Развитие слухового анализа и синтеза в процессе овладения грамотой
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие слухового анализа и синтеза в процессе овладения грамотой»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Развитие слухового анализа и синтеза в процессе овладения грамотой
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Организация: Средняя школа №23 (г. Брест), ГУО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ГРАМОТОЙ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Понятие фонематического слуха
1.3 Методы и приемы формирования фонематического слуха в период обучения грамоте
1.4 Современные представления о подготовке к обучению грамоте
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ГРАМОТОЙ
2.1 Изучение слухового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Результаты обследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим условием полноценного развития детей является хорошая речь. Чем насыщеннее и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, чем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем значительнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее его умственное развитие. осуществляется. Поэтому так важно позаботиться о своевременном формировании детской речи, ее чистоте и правильности, не допуская и исправляя различных нарушений, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Осведомленность о звуковой структуре слова связана с операциями анализа и синтеза. Слуховой анализ - сложный умственный процесс. В процессе слухового анализа слово не только распознается на основе восприятия и различения фонем, но также расчленяется на составляющие его элементы, звуки. Таким образом, слуховой анализ представляет собой сложную аналитическую функцию и рассматривается как процесс умственного действия.
Более сложной функцией является слуховой анализ, который развивается у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на более поздних этапах речевого развития. В процессе слухового анализа слово не только распознается на основе восприятия и различения, но также расчленяется на составляющие его элементы, звуки. Таким образом, слуховой анализ представляет собой сложную аналитическую функцию и рассматривается как процесс умственного действия. Функция слухового анализа не только сложна, но и многогранна. Он включает в себя как простые (распознавание звука на фоне слова и выделение первого и последнего звуков из слова), так и сложные (определение количественного и последовательного слухового состава слова) формы анализа звуковой структуры слова.
Цель исследования – выявить особенности развития слухового анализа и синтеза в процессе обучения грамоте.
Объект исследования – слуховой анализ и синтез у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования – развитие слухового анализа и синтеза в процессе овладения грамотой.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ГРАМОТОЙ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Старший дошкольный возраст – этап интенсивного умственного развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от улучшения психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных новообразований личности.
В сфере ощущений наблюдается значительное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференциация восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных изображений к сенсорным эталонам – общепринятые представления об основных типах каждого свойства. К 6 годам развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
В дошкольном возрасте внимание непроизвольно. Состояние повышенного внимания связана с ориентацией во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. В то же время значимые особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это, увеличиваются, меняются с возрастом. Значительное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассмотреть картинки, описать их содержание и послушать рассказ. Перелом в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своими внимание, направляя и удерживая его на определенных предметы. Для этого старший дошкольник использует определенные приемы, которые он перенимает у себя.
Младший школьный возраст. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к 6 – 7 годам уже достаточно большие.
В младшем школьном возрасте социальная ситуация развития трансформируется: учебная деятельность становится ведущей, социальное значение обучения отчетливо просматривается, мотивация достижения становится доминирующей; происходит смена референтной группы, смена распорядка дня; укрепляется новая внутренняя позиция; меняется система взаимоотношений ребенка с другими людьми [24, с. 102].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ГРАМОТОЙ
2.1 Изучение слухового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи
Проанализировав теоретическую литературу по проблеме формирования навыков слухового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, мы провели констатирующий эксперимент по методике Е.В. Мазанова. Эксперимент проводился в течение двух недель.
Опрос проводился на базе ГУО «Средняя школа №23 города Бреста», в нем приняли участие дети 1 класса в количестве 20 человек, все дети с тяжелыми нарушениями речи.
Исследование включало в себя 2 этапа:
1. логопедическое обследование, включавшее констатирующий эксперимент;
2. анализ полученных данных.
Методы исследования: экспериментальный осмотр и беседа.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности навыков слухового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Для этого методика Е.В. Мазанова «Исследование речи детей 6-7 лет», блок «Исследование фонематического восприятия».
Перед началом исследования с детьми была проведена вводная беседа для улучшения контакта с логопедом:
- «Как тебя зовут?»
- «Где ты живешь? Кто с тобой живет?»
- «У вас есть домашние животные?»
- «Кем ты хочешь стать, когда станешь взрослым?»
- «Любишь ли ты играть? В какие игры ты больше всего любишь играть?»
Далее детям предлагается «поиграть» с логопедом в игру, и ставятся те задания, которые должны определить уровень сформированности слухового анализа и синтеза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги данного исследования, становится ясно, что в ранние школьные годы личность ребенка приобретает характер. Процесс самосознания как личности сопровождается формированием адекватной самооценки, сравнением себя с другими, отмечается новый этап в развитии младшего школьника. Все это считается основой построения образовательного процесса, направленного на целенаправленное гражданско-патриотическое воспитание младших школьников, построение их нравственной устойчивости.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих в личности ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержен влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования определенных психологических свойств и типов поведения. Младший школьный возраст считается наиболее чувствительным периодом для воспитания положительных качеств личности, в том числе гражданственности и патриотизма. Самодовольство, известная внушаемость детей, их легковерность, подражание и большой авторитет учителя создают благоприятные условия для успешного решения этой проблемы.
Письменная речь формируется на основе устной речи. Достаточный уровень речевого развития положительно сказывается в будущем на письменной грамотности ребенка. Например, в процессе речевой практики ребенок осваивает правильную речь, ее фонетические, лексические и грамматические закономерности. В результате он может правильно написать слово еще до того, как выучит правила написания. Немаловажен также хороший уровень сформированности психических процессов.
Правильное формирование речи ребенка – важнейший фактор дальнейшего всестороннего развития. Если речь ребенка развивается правильно, в соответствии с возрастными нормами, то это дает ему возможность высказывать свои мысли, расширить возможности познания окружающего мира, построить полноценные отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому очень важно знать особенности развития речи в онтогенезе, чтоб своевременно заметить и исправить возможные отклонения от нормы.
К моменту поступления в школу у ребенка с нормальным речевым развитием сформирован слуховой анализ и синтез, хорошо развиты все стороны речи, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе.
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович, О.Р. Гофман. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 147 с.
2. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей / М. Акименко. – М.: Феникс, 2009. – 202 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2015. – 331 c.
4. Бенилова, С. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С. Бенилова, Л. Давидович. – М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012. – 536 с.
5. Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – 367 с.
6. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. – 2011.– №7. – С. 86 – 90.
7. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
8. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004. – 138 с.
9. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 2017. – 85 с.
10. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопедов / Г.А. Каше. – М. : Просвещение, 2006. – 205 с.
11. Кобзарева, Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. – Воронеж: Учитель, 2001. – 80 с.
12. Ковалева, Г. С. Краткий отчет «Результаты Третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.centeroko.ru.
13. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах : учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 2008. – 192 с.
14. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи / А.Н. Корнев. – СПб.: АЙРИС-ПРЕСС, 2007. – 124 с.
15. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2004. – 129 с. – 224 с.
16. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М., Просвещение, 2011. – 168 с.
17. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей : избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М. : АРКТИ, 2005. – 224 с.
18. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики : учебник для студентов вузов / А. А. Леонтьев – М. : Смысл, 2011. – 185 с.
19. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Е.А. Логинова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.
20. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов-на- дону: Феникс, 2018. – 306 с.
21. Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников / Т. Н. Лутова. – Н. Новгород : Просвещение, 2009. – 124 с.
22. Мальцева, Г.А. Особенности состояния предпосылок письма у старших дошкольников [Электронный ресурс] / Г.А. Мальцева, И.Н. Лебедева // Москва: Изд. «МЦНО». – 2014. – № 9-10 (16) – С.75 – 81.
23. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников с нарушениями речи. Из опыта работы / С.А. Миронова. – М. : Просвещение, 1987. – 143 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
25. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповаи и др.; Под ред. Т. В. Волосовец: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
26. Поливара, З.В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] / З.В. Поливара. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 23 с.
27. Русецкая, М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография / М.Н. Русецкая. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.
28. Ушаков, Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова, отв. ред. В.Д. Шадриков; АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Просвещение, 2005. –210 с.
29. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии / М. Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
30. Хамидулина, Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе / Р. М. Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 124 с.
31. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, 2006. – 416 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты