ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема изучения способностей представляет собой одну из ключевых проблем в психологической науке. Проблема способностей до сих пор вызывает огромное число научных споров и среди психологов, и среди физиологов. Научный интерес к способностям личности возрастает за рубежом, так и в нашей стране. Так, акцентируется внимание именно на специальных способностях, которые несут в себе огромнейшие возможности для развития не только личности, но и общества в целом. Интерес к проблеме изучения способностей также обусловлен тем, что проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего неповторимо.
Разные люди при равных внешних условиях приобретают знания, умения и навыки с неодинаковой степенью эффективности. Успех деятельности личности зависит от тесного взаимодействия трех элементов: знаний, умений, мотивации. Современный человек постоянно сталкивается с примерами того, что успешное выполнение той или иной работы – это следствие хорошо отработанных умений, творческого отношения к выполняемому делу, прочных профессиональных знаний. Однако, знания и умения могут быть усвоены лишь в результате упорного труда, а также при отсутствии у человека способностей к этой деятельности. Это означает, что знания и умения, обеспечивающие успех деятельности, еще нельзя назвать способностями. При наличии же способностей необходимые знания и умения приобретаются легко, человек быстро продвигается в их совершенствовании, достигая значительных результатов в деятельности. Для того чтобы раскрыть способности человека, определить пути их развития, необходимо рассмотреть структуру способностей.
Степень научной разработанности проблемы.
В советской психологии накоплен достаточно большой опыт и в разработке теоретических предпосылок исследования способностей (Б.Г. Ананьев, В.И. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.К. Платонов), и в изучении специальных способностей (И.В. Дубровина, B.И. Киреенко, В.А. Крутецкий, A.П. Линькова и др.).
Таким образом, непреходящий интерес к анализу специальных способностей обусловил выбор темы нашего исследования: «Специальные способности и их структура».
Объект исследования: специальные способности.
Предмет исследования: специальные способности и их структура.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СПОСОБНОСТИ»
1.1 Основные подходы к анализу способностей в психологии
С конца XIX в. и до настоящего времени ведутся дискуссии о генезисе способностей, природе гендерных различий в способностях. Рассматривая историю становления подходов к изучению способностей, можно определить основные проблемы, положившие начало столь широко обсуждаемой теме.
Первой проблемой в психологии является проблема развития способностей и их детерминант. Важнейшим вопросом, который затрагивали многие ученые, было соотношение среды и наследственности в возникновении способностей.
Соотношение способностей и задатков сегодня рассматривается следующим образом: способности развиваются на базе задатков, но они не являются их функцией. При этом, задатки являются предпосылками развития способностей, но они не являются неразвитыми, потенциальными способностями. Задатки являются неспецифическими способностями нервной системы и организма в целом; отсюда, отрицается существование для каждой способности своего специально задатка. На основе различных задатков могут развиваться у разных людей способности, которые одинаково проявляются в результатах деятельности. Также возможна компенсация одних индивидуальных особенностей, в том числе и природных, за счет других [14, с. 150].
Второй проблемой является изучение взаимосвязи общих и специальных способностей. По мнению Ф. Гальтона, измерение параметров продуктивности основных психических процессов позволяет выявить уровень творческой одаренности индивида [20].
Третья проблема в психологии связана с созданием методов измерения способностей, инструментария для диагностики психических свойств индивидуальности.
Одним из первых в своих работах обратился к проблеме способностей С.Л. Рубинштейн. Он занимался изучением предпосылок развития способностей – задатков, вопросам общей одаренности, а также специальных способностей. Согласно С.Л. Рубинштейну, способность обязательно включается психические качества, которые необходимы для определенной деятельности [16, с. 149].
Другой подход к анализу способностей представлен в концепции Л.С. Выготского, который связывал способности с родовыми качествами человека. В работах Л.С. Выготского показано развитие способностей как
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1 Классификация специальных способностей
В отечественной психологии изучение классификации специальных способностей берет свое начало в трудах И. Павлова, который предложил разделять людей на «художественных», «мыслительных» лиц, «промежуточного» типа. Согласно ученому, доминирование той или иной сигнальной системы обусловливает различие людей в способностях, специальных в том числе, т.к. общие способности являются базой для развития специальных способностей.
Итак, по терминологии И. Павлова, выделяются три типа способностей в зависимости от типа людей:
– художественный тип, который основан на преимущественном преобладании первой сигнальной системы в психической жизни индивида. В основе первой сигнальной системы лежат ощущения и восприятия. Люди с преобладанием этой системы обладают литературными художественными, музыкальными способностями;
– мыслительный тип, который характеризуется преимущественным преобладанием второй сигнальной системы. Лица с преобладанием данной системы обладают речевыми способностями;
– для промежуточного (или среднего) типа характерно примерно равное соотношение двух сигнальных систем и развитие общих и специальных способностей [6, с .217].
Обобщив взгляды современных исследователей, приведём следующую классификацию специальных способностей по критерию специализации:
– литературные способности;
– художественные способности;
– музыкальные способности;
– математические способности;
– технические способности;
– организаторские способности;
– учебные способности;
– речевые способности;
– педагогические способности;
– спортивные способности.
Педагогические способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, которые отвечают
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что основной фундамент к анализу способностей в психологии заложен советскими психологами (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов). Под способностями понимаются различные характеристики: совокупность психических свойств и качеств; индивидуально-психологические особенности, которые имеют непосредственное отношение к успешной деятельности; а также психологические новообразования, обусловливающие успешность в деятельности.
В современной психологии выделяются такие виды способностей как природные и специфические. Специфические способности подразделяются на общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие, а также способность к общению и предметно-деятельностные способности. В отечественной психологической науке под общими способностями понимается интеллект, обучаемость и креативность. При этом названные способности рассматриваются в качестве сложных структурных образований, имеющих свою структуру. Новый подход к классификации способностей открывает разделение способностей на потенциальные и актуальные.
Специальные способности – это совокупность врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное выполнение деятельности в определенной сфере. Специальные способности можно различать по таким критериям как: преимущественный вид мышления; личностная направленность; способ осуществления деятельности. Специальные способности по критерию специализации бывают: литературными, художественными, музыкальными, математическими, техническими, организаторскими, коммуникативными, учебными, педагогическими, спортивными. Классификация специальных способностей по критерию уровня развития: репродуктивные способности, которые связаны с высоко развитым умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие способности, которые обеспечивают создание нового, уникального продукта.
Анализ литературы показал, что изучение структуры специальных способностей является сложной проблемой по причине сложности самого феномена способностей. Специальные способности имеют сложную структуру, в которых выделяются ведущие и вспомогательные свойства. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей представляют собой
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: МГУ, 1994. – 540 с.
2. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1973. – 164 с.
3. Выготский, Л.С. Психология искусства / Под ред.
М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 341 с.
4. Готсдинер, А.Л. К проблеме многосторонних способностей /
А.Л. Готсдинер // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 82-88.
5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей /
В.Н. Дружинин. – СПб.: 2007. – 368 с.
6. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 544 с.
7. Калашников, М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии / М.М. Калашников // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2014. – № 1. – С. 1-9.
8. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и совершенствование: автореф. дис…канд. психол. наук / А.А. Кидрон. – М.: МГУ, 1981. – 19 с.
9. Косенкова, И.В. Способности личности как психолого-педагогическая проблема / И.В. Косенкова, В.Н. Морозова // Гаудеамус. – 2012. – № 19, Т. 1. – С. 58-64.
10. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. – 431 с.
11. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – М.: Педагогика, 1971. – 259 с.
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /
А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
14. Петровский, А.В. История и теория психологии /
А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 455 с.
15. Платонов, К.К. Проблема способностей / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1972. –312 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 562 с.
17. Сырникова, Н.А. Интеллект, креативность и специальные способности / Н.А. Сырникова // Вестник НГУ. – 2014. – № 79. – С. 103-106.
18. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Ученые записки ГосНИИ психологии. – 1941. – Т. II.
19. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
20. Хубиева, З.Ю. Способности в психолого-педагогической науке / З.Ю. Хубиева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 91.
– С. 216-218.
21. Шадриков, В.Д. Психология способностей / В.Д. Шадриков / Психологический журнал. – 2006. – № 1, Т. 27.– С. 134-136.