ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность гуманных чувств в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития гуманных чувств у детей дошкольного возраста
1.3 Роль и значение сказок в воспитании детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
2.1 Диагностика уровня сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений использования народной сказки как средства воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Глубокие социально-экономические изменения в современном обществе заставляют задуматься о будущем страны и ее молодежи. В настоящее время моральные ориентиры разрушены, подрастающее поколение можно обвинить в духовности, недостатке веры и агрессии.
Проблема нравственного и гуманного воспитания сегодня особенно актуальна. Наше общество должно готовить высокообразованное, высокоморальное общество, обладающее не только знаниями, но и моральными качествами личности. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая общественно-политическая ситуация в стране значительно усложнила образовательный процесс, когда молодое поколение, которое в критический период восполняет все недостатки общества, становится все более непредсказуемым, проблемы морали, нравственной культуры, нравственного воспитания занимают одно из первых мест в качестве основы для гуманного воспитания молодежи в рыночных отношениях, что требует не только независимости, гибкости и предпринимательских качеств.
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости, гуманности. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Перед нами стоит проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ребёнка, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности дошкольника.
В гуманном воспитании детей дошкольного возраста очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность гуманных чувств в психолого-педагогической литературе
Термин «гуманизм» происходит от латинского слова humanus –человеческий, человечный. Как показывает анализ литературных источников, следует сказать о том, что в настоящее время не существует единого и общепризнанного определения данного понятия.
Во-первых, гуманизм понимается как антропоцентрическое мировоззренческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения и обозначающее общий принцип жизнеустройства на основе признания самоценности человеческой жизни.
Во-вторых, гуманизмом называют мировоззрение, в центре которого – человеческая личность, понятая как особого рода реальность, заключающая в самой себе причину собственного существования [20, с.12].
Гуманизм как мировоззренческая концепция признаёт ценность человека, как личности, его права на свободное развитие, проявление своего индивидуального сознания. А гуманность, личностное качество человека, которое обусловлено принципами гуманизма, формируется на основе благожелательного отношения человека к окружающим.
Гуманность рассматривается педагогической наукой как качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.
Гуманизм, в широком смысле, – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения.
Таким образом, при конкретных исторических условиях, гуманизм всегда имел черты идеологической акцентуации. Среди гуманитарных наук, на перепутье которых лежит проблема человека, философия является наиболее важной [1, с.59].
Гуманизм отражает социальную реальность не с точки зрения того, что есть, а с точки зрения того, что правильно, и предъявляет высокие требования к обществу и его отдельным представителям относиться к людям с достоинством и уважением, признавая их высшей ценностью на земле. Современная концепция гуманизма в педагогике отражает процесс обновления образования, основанного на ценностях общечеловеческой и национальной культуры, установку на воспитание людей с высокими интеллектуальными, нравственными и физическими ценностями [3, с.55].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
2.1 Диагностика уровня сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования – изучить особенности воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение народным сказкам.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. подобрать и апробировать пакет диагностических методик, направленных на изучение особенностей и уровней сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
2. изучить особенности и уровни сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
3. разработать методические рекомендации по воспитанию гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народным сказкам.
Экспериментальное исследование проводилось на базе: ГУО «Ясли-сад №37 г. Полоцка».
Общая выборка составила 24 человека – воспитанники старшей группы, возраст 5 – 6 лет.
Для осуществления целей, решения поставленных задач исследования в работе были использованы следующие методики диагностики: методика незаконченных предложений, методика «Сюжетные картинки», методика «Цветовой тест отношений».
1. Методика незаконченных историй. Цель – выявление отношения ребенка к окружающим людям и мотивы этого отношения по следующим критериям:
– модальность отношения (положительно, отрицательно, нейтральной);
– готовность прийти на помощь;
– наличие чувства долга по отношению к сверстникам;
– наличие эмпатии;
– наличие или отсутствие зависти к сверстникам.
Детям старшего дошкольного возраста предлагается несколько проблемных ситуаций, которые необходимо закончить определенным (на выбор) способом. При обработке результатов учитываются данные наблюдения и мотивация поступков испытуемых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гуманное чувство предполагает признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития человека, его творческого потенциала, способностей, содействие его самоопределению в жизни, интеграцию в общество, полную самореализацию в этом обществе. Основы гуманного чувства помогают определить степень личностного развития каждого члена общества и стимулировать его деятельностную активность.
Гуманные чувства детей дошкольного возраста формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением. Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Важной задачей воспитания гуманных чувств ребенка дошкольного возраста является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками. Воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка. Что предполагает: развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, целеустремленности, произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, родителя; создание общественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом и родителем стремление дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы были сформулированы следующие выводы. Результаты диагностики показали, что испытуемые дети старшего дошкольного возраста выбирали для обозначения добрых и честных людей. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый. Щедрость для дошкольника является очень сложным понятием, отношение к этому понятию достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно.
1. Азбука этических ценностей : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / В. Т. Кабуш, А. В. Трацевская [и др.]; под ред. В.Т. Кабуша. – Минск : Нац. ин-т образования, 2013. – 192 с.
2. Акулинцева, Т. Будем экологически грамотными / Т. Акулинцева // Дошкольное воспитание – 2006. – №7. – С. 36-42.
3. Белопольская, Н. Л. Самосознание проблемных подростков Н. Л. Белопольская [и др.]. – Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. – 332с.
4. Богданец, Т. Экологические знания – первое представление о мире / Т. Богданец // Дошкольное воспитание – 2013. – №12. – 52 с.
5. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова – М.: Просвещение, 2010. – 270 с.
6. Воробьева, Е. В. Психофизиология детей и подростков: учебное пособие / Е. В. Воробьева, И. А. Кайдановская. – Ростов-наДону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – 175 c.
7. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский. – М., 2006. – 475 с.
8. Гуманизация и демократизация педагогического процесса вусловиях университетского образования [Электронный ресурс] /А. П. Сманцер, Е. М. Рангелова. – Минск: БГУ, 2011. – Режим доступа : http://www.elib.bsu.by.
9. Гуманизм и современность: материалы Международной научно-образовательной конференции (8–9 ноября 2013) / под ред. Т. М. Шатуновой. – Казань: Казан. ун-т, 2013. – 519 c.
10. Дубровская, А. И. Детям о писателях: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательной школы / А. И. Дубровская. – Минск: Тесей, 2012. – 175 с.
11. Дьячкова, М. А. Концепт «гуманистическая направленность личности» : монография / отв. ред. О. Н. Томюк. – Екатеринбург : Издательский дом «Ажур», 2014. – 108 с.
12. Зайцева, Н. В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в воспитании гуманности у детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. В. Зайцева, Л. М. Подолинская. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2013. – 90 c.
13. Зверев, И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / И. Д. Зверев. – М. : Перемена, 2006. – 123 с.
14. Зубарева, Е. Е. Детская литература / Е. Е. Зубарева – М. : Просвещение, 2005. – 295 с.
15. Кабуш, В. Т. Гуманистическая мысль: история и практика воспитания: учеб.-метод. пособие / В. Т. Кабуш, А. В. Трацевская ; ГУО «Акад. последиплом. образования» – Минск : АПО, 2019 – 408 с.
16. Плохий, З. П. Воспитание экологической культуры дошкольников / З. П. Плохий // Дошкольной воспитание. – 2012. – №4-5. – С. 95-126.
17. Попов, А. С. Новые методики преподавания чтения в начальных классах / А. С. Попов – М. : Просвещение, 2008 – 85 с.
18. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. Т. С. Комаровой. – М., 2013. – 120 с.
19. Сманцер, А. П. Гуманизация педагогического процесса в современной средней школе : А. П. Сманцер. – Минск : БГУ, 2010. – 335 с.
20. Тенденции духовно-нравственного развития современного общества : материалы международной научной конференции, г. Минск, 16–17 мая 2013 г. / Институт философии НАН Беларуси. – Минск : Право и экономика, 2013. – 555 с.
21. Трацевская, А. В. Этические беседы. Миролюбие / А. В. Трацевская, В. Г. Литвинович // Праблемы выхавання. – 2019. – №2. – С. 57-64.
22. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой / О. С. Ушакова, И.В. Гаврош – М. Просвещение, 2012. – 165 с.