ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Глава 1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ
1.1 Определение семьи. Функции, структура, формы семьи
1.2 Современная семья: распределение ролей. Проблема лидерства в семье
Выводы по первой главе
Глава 2. ВЫБОР БРАЧНОГО ПАРТНЕРА
2.1 Развитие отношение в добрачной паре
2.2 Причины идеализации партнера
2.3 Принятие решения о вступлении в брак
Выводы по второй главе
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СУПРУГОВ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНЬЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БРАЧНОМ ПАРТНЕРЕ
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Анализ результатов исследования
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Важность укрепления брака и улучшения брачной структуры населения связана с ростом разводов и проблемой рождаемости. Решение таких проблем невозможно без изучения внутрисемейных факторов, влияющих на удовлетворенность браком и супружескими отношениями.
Семья – один из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Семья представляет собой первичную группу, в которой связи строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников, которая увеличивается благодаря рождению детей.
Супружеские отношения представляют собой отношения между супругами, основу функционирования и развития семьи. Основополагающей субъективной характеристикой качества супружеских отношений, и успешности брака, является показатель удовлетворенности супругов своим браком.
На удовлетворенность браком оказывает влияние множество факторов: эмоционально-психологические потребности супругов, кратковременность добрачного знакомства будущих супругов, ранний возраст вступления в брак, трудовая стабильность, уровень образования супругов, материальная обеспеченность, распределение власти в семье, характер проведения свободного времени, распределение семейных обязанностей. Одним из факторов удовлетворенности супружескими отношениями выступает тип семейной структуры.
Проблема изучения удовлетворенности браком в современной зарубежной и отечественной психологии не являются новой. Супружеские отношения, их параметры, а также их субъективная оценка супругами являются предметом изучения семейной психологии и семейного консультирования. Свои работы проблеме супружеских отношений посвятили Ю.Е. Алешина, А.В. Варга, В.М. Целуйко, Л.Б. Шнейдер и многие другие. Выбора брачного партнера как предмет исследования рассматривается в работах Т.В. Андреевой, В. И. Слепковой.
Однако, не освещенным остается вопрос об удовлетворенности семейной жизнью в зависимости от представлений о брачном партнере.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования тем, что семья – один из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На современном этапе институт семьи и брака переживает ценностный кризис, который сопровождается негативными изменениями в сфере брачно-семейных отношений: низкой устойчивости этих отношений, падении рождаемости, росте количества разводов, отказе от рождения детей, росте числа социальных сирот и многое другое.
Полноценная реализация функций семьи, а также ее стабильность во многом определяются ее психологическим благополучием. Важнейшими показателями благополучия семьи является удовлетворенность супружескими отношениями и адекватные представления о брачном партнере. Удовлетворенность супружескими отношениями также является одним из важных факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью вообще.
В настоящее время изменяется процесс выбора супруга и отношение к браку в целом: вступление в брак не рассматривается молодыми людьми как необходимость, возрастает число молодых людей, сознательно избирающих одинокий образ жизни, а также установки на сознательно бездетный брак; уменьшается влияние родителей на выбор супруга; возрастают ожидания и требования, которые предъявляются молодыми людьми к партнеру и семейной жизни; выбор всё чаще основывается на основе личных качеств, а не социальных характеристик.
Поэтому проблема удовлетворенности семейной жизнью у супругов в зависимости от представлений о брачном партнере является весьма актуальной. Изучение семейных отношений имеет теоретическое и практическое значение и в сфере достижения благополучия и стабильности семейных отношений.
Цель курсовой работы – выявить удовлетворенность супругов семейной жизнью в зависимости от представлений о брачном партнере.
Объект исследования – удовлетворенность семейной жизнью.
Предмет исследования – удовлетворенность супругов семейной жизнью в зависимости от представлений о брачном партнере.
Задачи работы:
- проанализировать психологическую литературу и определить понятие «семья», раскрыть ее функции, структуры и формы;
- рассмотреть проблему распределения ролей и лидерства в семье;
- рассмотреть проблему выбора брачного партнера;
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ
1.1 Определение семьи. Функции, структура, формы семьи
Семья как социальный институт, представляет собой модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества.
Семья представляет собой уникальную социальную группу, звено, связывающее биологическую и социальную жизнь, личную (индивидуальную) и общественную. Согласно Л.Б. Шнейдер, семья – это малая группа, члены которой связаны между собой брачными или кровнородственными отношениями, общим бытом, взаимной материальной и моральной помощью и поддержкой [29, с. 38].
По определению Н. И. Олифирович, семья – основанная на единой, совместной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительство – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [20, .59].
Содержание семьи определяется ее функциями. О.А. Карабанова считает, что семья реализует ряд следующих функций, отражающие как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:
1. Экономическая (материально-производственная), хозяйственно-бытовую. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов.
2. Репродуктивная (деторождение и воспроизводство населения).
3. Функция воспитания детей. Воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка.
4. Сексуально-эротическая. Семья обеспечивает стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, создает условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров.
5. Функция духовного общения, которая предполагает:
Выводы по первой главе
Теоретический анализ литературы по теме исследования позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Семья – это малая группа, члены которой связаны между собой брачными или кровнородственными отношениями, общим бытом, взаимной материальной и моральной помощью и поддержкой. Семья выполняет следующие функции: хозяйственно-бытовую, репродуктивную, функцию воспитания детей, сексуально-эротическую, функцию духовного общения, функцию эмоциональной поддержки и принятия, восстановительную функцию, функцию социальной регуляции, контроля и опеки. Реализация функций в семье во многом зависит от модели семьи, которая может быть патриархальной, детоцентрической, супружеской. В качестве структурных элементов семьи как системы выступают супружеская, родительская, сиблинговая и индивидуальная подсистемы.
ГЛАВА 2 ВЫБОР БРАЧНОГО ПАРТНЕРА
2.1 Развитие отношений в добрачной паре
Проблемой изучения взаимоотношений в парах в добрачном периоде занимались такие исследователи как М.А. Абалакина, Т.В. Андреева, Ю.Е. Алешина, А.И. Астащенко, А.Н. Волкова, Л.Я. Гозман, В.П. Левкович, Л.М. Панковой и др.
Добрачный период рассматривается перечисленными авторами как важнейший этап становления стабильной семьи, в которой каждый из партнеров удовлетворен отношениями.
По мнению В.П. Левкович, добрачные отношения – это формирующиеся в процессе добрачного поведения и направленные на удовлетворение различных потребностей личности отношения, которые представляют собой совокупность повторяющихся взаимодействий между молодыми партнерами [12, с. 159].
Формирование супружеской пары включает два периода: добрачный, особенностями которого являются характеристики всего жизненного сценария человека – от его рождения до принятия решения парой о вступлении в брак; предбрачный, содержание которого представлено взаимоотношениями с брачным партнером до момента заключения брачного союза [2, с. 40].
Период добрачных отношений ставит перед партнерами следующие задачи:
– достижение частичной психологической и материальной независимости от родной семьи;
– приобретение опыта взаимодействия с противоположным полом;
– выбор брачного партнера;
– приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с партнером.
Чтобы избежать разочарования в партнере в первые годы супружеской жизни партнеры должен иметь реалистичный образ брачного партнера еще на этапе добрачных отношений. Выбор брачного партнера с позиций Р. Зидлера рассматривается как процесс фильтрации. На первом этапе происходит определением категории социально подходящих партнеров. Это осуществляется практически «незаметно» для индивида в социальной среде, где он проявляет активность. На втором этапе происходит специфический
Выводы по второй главе
Теоретический анализ литературы по теме исследования позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Формирование супружеской пары включает два периода: добрачный, охватывающий характеристики всего жизненного сценария до вступлении в брак, и предбрачный, включающий взаимоотношения с брачным партнером до момента заключения брачного союза. Период добрачных отношений ставит перед партнерами следующие задачи: достижение частичной психологической и материальной независимости от родной семьи; приобретение опыта общения с противоположным полом; выбор брачного партнера; приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с партнером. Выбор брачного партнера основан на социально-экономических, физических, психологических и семейных критериях.
2. Идеализация партнера наиболее ярко проявляется на стадии выбора партнера. Важнейшей причиной идеализация партнера выступает построение неадекватного образа идеального партнера. Идеализация партнера может быть результатом влюбленности, когда недостатки партнера преуменьшаются или идеализируются. Идеализация партнера завышает ожидания, которые предъявляются к партнеру и к взаимоотношениям с ним, но при этом, может выступать в качестве стимула для развития его личности. Но в дальнейшем расхождение между идеальным и реальным образом партнера, которое возникает по причине идеализации, может привести у неудовлетворенности в супружеских отношениях.
3. Принятие решения о вступлении в брак зависит от ряда социально-психологических условий, в частности, от регулярности контактов и установление отношений между партнерами; взаимного удовлетворения потребности партнеров в любви и эмоциональной поддержке; комплементарности потребностей партнеров, сходства статуса, мировоззрения, ценностей; получения от партнера подтверждения принятия собственных мнений, ценностей, интересов; соответствия партнера образу и моделям поведения родителя противоположного пола. Принятие решения нередко полимотивировано и может быть связано с мотивами любови, долга, духовной близости, материального расчета, психологического соответствия, моральных соображений. Любовь, как правило, является преобладающим мотивом принятия решения вступить в брак. Важным фактором принятия решения вступления в брак является готовность к браку.
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СУПРУГОВ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНЬЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БРАЧНОМ ПАРТНЕРЕ
3.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь удовлетворенности супругов семейной жизнью и представлений о брачном партнере.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение удовлетворенности супругой семейной жизнью и представлений о брачном партнере с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов исследования, формулирование выводов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют различия в степени удовлетворенности семейной жизнью у супругов с разными представлениями о брачном партнере.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе ГУ «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». Всего в исследовании приняли участие 30 супружеских пар со стажем семейной жизни 3-5 лет.
Методики исследования:
1. Опросник «Удовлетворенность браком» Ю. Е. Алешиной.
2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (в адаптации Л.Н. Собчик).
Краткое описание методик исследования:
1. Опросник «Удовлетворенность браком» Ю. Е. Алешиной.
Авторы методики: Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская.
Назначение методики: выявление степени удовлетворенности браком.
Опросник включает 16 вопросов с предлагаемыми вариантами ответов. Испытуемому предлагается выбрать вариант ответа, наиболее подходящий для него.
Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Уровень удовлетворенности браком по данному тесту может варьировать от 0 до 51. С
Выводы по третьей главе
Проведенное эмпирическое исследование позволяет делать следующие выводы:
1. Мужчины представляют своих супругу с преобладанием дружелюбных и альтруистических качеств личности. Они представляют рядом с собой менее авторитарную и менее эгоистичную супругу.
2. Женщины представляют своего супруга с преобладанием авторитарных и дружелюбных качеств личности. Они представляют рядом с собой менее эгоистичного, менее агрессивного.
3. Высокая удовлетворенность супружескими отношениями связана с представлениями о брачном партнере как дружелюбном, обладающем такими индивидуально-личностными характеристиками как: низкий уровень агрессивности, повышенная отзывчивость на средовые воздействия, стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими, энтузиазмом, восприимчивостью к эмоциональному настрою группы, широким кругом интересов (r=0,67 при р<0,05) и как авторитарном, обладающем оптимистичностью, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, выраженной тенденцией к спонтанной самореализации, активным воздействием на окружение, стремлением вести за собой и подчинять своей воле других (r=0,63 при р<0,05). Средняя удовлетворенность супружескими отношениями связана с представлениями о
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью работы выступило выявить удовлетворенность супругов семейной жизнью в зависимости от представлений о брачном партнере. В результате проведенной работы удалось решить следующие задачи: проанализировать психологическую литературу и определить понятие «семья», раскрыть ее функции, структуры и формы; рассмотреть проблему распределения ролей и лидерства в семье; рассмотреть проблему выбора брачного партнера; выявить удовлетворенность супругов семейной жизнью в зависимости от представлений о брачном партнере.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что семья – это малая группа, члены которой связаны между собой брачными или кровнородственными отношениями, общим бытом, взаимной материальной и моральной помощью и поддержкой. Семья выполняет следующие функции: хозяйственно-бытовую, репродуктивную, функцию воспитания детей, сексуально-эротическую, функцию духовного общения, функцию эмоциональной поддержки и принятия, восстановительную функцию, функцию социальной регуляции, контроля и опеки. Реализация функций в семье во многом зависит от модели семьи, которая может быть патриархальной, детоцентрической, супружеской. В качестве структурных элементов семьи как системы выступают супружеская, родительская, сиблинговая и индивидуальная подсистемы.
Распределение ролей и лидерство в семье образуют ролевую структуру семьи. Распределение ролей проявляется в том, какие виды семейной деятельности каждый из супругов берет под свою ответственность и какие адресует партнеру. Распределение вопросов по конкретным семейным ролям происходит по сферам воспитания детей, роди хозяина и хозяйки, интимной сферы, создания эмоционального климата в семье, материального обеспечения семьи, организаций развлечений, организации семейной субкультуры. Лидерство в семье определяет ее иерархию и организацию функционирования, характер принятия решений, меру участия членов семьи в управлении ее жизнедеятельностью, отношения власти – доминирование и подчинение.
Формирование супружеской пары включает два периода: добрачный, охватывающий характеристики всего жизненного сценария до вступлении в брак, и предбрачный, включающий взаимоотношения с брачным партнером до момента заключения брачного союза. Период добрачных отношений ставит перед партнерами следующие задачи: достижение частичной психологической и материальной независимости от родной семьи;
1. Абалакина, М. А. Межличностное восприятие и динамика предбрачных отношений : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / М.А. Абалакина. – М., 1987. – 20 с.
2. Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.
3. Век, В. В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования. Монография / В. В. Век. – Пермь : Издат. дом «Типография купца Тарасова», 2010. – 332 с.
4. Голод, С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / под ред. Г.М. Романенковой. – Л. : МГИУ, 1984. – 228 с.
5. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 208 с.
6. Здравомыслова, О. В. О возможности изменения статуса женщины в семье / О. В. Здравомыслова // Народонаселение. – 2000. – № 2. – С. 56-61.
7. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 544 с.
8. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
9. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – М. : Просвещение, 1988.– 208 с.
10. Коростелева, Т. А. Проблематика изучения образа партнера в добрачных отношениях юношей и девуше / Т. А. Коростелева // Молодой ученый. – 2014. – № 7. – С. 266–270.
11. Крюкова, Т. Л. Лидерство и социальная власть как факторы групповой динамики семьи / Т. Л. Крюкова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2011. – № 4. – С. 193-197.
12. Левкович, В. П. Особенности добрачного периода жизни супругов как одна из причин стабилизации и дестабилизации молодой семьи / В. П. Левкович // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 1. – С. 158–163.
13. Лидерc, А. Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи / А.Г. Лидерс. – М. : Академия, 2004. – 294 с.
14. Малимонов, И. В. Проблема брачного партнера студенческой молодежи / И. В. Малимонов, Л. Г. Король. – 2015. – № 1 (54). – С. 115-119.
15. Малкина-Пых, И. Г. Семейная терапия / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2007. – 992 с.
16. Мантурова, Н.М. Особенности образа значимого партнера в юношеском возрасте / Н.М. Мантурова, Е.В. Федурина // Современные проблемы клинической психологии и психологии личности : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 341-346.
17. Марковская, И. М. Психология детско-родительских отношений: монография / И. М. Марковская. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
18. Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман ; пер. с англ. А. Д. Иорданского. – М. : «Класс», 1988. – 304 с.
19. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – Киев : Лыбидь, 2000. – 312 с.
20. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкин, Т. Ф. Велента. – СПб. : Речь, 2007. – 360 с.
21. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Академия, 2002. – 63 с.
22. Сизанов, А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А. Н. Сизанов. – Минск : Народная Асвета, 2010. – 108 с.
23. Слепкова, В. И. Психология семьи. Супружеские отношения / В. И. Слепкова, И. И. Кранц. – Минск : БГПУ, 2009. – 108 с.
24. Смирникова, О. В. Социально-психологические особенности доминирования-подчинения в супружеской паре : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / О.В. Смирникова. – М. : МОСУ, 2005. – 19 с.
25. Фишер, Х. Почему мы любим: природа и химия романтической любви / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2003. – 312 с.
26. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. – М. : Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.
27. Шабаева, А. В. Социально-психологические аспекты лидерства в супружеской паре : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / А. В. Шабаева. – Оренбург : Оренбургский гос. ун-т, 2011. – 18 с.
28. Шкрябко, И. П. Конфликты и трудности супружеских пар / И. П. Шкрябко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2010. – № 6. – С. 34-37.
29. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2006. – 768 с.
30. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2001. – 656 с.