, если бы Наполеону удалось перейти Двину, русские были бы прижаты к большой реке у Дрисского лагеря, и у них не было бы достаточных переправ в тылу, чтобы пройти через нее. Таким образом, укрепив район, русская армия попала бы под перекрестный огонь и неизбежно была бы вынуждена сдаться, как это случилось с австрийской армией у крепости Ульм в 1805 году.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что Отечественная война 1812 года началась на основе политических недоразумений между Россией и Францией. Основными причинами войны были такие как отказ России от «континентальной блокады» Великобритании, стремление Франции к европейской гегемонии, противоречивые интересы России и Франции в Германии, Польше и на Ближнем Востоке, экономические и политические конфликты между странами. Результат данной войны был получен как следствие влияния различных военных событий в рамках исторического процесса войны.
В современном белорусском образовании большое внимание уделяется процессам изучения особенностей отечественной войны 1812 года. В современных белорусских учебниках рассматривается важное влияние процессов изучения отечественной войны с точки зрения негативного отношения к системе военных действий Наполеона и возвеличивание образа России как важной силы в рамках изучения военных действий в школьных учебниках.
Исходя из анализа литературных источников, мы пришли к выводу о том, что как одна, как и вторая сторона заранее была готова к началу военных действий. Наполеон готовился к данной войне крайне рьяно, и все думали, что в данной ситуации он смог пересмотреть все необходимые ресурсы, однако как для одной, так и для второй стороны характерным является наличие определенных проблем, непродуманных ситуаций и как следствие, поражений. К наиболее ярким примерам можно отнести Бородинское сражение, в рамках которого как одна, так и вторая сторона понесла большие потери.
Основной причиной войны стал экономический и политический конфликт между наполеоновской Францией и царской Россией. В русско-французской войне 1812 года Беларусь стала одним из главных полей сражений. К августу 1812 года большая часть Беларуси была оккупирована французскими войсками.
Самые важные военные операции лета проходили в Беларуси под Миром, Солтановкой, Полоцком и Витебском. Наполеон не смог осуществить свои планы общего наступления на русскую армию в Беларуси. Большинство дворян в Беларуси приветствовали Наполеона, потому что хотели, чтобы он восстановил ГДР. Французы использовали территорию Беларуси как средство снабжения своей армии продовольствием, фуражом и новобранцами. Это была главная задача, которую они поставили перед восстановленным временным правительством ВКЛ. Наполеон не предоставил ВКЛ независимость, как было обещано.
1. Бабкин, В. И. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года. – М. : Соцэкгиз, 1962. – 212 с.
2. Бескровный, Л. Г. Отечественная война 1812 года / Л.Г. Бескровный. – М.: Соцэкгиз, 1962. – 611 с.
3. Война 1812 года: события, судьбы, память: материалы международной научно–практической конференции, Витебск, 17–18 мая 2012 г. / Вит. гос. ун–т.; редкол.: А.П. Косов (отв. ред.) [и др.]. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012. – 293 с.
4. Вяземский, Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.
5. Гарнич, Н. Ф. 1812 год / Н.Ф. Гарнич – М. : Госкультпросветиздат, 1952. – 214 с.
6. Герои 1812 года / Сост. В. Левченко. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 608 с.
7. Гісторыя Беларусі: У 6 т. Т.4. Беларусь у складзе Расійскай імперыі. (канец XVIII – пачатак XX ст.) / М. Біч, В. Яноўская, С. Рудовіч і інш. – Мінск: Экаперспектыва, 2007. – 519 с.
8. Гісторыя Беларусі: з 1795 г. да вясны 1917 г. /І.І. Крўкель, І. П. Крэнь, Л.У Бярэйша і інш. – Мн.: «Аверсэв», 2001. – 400 с.
9. Гісторыя Беларусі: Курс лекцый Ч.2 : XIХ–ХХ стст. / БДУ; Гродзенскі дзярж.ун–т імя Я.Купалы. – Мн. : РIВШ БДУ, 2002. – 656с.
10. Жилин, П. А. Отечественная война 1812 года / П.А. Жилин. – М.: Наука, 1988. – 495 с.
11. Земцов, В.Н. «Французское» Бородино. Французская историография Бородинского сражения // Отечественная история. 2002. № 6. С. 38–51.
12. Корнейчик, Е. И. Белорусский народ в отечественной войне 1812 года. – Мн.: Асвета, 1962. – 117 с.
13. Лукашэвіч, А. М. Беларусь напярэдадні і ў час вайны 1812 г.: вучэб.–метадычны комплекс для студ. гіст. фак. спец. 1–21 03 01 «Гісторыя». – Мінск : БДУ, 2004. – 291 с.
14. Милов, Л. В. История России XVIII–XIX веков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 030401 «История» / под ред. Л. В. Милова ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М. : Эксмо, 2008. – 784 с.
15. Постникова, А.А. Сражение при Березине в исторической памяти Франции // Новая и новейшая история. – 2012. – № 2. – C. 53–63.
16. Пыпин, А.Н. Общественное движение при Александре I. – Пг., 1918. – XII – 544 с.
17. Сироткин, В. Г. Наполеон и Россия / В.Г. Сироткин. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 387 с.
18. Тарасов, К. Память о легендах: Белорусской старины голоса и лица / К. Тарасов. – Мн.: Полымя, 1984. – 143 с.
19. Трещенок, Я. И. История Беларуси : учеб. пособие для студ. вузов : в 2 ч. Ч. 1 : Досоветский период / [науч. ред. М. И. Матюшевская]. – 2–е изд. – Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2004. – 287 с.
20. Шеин, И. А. Энциклопедия Отечественной войны 1812 года (новые оценки) / И. А. Шеин // Вопросы истории. – 2004. – N 9. – С. 153–158.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты