Народная сказка как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Народная сказка как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Народная сказка как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Ясли-сад №37, ГУО (г. Полоцк)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перспективный план работы по реализации программы формирующего эксперимента «Люблю народные сказки» (на месяц).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность гуманных чувств в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития гуманных чувств у детей дошкольного возраста
1.3 Роль и значение сказок в воспитании детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
2.1 Диагностика уровня сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений использования народной сказки как средства воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Глубокие социально-экономические изменения в современном обществе заставляют задуматься о будущем страны и ее молодежи. В настоящее время моральные ориентиры разрушены, подрастающее поколение можно обвинить в духовности, недостатке веры и агрессии.
Проблема нравственного и гуманного воспитания сегодня особенно актуальна. Наше общество должно готовить высокообразованное, высокоморальное общество, обладающее не только знаниями, но и моральными качествами личности. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая общественно-политическая ситуация в стране значительно усложнила образовательный процесс, когда молодое поколение, которое в критический период восполняет все недостатки общества, становится все более непредсказуемым, проблемы морали, нравственной культуры, нравственного воспитания занимают одно из первых мест в качестве основы для гуманного воспитания молодежи в рыночных отношениях, что требует не только независимости, гибкости и предпринимательских качеств.
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости, гуманности. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Перед нами стоит проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ребёнка, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности дошкольника.
В гуманном воспитании детей дошкольного возраста очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность гуманных чувств в психолого-педагогической литературе
Термин «гуманизм» происходит от латинского слова humanus –человеческий, человечный. Как показывает анализ литературных источников, следует сказать о том, что в настоящее время не существует единого и общепризнанного определения данного понятия.
Во-первых, гуманизм понимается как антропоцентрическое мировоззренческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения и обозначающее общий принцип жизнеустройства на основе признания самоценности человеческой жизни.
Во-вторых, гуманизмом называют мировоззрение, в центре которого – человеческая личность, понятая как особого рода реальность, заключающая в самой себе причину собственного существования [20, с.12].
Гуманизм как мировоззренческая концепция признаёт ценность человека, как личности, его права на свободное развитие, проявление своего индивидуального сознания. А гуманность, личностное качество человека, которое обусловлено принципами гуманизма, формируется на основе благожелательного отношения человека к окружающим.
Гуманность рассматривается педагогической наукой как качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.
Гуманизм, в широком смысле, – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения.
Таким образом, при конкретных исторических условиях, гуманизм всегда имел черты идеологической акцентуации. Среди гуманитарных наук, на перепутье которых лежит проблема человека, философия является наиболее важной [1, с.59].
Гуманизм отражает социальную реальность не с точки зрения того, что есть, а с точки зрения того, что правильно, и предъявляет высокие требования к обществу и его отдельным представителям относиться к людям с достоинством и уважением, признавая их высшей ценностью на земле. Современная концепция гуманизма в педагогике отражает процесс обновления образования, основанного на ценностях общечеловеческой и национальной культуры, установку на воспитание людей с высокими интеллектуальными, нравственными и физическими ценностями [3, с.55].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
2.1 Диагностика уровня сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования – изучить особенности воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение народным сказкам.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. подобрать и апробировать пакет диагностических методик, направленных на изучение особенностей и уровней сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
2. изучить особенности и уровни сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
3. разработать методические рекомендации по воспитанию гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народным сказкам.
Экспериментальное исследование проводилось на базе: ГУО «Ясли-сад №37 г. Полоцка».
Общая выборка составила 24 человека – воспитанники старшей группы, возраст 5 – 6 лет.
Для осуществления целей, решения поставленных задач исследования в работе были использованы следующие методики диагностики: методика незаконченных предложений, методика «Сюжетные картинки», методика «Цветовой тест отношений».
1. Методика незаконченных историй. Цель – выявление отношения ребенка к окружающим людям и мотивы этого отношения по следующим критериям:
– модальность отношения (положительно, отрицательно, нейтральной);
– готовность прийти на помощь;
– наличие чувства долга по отношению к сверстникам;
– наличие эмпатии;
– наличие или отсутствие зависти к сверстникам.
Детям старшего дошкольного возраста предлагается несколько проблемных ситуаций, которые необходимо закончить определенным (на выбор) способом. При обработке результатов учитываются данные наблюдения и мотивация поступков испытуемых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гуманное чувство предполагает признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития человека, его творческого потенциала, способностей, содействие его самоопределению в жизни, интеграцию в общество, полную самореализацию в этом обществе. Основы гуманного чувства помогают определить степень личностного развития каждого члена общества и стимулировать его деятельностную активность.
Гуманные чувства детей дошкольного возраста формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением. Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Важной задачей воспитания гуманных чувств ребенка дошкольного возраста является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками. Воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка. Что предполагает: развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, целеустремленности, произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, родителя; создание общественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом и родителем стремление дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы были сформулированы следующие выводы. Результаты диагностики показали, что испытуемые дети старшего дошкольного возраста выбирали для обозначения добрых и честных людей. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый. Щедрость для дошкольника является очень сложным понятием, отношение к этому понятию достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно.
1. Азбука этических ценностей : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / В. Т. Кабуш, А. В. Трацевская [и др.]; под ред. В.Т. Кабуша. – Минск : Нац. ин-т образования, 2013. – 192 с.
2. Акулинцева, Т. Будем экологически грамотными / Т. Акулинцева // Дошкольное воспитание – 2006. – №7. – С. 36-42.
3. Белопольская, Н. Л. Самосознание проблемных подростков Н. Л. Белопольская [и др.]. – Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. – 332с.
4. Богданец, Т. Экологические знания – первое представление о мире / Т. Богданец // Дошкольное воспитание – 2013. – №12. – 52 с.
5. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова – М.: Просвещение, 2010. – 270 с.
6. Воробьева, Е. В. Психофизиология детей и подростков: учебное пособие / Е. В. Воробьева, И. А. Кайдановская. – Ростов-наДону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – 175 c.
7. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский. – М., 2006. – 475 с.
8. Гуманизация и демократизация педагогического процесса вусловиях университетского образования [Электронный ресурс] /А. П. Сманцер, Е. М. Рангелова. – Минск: БГУ, 2011. – Режим доступа : http://www.elib.bsu.by.
9. Гуманизм и современность: материалы Международной научно-образовательной конференции (8–9 ноября 2013) / под ред. Т. М. Шатуновой. – Казань: Казан. ун-т, 2013. – 519 c.
10. Дубровская, А. И. Детям о писателях: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательной школы / А. И. Дубровская. – Минск: Тесей, 2012. – 175 с.
11. Дьячкова, М. А. Концепт «гуманистическая направленность личности» : монография / отв. ред. О. Н. Томюк. – Екатеринбург : Издательский дом «Ажур», 2014. – 108 с.
12. Зайцева, Н. В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в воспитании гуманности у детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. В. Зайцева, Л. М. Подолинская. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2013. – 90 c.
13. Зверев, И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / И. Д. Зверев. – М. : Перемена, 2006. – 123 с.
14. Зубарева, Е. Е. Детская литература / Е. Е. Зубарева – М. : Просвещение, 2005. – 295 с.
15. Кабуш, В. Т. Гуманистическая мысль: история и практика воспитания: учеб.-метод. пособие / В. Т. Кабуш, А. В. Трацевская ; ГУО «Акад. последиплом. образования» – Минск : АПО, 2019 – 408 с.
16. Плохий, З. П. Воспитание экологической культуры дошкольников / З. П. Плохий // Дошкольной воспитание. – 2012. – №4-5. – С. 95-126.
17. Попов, А. С. Новые методики преподавания чтения в начальных классах / А. С. Попов – М. : Просвещение, 2008 – 85 с.
18. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. Т. С. Комаровой. – М., 2013. – 120 с.
19. Сманцер, А. П. Гуманизация педагогического процесса в современной средней школе : А. П. Сманцер. – Минск : БГУ, 2010. – 335 с.
20. Тенденции духовно-нравственного развития современного общества : материалы международной научной конференции, г. Минск, 16–17 мая 2013 г. / Институт философии НАН Беларуси. – Минск : Право и экономика, 2013. – 555 с.
21. Трацевская, А. В. Этические беседы. Миролюбие / А. В. Трацевская, В. Г. Литвинович // Праблемы выхавання. – 2019. – №2. – С. 57-64.
22. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой / О. С. Ушакова, И.В. Гаврош – М. Просвещение, 2012. – 165 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перспективный план работы по реализации программы формирующего эксперимента «Люблю народные сказки» (на месяц).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты