ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность учебной мотивации
1.2 Особенности формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Исследование уровня учебной мотивации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
2.2 Разработка комплекса заданий по формированию учебной мотивации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха на уроках литературного чтения
2.3 Рекомендации для родителей по развитию учебной мотивации у детей с нарушением слуха
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Обучение в школе является обязательным и необходимым условием для полноценной жизни. Люди могут усвоить социальный опыт только при наличии желания и собственной активности. Поэтому при поступлении в школу для родителей и специалистов, работающих с детьми, важно, чтоб дети хотели учиться.
Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.
А. Маслоу в своей теории мотивации выделял стремление индивида к непрерывному развитию в качестве ведущего мотива. А. Маслоу считал, что поведение зависит от потребностей и способностей, а определяется внутренними и внешними мотивами, образующими целостную систему, имеющую несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации.
С.Л. Рубинштейн считал, что мотив действий человека неотъемлем с их целью, потому что мотивом является стремление ее достичь. При этом мотив и цель могут как сходиться, так и расходиться. Здесь целью является выполнение общественной деятельности, а мотивом – удовлетворение личных потребностей. Единство деятельности – это совокупность целей, на которые она направлена, и мотивов, из которых она исходит.
А.Н. Леонтьев, исследуя мотивы, основывался на их понимании, как воспринимаемых, представляемых, мыслимых объектов, в которых конкретизируются предметные потребности. Мотив, по определению А.Н. Леонтьева, – это объект, который отвечает той или иной потребности и который побуждает и направляет деятельность человека.
Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.
Опираясь на теорию А.Н. Леонтьева о роли смысла в деятельности, А.К. Маркова также выделяет потребности, мотивы и цели, как основные направляющие процесса становления мотивации как новообразования учебной деятельности. Поэтому, описывая механизм формирования учебно-познавательной мотивации у учащихся, А.К. Маркова указывает на то, что позиция взрослого состоит в актуализации познавательной потребности ученика, которые затем преломляются в разных мотивах учебной деятельности и реализуются посредством выполнения учебных действий. Организуя изучение и формирование мотивации учащихся с нарушениями слуха, важно не допускать упрощенного их понимания (Г.И. Щукина).
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность учебной мотивации
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность.
По мнению А.К. Марковой, «учебная мотивация представляет собой одно из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися активной учебной деятельности» [12, с. 48].Мотивация учебной деятельности обусловлена совокупностью факторов, специфических для этой деятельности: условия образовательной системы; организация образовательного учреждения, в рамках которого осуществляется учебная деятельность; объективные и субъективные особенности учащихся (физическое и личностное развитие); особенности личности педагога, его профессионализма, подход к воспитанникам; специфика учебного предмета [1, с. 52].
Мотивация учебной деятельности представляет собой совокупность мотивов, которые побуждают учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Согласно А.К. Марковой, «мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности» [12, с. 111]. Когда активность школьника направлена на работу с объектом изучения, то говорят о различных видах познавательных мотивов. Если же активность школьника направлена в процессе учения на отношения со сверстниками, учителем, то можно говорить о различных социальных мотивах. В связи с этим мнением, принято выделять две группы мотивов – познавательные (или внутренние) и социальные (внешние).
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета [7, с. 13].
В психолого-педагогической литературе имеются разные взгляды на понятие успеваемости. В толковом словаре С.И. Ожегова успеваемость определяется как степень успешности усвоения учебных предметов учащимися [19, с. 132]. Успеваемость – стeпень усвoения объема знаний, навыков, умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Исследование уровня учебной мотивации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
Целью опытно-экспериментальной работы является провести диагностику уровня развития учебной мотивации учащихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
База исследования: Специальная общеобразовательная школа №14 для детей с нарушением слуха г. Минска.
Выборка исследования: 15 учащихся с нарушениями слуха в возрасте 7-8 лет.
Для исследования использовались следующие методики:
1. Методика Н.Г. Лускановой, для изучения характера мотивации к учебной деятельности. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится индивидуально с каждым ребёнком по анкете, состоящей из 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение».
Интерпретация полученных результатов для изучения характера мотивации и адаптации к школе:
20-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности;
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;
0-14 баллов – низкая школьная мотивация; негативное отношение к школе.
2. Определение сформированности «внутренней позиции школьника» для учащихся младших классов Т.А. Нежновой. Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу. Опросник состоит из 7 вопросов, которые проходят в форме беседы. К каждому вопросу существует ряд дополнительных вопросов, на которые необходимо ответить. За каждый ответ ребенок может получить 0 или 1 балл. После подсчета набранных баллов (количественный анализ), можно судить о сформированности «внутренней позиции школьника»:
6-7 баллов – позиция школьника сформирована;
4-5 баллов – позиция школьника сформирована на среднем уровне;
3 и менее баллов – позиция школьника не сформирована.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
Дети с нарушением слуха больше сосредоточены на результатах своей учебной деятельности, чем нормально слышащие дети: получить хорошую оценку. На следующем месте стоят мотивы долга и ответственности. Для детей с нарушением слуха большое значение имеет мотив долга перед учителем, стремление выполнять его требования. Ведущее место в учебной мотивации младших школьников с нарушением слуха занимают социальные мотивы. У детей с нарушениями слуха, в отличие от слышащих, на первом месте стоят узколичностные мотивы. Учебно-познавательные мотивы у детей с нарушениями слуха не занимают ведущего места среди слабослышащих детей. У детей с нарушениями слуха они занимают промежуточное положение, что можно рассматривать как следствие развивающего влияния предметно-практического обучения, когда дети с самого начала вовлекаются в активную, самостоятельную и доступную им предметно-практическую деятельность. Формирование мотивации и интереса к процессу обучения также способствует использованию возможностей учебного материала. Основным способом воспитания полноценной мотивации учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха является включение учащихся в реальные виды деятельности и социальных взаимодействий на уроке и во внеурочной работе.
На основании данных проведённого опытно-экспериментального исследования можно заключить, что необходима целенаправленная систематическая работа по формированию учебно-познавательных мотивов учебной деятельности, потребности в получении новых знаний у школьников с нарушением слуха. Организация педагогом учебного процесса с использованием приемов, направленных на повышение мотивации учения будет способствовать формированию положительного эмоционального отношения к школе у младших школьников, способствовать развитию учебно-познавательных мотивов и потребностей.
1. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся / М.И. Алексеева. – М.: Советская школа, 2011. – 120 с.
2. Бичерова, Е.Н. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам / Е.Н. Бичерова, Е.М. Фещенко // Российский психологический журнал. – 2016. – № 4. – С. 117-136.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 345 с.
4. Дичкова Т.И. Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе / Т.И. Дичкова // Молодой ученый. – 2016. – №26. – С. 705–708.
5. Жулина, Г.Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г.Н. Жулина, В.С. Васькина // Таврический научный обозреватель. Психология. – 2016. – №2. – С.123-127.
6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб: Издательство «Питер», 2010. – 512 с.
7. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – №2. – С.3-18.
8. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Институт практической психологии, 2007. – 304 с.
9. Макарычева, И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности / И.А. Макарычева // Вестник науки и образования. – 2018. – №1. – С. 12-16.
10. Мосина, Н.А. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости / Н.А. Мосина, Т.В. Казакова, Т.В. Захарова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 290-301.
11. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха /Л.П.Назарова. – М.: Просвещение, 2011. – 155 с.
12. Нейман, Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей / Л.В.Нейман. – М.: Академия, 2003. – 248 с.
13. Осиповская, А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности / А.В. Осиповская // Экономический журнал (народное образование, педагогика). – 2013. – № 89-93.
14. Попова, Д.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д.В. Попова, Б.В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6 . – С. 114–122.
15. Семенов, С.А. Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии / С.А. Семенов // Молодой ученый. – 2014. – №13. – С. 285–287.
16. Семенова, Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд / Т.В. Семенова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6. – С. 185-194.
17. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н. Тельнова // Практическая психология в образовании. – 2012. – № 4. – С.22–26.
18. Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань : Молодой ученый, 2017. – С. 9–14.
19. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011. – 216 с.
20. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 480 с.
21. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2011. – 290 с.
22. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
23. Шипова, Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 3 (47). – С. 37-48.
24. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.