Введение
Глава 1. Теоретические основы оптимизации досуговой деятельности людей пожилого возраста в территориальном центре социального обслуживания населения
1.1 Характеристика пожилого возраста и особенности личности пожилого возраста
1.2 Досуговая деятельность как средства социальной адаптации пожилых людей
1.3 Содержание (формы) досуговой деятельности пожилых людей в условиях территориального центра социального обслуживания населения
Глава 2. Эмпирическое исследование социально–психологической поддержки людей пожилого возраста в территориальном центре социального обслуживания населения
2.1 Организация и характеристика методов исследования
2.2 Анализ полученных данных
2.3 Рекомендации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Изменение социального статуса человека в пожилом возрасте, прежде всего, влияет на его моральное и материальное положение, негативно влияет на психическое состояние, снижает сопротивляемость заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды. Меняется также образ жизни, распорядок дня и круг общения, увеличивается количество свободного времени, что требует наполнения его полезными и значимыми занятиями для полноценной жизни. По этой причине проблема организации свободного времени имеет большое значение как способ реализации интересов, потребностей, желаний, удовлетворения жизнью людей «третьего возраста».
В последние десятилетия человечество столкнулось с проблемой значительного увеличения продолжительности жизни и постоянного роста численности населения «третьего возраста».
Сегодня старость характеризуется не только негативными и пугающими представлениями о ней, но и рассматривается как завершающий этап человеческого развития с присущими ему особенностями. Новая модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и положительным изменением его качества, которое включает в себя значительные возможности для индивидуального и личностного развития в пожилом возрасте.
Принимая во внимание эти реалии, цивилизованное человечество признало одну из гуманистических и культурных задач современного общества – обеспечить достойную старость своих членов, что означает не только организацию социального обеспечения и медицинского обслуживания, но и создание условий для удовлетворения потребностей людей «третьего возраста» в личностно–культурном развитии.
Решение проблемы социокультурного развития людей «третьего возраста» в современном социальном контексте следует искать в сфере досуга. Это связано с тем, что в пожилом возрасте, в большинстве случаев, структура жизни меняется. Культурно–досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности, может оптимизировать жизнедеятельность людей «третьего возраста», стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать их творческие способности. Поэтому реализация развивающегося потенциала культурно–досуговой деятельности людей «третьего возраста» является актуальной проблемой социального развития.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ТЦСОН
1.1 Характеристика пожилого возраста и особенности личности пожилого возраста
В отличие от ранних стадий онтогенеза, психология старости, как правило, не очень хорошо развита. В то же время старость является значимым этапом онтогенеза человека, и невозможно построить концепцию психологического развития и, соответственно, сформировать образ «позитивного старения» у всех возрастных и половых групп населения без его детального изучения [1, c. 214].
В отечественной научной литературе, а именно в трудах М.Д. Александрова, Л.И. Анциферова, Л.В. Бороздина, О.В. Краснова, С.Г. Максимова, Н.Н. Сачук, Н.П. Петрова и др. пожилой возраст считается одним из явлений жизненного пути, который характеризуется богатым прошлым опытом и имеет ряд новых свойств и характеристик, не встречающихся на ранних стадиях развития [2, c. 98]. В то же время мало что известно о психологических механизмах старения и способах нейтрализации негативных проявлений этого процесса. В частности, осознается необходимость социальной адаптации пожилых людей к позднему возрасту и незнание его путей, методов и средств.
Процесс старения – это генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме [5, с. 159].
Проблемы, связанные с жизнедеятельностью пожилого человека, относятся к сфере интересов геронтологии, науки, изучающей проблемы старости и старения личности и общества, явления, процессы и состояния социального характера, сопровождающие их с точки зрения функционирования и перспектив развития общества, места и роли пожилых людей в нем.
Изучение процесса старения, являющегося предметом изучения в различных психолого–социологических школах, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, когда процесс развития, то есть обогащение и усложнение функционирования внутренних органов, а также его соответствующее обеспечение, замедляется, а затем переходит в стадию регрессии. Сам процесс старения очевидно прослеживается из процесса становления и развития человека. Уже в возрасте 20 – 30 лет в организме человека происходят инволюционные процессы, которые геронтологи определяют, как длительный биологический процесс, происходящий задолго до наступления старости и неизбежно приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ТЕРИТОРИАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Организация и характеристика методов исследования
Цель исследования – определение особенностей социально–психологической поддержки пожилых людей.
Для ее реализации цели были определены следующие этапы работы:
- подготовительный этап – подобрать выборку участников исследования;
- основной этап – провести исследование, направленное на изучение «склонности к одиночеству» и выяснение интересов граждан пожилого возраста, а также основных проблем граждан пожилого возраста.
- заключительный этап – обработать результаты, сделать выводы, подготовить рекомендации.
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе «Березовского территориального центра социального обслуживания населения». Всего в исследовании приняли участие 30 пожилых людей, в исследовании участвовали как женщины, так и мужчины. Возраст испытуемых 65–70 лет.
Процедура исследования: диагностика осуществлялась в групповой форме. Испытуемым было предложено заполнить анкеты в письменном виде.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
- анкета «Выяснение интересов граждан пожилого возраста»;
- анкета «Проблемы граждан пожилого возраста»;
- методика «Склонность к одиночеству», В.Б. Никитина, Т.Д. Васильченко.
Анкета «Выяснение интересов граждан пожилого возраста».
Анкета предназначена для изучения интересов граждан пожилого возрастаю. Данная анкета состоит из 12 вопросов. Работа по данной анкете проводилась в соответствии с инструкцией: «Уважаемые граждане просим Вас принять участие в исследовании, которое направлено на изучение интересов граждан пожилого возраста. Надеемся на Ваши искренние и полные ответы. Отметьте варианты ответов, соответствующие Вашему мнению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ специальной литературы и других источников по теме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
В отечественной научной литературе, а именно в трудах М.Д. Александрова, Л.И. Анциферова, Л.В. Бороздина, О.В. Краснова, С.Г. Максимова, Н.Н. Сачук, Н.П. Петрова и др. пожилой возраст считается одним из явлений жизненного пути, который характеризуется богатым прошлым опытом и имеет ряд новых свойств и характеристик, не встречающихся на ранних стадиях развития. Процесс старения – это генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.
Низкий уровень социальной и культурной защищенности пожилых людей является одной из составляющих этой категории населения.
Социально–культурная деятельность, как особое социально значимое, творческое, образовательное и практическое явление, изначально направлена на педагогическое обеспечение вхождения человека в общество и мир культуры. На основе различных подходов к определению досуга (Н. Краузе, Л. А. Акимова, М. Эрджайл, Дж. Нойлингер) досуг можно определить как рациональный способ использования свободного времени посредством интенсивно мотивированной деятельности, которая осуществляется не для материальной выгоды и направлена как на результат, так и на сам процесс деятельности.
Пожилые люди придают большое значение организации полноценного досуга.
Территориальный центр социального обслуживания населения города Березы является государственным учреждением социального обслуживания, деятельность которого направлена на организацию комплексного социального обслуживания, оказание своевременной и квалифицированной психологической, юридической, реабилитационной и иной помощи гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации.
В данном учреждении создано отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов. В настоящее время для решения проблем одиноких граждан пожилого возраста проводится целый комплекс мероприятий, который охватывает все важные стороны жизни пожилых одиноких граждан.
Анализ полученных эмпирических данных исследования позволил сделать следующие выводы:
Граждане пожилого возраста характеризуются высоким уровнем стремления к одиночеству – 60 %. У данной категории высокий уровень сформированности проблем – 48 %, основными являются материальные проблемы отсутствие помощи со стороны детей и близкий людей. Однако у данной категории граждан высокий уровень сформированности интересов – 42 %, эти люди хотят общаться, посещать выставки и клубы общения, хотят делиться накопленным жизненным опытом.
1. Броуди, Э. Пожилые и престарелые: социальное обслуживание / Э. Броуди, С. Броуди // Энцикл. соц. работы. – М., 1994. – 260 c.
2. Васильева, Э.П. Человек перед лицом старости / Э.П. Васильева // Социальная геронтология: современные исследования. Реферативный сборник. – М.: РАН ИНИОН, 1994. – 135 с.
3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
4. Герасимова, Н.В. Отношение к пенсионерам и вопросы гуманизации общества / Н.В. Герасимова // Обновляющаяся Россия: формирование нового гуманитарного пространства. Саранск: Красный Октябрь, 1997. – С. 292–295.
5. Ермолаева, М.В. Практическая психология старости / М.В. Ермолаева – М.: Изд–во ЭКСМО Пресс, 2002. – 320 с.
6. Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М., 1987. – 365 с.
7. Краснова О.В. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. –288 с.
8. Краснова, О.В. Социально–психологические вопросы старения / О.В. Краснова // Журнал практического психолога. 1997. – №3. – С. З – 20.
9. Куценко, В.В. Уровень жизни пожилых людей / В.В. Куценко, С.В. Ровбель. – Новосибирск: Наука, 1996. – 356 с.
10. Лидере А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. 2000. – №2. – С. 6 – 11.
11. Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально–культурная деятельность: Учебное пособие / Н.Ф. Максютин. Казань, 1999. – 77с.
12. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе соц. работы: Учебные пособия для студ. высш. учеб. заведений. / Никишина В.Б., Василенко Т.Д. – М.: Изд–во ВЛАДОС–ПРЕСС, 2004. – 208 с.
13. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. – Владивосток, 2003. – 257 с.
14. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. – Л.: Издательство Ленинградского ун–та, 1990. – 256 с.
15. Социокультурная работа с пожилыми людьми как хранителями общенационального культурного наследия: мат-лы межрегионального семинара–совещания. – М., 2003. – 458 с.
16. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских, социальной работы. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ – М., 2004. – 736 с.
17. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 416 с.
18. Холодная М.А., Маньковский Н.Б., Бачинская Н.Ю., Лозовская Е.А., Демченко В. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. – 1998. – №2. – С. 5 – 13.
19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
20. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996. – 62 с.