ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Понятие эмоционального интеллекта
1.2 Проблема тревоги и тревожности в современной психологии
1.3 Связь эмоционального интеллекта и тревожности в психологических исследованиях
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы посвящена сложной и значимой проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов. В настоящее время данная проблема относится к числу недостаточно исследованных и требует как теоретического, так и практического изучения всех ее аспектов.
Актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов (период ранней взрослости по классификации Г. Крайг) обусловлена тем, что данная тема является мало изученной и слабо разработанной. В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке.
Многие сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности повседневной деятельности. Так, некоторые авторы считают, что коэффициент эмоционального интеллекта имеет большую прогностическую ценность, чем простой интеллект.
Сегодня актуальность проблемы в большой степени обусловлена недостаточной разработанностью концепции эмоционального интеллекта. В настоящее время в отечественной психологической науке практически не проводится эмпирических исследований эмоционального интеллекта. Несмотря на наличие в зарубежных источниках разнообразных методик, направленных на определение уровня интеллекта, отсутствует их перевод на русский язык и адаптация на российской выборке.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики.
Отдельно хотелось бы обратить наше внимание на проблему изучения тревоги. Практически каждый современный человек знает, как на своем личном опыте, так и из наблюдений над жизнью окружающих, - что в наше время феномен тревоги охватывает все стороны жизни. Несмотря на то, что тревога стала центральной проблемой во многих областях нашей культуры, понять эту проблему по-прежнему нелегко по той причине, что различные теории и исследования были и остаются не скоординированными между собой.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности у студентов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Понятие эмоционального интеллекта
Понятие «эмоциональный интеллект» впервые ввел в психологию X. Гарднер в 1983 г. Первые экспериментальные данные этого психологического конструкта нашли свое отражение в работах таких психологов как Дж. Майер (1995) и П. Селовей (2001) [3, с. 8].
В зарубежной психологии широко известна четырехкомпонентная, иерархичная модель эмоционального интеллекта П. Сэловей и Дж. Мэйер. Авторы выделил следующие компоненты эмоционального интеллекта:
– восприятие, идентификация эмоций, их выражение. Эта «ветвь» - компонент представляет собой способность воспринимать, определять эмоции, замечать факт наличия эмоции. Кроме того, адекватное, точное выражение эмоций, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций. При опознании своих эмоций ведущим признаком выступает субъективное переживание эмоции. Распознавание эмоций окружающих осуществляется преимущественно по внешним проявлениям эмоций – по мимике и пантомимике, изменению речи и голоса, поведения, вегетативным реакциям;
– фасилитация мышления. Этот компонент отражает способность вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Эмоции способны оказывать влияние на значимую информацию. При конкретных условиях эмоциональные переживания могут выступать в качестве фасилитаторов или ингибиторов мыслительной деятельности. Такими условиями являются интенсивность эмоции и личностные характеристики субъекта, к примеру, его волевые качества и направленность личности;
– понимание эмоций. Этот компонент отражает способность понимать эмоции, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или иной эмоции, анализ эмоций, способность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения. Понимание эмоций заключается в раскрытии подлинных связей и отношений, существующих между явлениями объективного мира, в появлении к ним определенного отношения. Понимание эмоциональных состояний способствует оптимизации общения, выступает в качестве необходимого аспекта осознания и оценки собственных личностных качеств и поступков через призму общественных ценностей;
– управление эмоциями. Эта способность связана с контролем за эмоциями, рефлексивной регуляцией эмоций через осознание эмоций, способностью переживать позитивные и негативные эмоции, умением снижать интенсивность отрицательных эмоций, способностью вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от целей [14, с. 55].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности у студентов нами было проведено эмпирическое исследование.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и тревожностью у студентов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей эмоционального интеллекта и тревожности у студентов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе МГУ им. А.А. Кулешова. В исследовании приняли участие 15 студентов в возрасте 19-20 лет.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Эмоциональный интеллект» Н. Холл [17].
Цель: выявление различных компонентов эмоционального интеллекта. Преимущество методики состоит в том, что она измеряет выраженности эмпатии – способности, которая особенно важна в процесс работы с людьми.
Шкалы методики: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей. Опросник содержит 30 утверждений, которые необходимо оценить по шкале от -3 до +3 по степени согласия с каждым из них. Обработка данных проводится по ключу, подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
Критерии оценки по шкалам:
- от 0 до 7 балов – низкий показатель;
- от 8 до 13 – средний показатель;
- от 14 баллов – высокий показатель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существуют различные подходы к изучению эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии. В иерархичной модели эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность таких компонентов как: восприятие, идентификация эмоций, их выражение, фасилитация мышления, понимание эмоций, управление эмоциями. Эмоциональный интеллект рассматривается в качестве сочетания когнитивных способностей и личностных характеристик. Отечественные психологи при рассмотрении эмоционального интеллекта делают акцент на его составляющих как основы благоприятного эмоционального состояния и успешного построения межличностных отношений.
Тревожность как психическое состояние представляет собой реакцию на социально-психологические стрессоры, проявляющееся в беспокойстве, напряженности, подавленности. Личностная тревожность рассматривается как устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность индивида к тревоге, предполагает наличие у него тенденции воспринимать широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Тревожность с одной стороны, является фактором, дезорганизующим деятельность, с другой – представляет собой фактор оптимального приспособления человека к действительности и необходимое условие развития личности. Возникновение тревожности на каждом этапе жизненного пути человека обусловлено разными источниками.
Связи эмоционального интеллекта и отдельных его компонентов с личностной тревожностью пока посвящено не так много исследований. В результате анализа литературы можно сделать вывод, что общий уровень эмоционального интеллекта прямо связан с субъективной выраженностью тревожности. А также, что для коррекции личностной тревожности требуется уделять внимание развитию эмоционального интеллекта в целом и, прежде всего, такой его составляющей, как эмоциональная саморегуляция.
С целью выявления взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности у студентов нами было проведено эмпирическое исследование. В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики: методика «Эмоциональный интеллект» Н. Холл и Опросник «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Спилбергера-Ханина.
1. Авдеева, Л.И. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения. / Л.И. Авдеева, Л.Н. Вахрушева, В.В. Гризодуб, А.В. Садокова // Психологическая диагностика. – 2016. – № 3. – С. 68-83.
2. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб.: Питер, 2013. – 512 с.
3. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности / И. Н. Андреева // Философия и соц. науки. – 2016. – № 3. – С. 8–12.
4. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Тревога и тревожность: хрестоматия. – СПб.: Питер, 2008. – С. 151-160.
5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М. : «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
6. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2002. – 521 с.
7. Коваленко, В. А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В. А. Коваленко // Вестник Адыгейск. гос. университета. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
8. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2014. – С. 29–36.
9. Манойлова, М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М. А. Манойлова. – Псков : ПГПИ, 2014. – 140 с.
10. Мэй, Р. Смысл тревоги / Пер. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. – М.: Класс, 2001. – 456 с.
11. Потапова, В.В Сравнительный анализ показателей агрессивности и тревожности у студентов творческой специальности / В.В. Потапова, М.В. Федоренко // Казанская наука. – 2014 – №4. – С. 273-275
12. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
13. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
14. Симбирцева, Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте / Н. В. Симбирцева // Вестник КГУ. – 2015. – № 3. – С. 54–57.
15. Фрейд 3. Сознание и бессознательное // Психология бессознательного: сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 2001. – С. 439-455.
16. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: ООО «Издательство ACT», 2004. – 452 с.
17. Холл Н. Диагностика «эмоционального интеллекта» / Н. Холл. – М. : Издательство института психотерапии. – 2002. – С. 57-59
18. Хорни, К. Наши внутренние конфликты / Пер. С. Светлова. – СПб.: Питер, 2007. – 523 с.
19. Шнайдер, М. И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта / М. И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 58–64.
20. Шпет, М.С. Психологическая природа и причины личностной тревожности / М.С. Шпет // Научный альманах. – 2015. – № 5. – С. 245-247.