Использование педагогических идей М. Монтессори в практике работы учреждений дошкольного образования
ПК ВГУ (Полоцкий колледж ВГУ им.П.М.Машерова)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование педагогических идей М. Монтессори в практике работы учреждений дошкольного образования»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Использование педагогических идей М. Монтессори в практике работы учреждений дошкольного образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №34, УДО (г. Новополоцк)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень дидактических монтессори-материалов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных по результатам выполнения диагностических заданий.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы педагогических идей М. Монтессори и особенности их применения в учреждении дошкольного образования
1.1 Цели, задачи и педагогические принципы системы М. Монтессори
1.2 Роль педагога, развивающая среда и дидактический материал как составляющие системы М. Монтессори
1.3 Особенности реализации идей М. Монтессори в практике работы учреждений дошкольного образования
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию педагогических идей М. Монтессори в практике работы ГУО «Ясли-сад №34 г. Новополоцка»
2.1 Процедура и методы исследования сенсорного развития детей в возрасте 2-3 лет
2.2 Содержание практической работы по использованию педагогических идей М. Монтессори в практике работы ГУО «Ясли-сад №34 г. Новополоцка»
2.3 Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена требованиями современного образовательного стандарта к воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. В последние годы актуальной проблемой является обеспечение качества образования при сохранении его основ и соответствия актуальным потребностям отдельной личности и общества в целом. Отечественное образование предполагает развитие субъект-субъектных отношений педагога и воспитанника, что позволяет обеспечить возможность выбора и самоопределения каждого участника учебно-воспитательного процесса. Особое место среди гуманистически ориентированных образовательных программ занимает метод итальянского педагога М. Монтессори.
Активизации научного и практического интереса к методу М. Монтессори со стороны прогрессивных педагогов в нашей стране во многом способствовали работы М.В. Богуславского, Г.Б. Корнетова, Д.Г. Сорокова, Т.Д. Скудновой, К.Е. Сумнительного и других исследователей. Интересным новшеством М. Монтессори явилось разрушение традиционной классно-урочной системы и формирование уникального процесса обучения детей, который построен на признании за каждым ребенком права на самостоятельность и на индивидуальный темп овладения знаниями, умениями, навыками. Чрезвычайно значимым для современной дошкольной педагогики является содержательный компонент метода М. Монтессори, в соответствии с которым большое внимание уделяется сенсомоторному развитию ребёнка, развитию у речи и мышления, формированию способности длительно концентрировать внимание и работать сосредоточенно, умению контролировать свою деятельность и оценивать поведение. Крайне важное значение имеет и общность ведущих целей метода М. Монтессори –воспитание самостоятельного, активного и социально адаптированного человека, который способен самостоятельно познавать окружающее и делать выводы и применять их для своего саморазвития. Все эти положения позволяют говорить о возможности и необходимости применения метода М. Монтессори в современном дошкольном образовании. В связи с этим была выбрана тема данного исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ М. МОНТЕССОРИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Цели, задачи и педагогические принципы системы М. Монтессори
Одной из наиболее широко распространенных методик развития ребенка в настоящее время является система М. Монтессори. Автор данной педагогической методики, называла ее следующим образом: «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду» [6, с. 45]. Данной методике уже более 100 лет, но в системе образования нашей страны она была недоступна долгое время. Первые книги М. Монтессори стали доступны для ознакомления лишь в 90-е годы.
Система М. Монтессори нашла широкое применение в сотнях тысяч детских учреждений, в том числе и реабилитационных центрах. Данная система применяется как в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, так и со здоровыми детьми. Система М. Монтессори предполагает работу с детьми в возрасте от 3 до 12 лет.
В основе любой педагогической системы заложена основная ведущая цель и задачи, которые предполагают ее реализацию. Рассмотрим более подробно основные цели образования и воспитания ребенка в педагогической системе М. Монтессори. Автор концепции в качестве главной цели собственной педагогической системы определяет «воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства» [3, с. 23]. В связи с этим приоритетным принципом Монтессори-педагогики является положение о том, что ребенок является создателем самого себя и самостоятельно развивается в деятельности, которую сам и организовывает.
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ М. МОНТЕССОРИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ГУО «ЯСЛИ-САД №34 г. НОВОПОЛОЦКА»
2.1 Процедура и методы исследования сенсорного развития детей в возрасте 2-3 лет
Цель исследования: выявить практические возможности использования педагогических идей М. Монтессори в практике работы учреждений дошкольного образования.
Задачи экспериментального исследования:
1) разработать программу коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте 2-3 лет на основании педагогических идей М. Монтессори;
2) апробировать реализовать коррекционно-развивающую работу с детьми в возрасте 2-3 лет;
3) оценить эффективность формирующего эксперимента.
Гипотеза исследования: коррекционно-развивающая работа с детьми в возрасте 2-3 лет на основании метода М. Монтессори будет эффективной, если будут учтены возрастные особенности развития воспитанников, учтены педагогические принципы данной системы, соблюдены требования к дидактическому материалу и развивающей среде.
Описание выборочной совокупности: выборку исследования составили 24 ребенка в возрасте 2-3 лет. Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №34 г. Новополоцка».
Методы исследования: анализ документации (образовательные программы, календарно-тематические планы), педагогическое наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки данных, статистическая обработка данных (оценка сдвигов значений по критерию Т. Вилкоксона).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основу педагогической системы М. Монтессори составляют следующие базисные идеи и установки: необходимость всестороннего изучения ребенка и учет периодов его развития, учет возрастной периодизации; предоставление ребенку определенной свободы выбора вида деятельности, наличие культурно-развивающей среды.
Все базовые компоненты в системе М. Монтессори – функции педагога, развивающая среда и дидактический материал предназначены для активизации познавательной деятельности ребенка и свободном познании окружающего мира путем проб и ошибок. Требования к основным компонентам изучаемой педагогической системы строго определены и фиксированы. Их соблюдение гарантирует эффективность занятий по системе М. Монтессори.
Система дидактических материалов, которые применяются в рамках этого метода, способствует формированию благоприятной развивающей среды и развитию творческого потенциала детей. Метод М. Монтессори помогает в достаточной мере сделать процесс обучения и воспитания индивидуализированным, то есть соответствующим интересам и потребностям конкретного ребенка.
В соответствии с поставленной целью и задачами была разработана и реализована коррекционно-развивающая работа с детьми в возрасте 2-3 лет на основании метода М. Монтессори и проведена оценка ее эффективности. Основная работа была направлена на сенсорное воспитание детей 2-3 лет. Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия происходит сенсорное развитие, то есть развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие. Сенсорное развитие включает в себя формирование сенсорных процессов – ощущений и восприятия. Задачи, решаемые перцептивными процессами, состоят в предметном, адекватном отражении окружающей действительности. В раннем возрасте в качестве ведущего познавательно процесса является восприятие. Ранний возраст является сензитивным для сенсорного развития ребенка. Поэтому основные направления сенсорного развития определяются формированием основных сенсорных эталонов, навыков соотнесения с ними, дифференциации признаков предметов в соответствии с эталоном. Были созданы условия для формирования у детей раннего возраста способа обследования предметов через группировку по форме, величине и цвету на основании образцов. Была доказана эффективность формирующего эксперимента. Гипотеза исследования была подтверждена.
1. Алейникова, К.И. Идеи свободного воспитания в работах Марии Монтессори / К.И. Алейникова // Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, Минск, 27-28 апр. 2010 г. : в 2 ч. Ч.1 / М-во образования Республики Беларусь, Мин. гос. лингвист. ун-т ; редкол.: Н.П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. – Минск: МГЛУ, 2010. – С. 6 – 7.
2. Броска, О.В. Специально организованная среда - основное условие социализации детей в Монтессори-педагогике / О.В. Броска // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы Респ. науч.-практ. конф. студентов и молодых учёных, Минск, 18 апр. 2008 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Н. С. Старжинская (науч. ред.), Д.Н. Дубинина (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГПУ, 2008. – С. 19 – 20.
3. Валитова, И.Е. Проблема взаимодействия взрослого и ребёнка в зоне ближайшего развития: на примере педагогики Монтессори / И.Е. Валитова // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Вып.8 /Акад. паслядыплом. адукацыі; рэдкал.: А. І. Таўгень (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: АПА, 2010. – С. 32 – 48.
4. Гребенников, Л. Р. Работа на линии в Монтессори-группе / Л.Р. Гребенников. – М.: МЦМ, 2006. – 72 с.
5. Доскин, В.А. Лечебная педагогика Марии Монтессори и детская реабилитология / В.А. Доскин, Ю.Е. Вельтищев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2000. - №2. – С.24 – 27.
6. Ефимова, В.Л. Педагогика М. Монтессори с точки зрения физиологии активности / В.Л. Ефимова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – №2. – С. 137 – 141.
7. Комарова, И.А. Использование элементов системы М.Монтессори в работе дошкольных учреждений / И.А. Комарова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 56 с.
8. Ландсберг, Р. Распространение идей Монтессори за границей и в России / Р. Ландсберг // Вестник просвещения. – 2003. – № 10. – C.212-218.
9. Ласминская, Л.Н. Внедрение Монтессори-педагогики в практику работы дошкольных учреждений Минской области / Ласминская Л.Н. // Монтессори-педагогика в дошкольных учреждениях Минской области / Управление образования Миноблисполкома, Государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования». – Минск: МОИРО, 2009. – 58 с.
10. Леонюк, Н.А. Использование Монтессори-педагогики в современном образовательном процессе / Н. А. Леонюк // Педагогика и психология детства: соврем. состояние, перспективы развития: сб. науч. ст. / Под ред. С.А. Сергейко [ и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2011. – С. 65 – 67.
11. Любина, Г.А. Использование элементов Монтессори-педагогики в развитии речи детей в разновозрастной группе. – Минск, 1998. – 124 с.
12. Монтессори в России: Новый взгляд. Сборник научно-практических статей. Вып. I / под ред. К.Е. Сумнительного. Вып. I. - М.: МЦМ, 1998. – 124 с.
13. Монтессори-педагогика в детских садах Беларуси: опыт, проблемы, перспективы / Редкол.: Г.Д. Казакова, Е.Г. Степанова. – Минск: МОИПКиПРРиСО, 2001. – 74 с.
14. Монтессори-педагогика в дошкольных учреждениях Минской области / под. ред. Л. Н. Ласминской. – Минск: МОИРО, 2009. – 59 с.
15. Монтессори, М. Мой метод: начальное обучение / М. Монтессори. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 349 с.
16. Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому // Составители М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – М: ИД «Карапуз». 2005. – 272 с.
17. Монтессори, М. Разум ребенка (главы из книги) / М. Монтессори. – М.: ГРААЛЬ, 1997. – 176 с.
18. Монтессори, М. Дети - другие : Мария Монтессори / Под ред. К.Е. Сумнительного. – М.: Карапуз, 2004. – 336 с.
19. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2012. – 144 с.
20. Старжинская, Н.С. Становление и развитие Монтессори-педагогики в Беларуси // Историко-педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 22 – 27.
21. Суарес, Л.И. Мария Монтессори - педагог-гуманист / Л. И. Суарес // Веснік адукацыі. - 2011. - №11. - С. 53-58. Суарес, Л. И. Мария Монтессори - педагог-гуманист / Л. И. Суарес // Веснік адукацыі. – 2011. – №11. – С. 53 – 58.
22. Тарасова, Н.М. Актуальность метода М. Монтессори в современном образовании / Н.М. Тарасова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2016. – №1. – С. 182 – 189.
23. Тимонина, А.А. Организационно-педагогические условия адаптации ребенка к школе в педагогической системе М. Монтессори / А.А. Тимонина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – №4. – С. 31 – 35.
24. Трошына, В.В. На шляху да педагогiкi Марыi Мантэсоры» / В.В. Трошына //«Пралеска». – 2001. – № 11. – С. 16.
25. Фаусек, Ю.И. Метод Монтессори в России / И.Ю. Фаусек. – М.: Время, 2004. – 82 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень дидактических монтессори-материалов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных по результатам выполнения диагностических заданий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты