ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИНТЕРНЕТ-ЧАТЫ КАК ВИД ПИСЬМЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1 Понятие интернет-чатов и их основные характеристики
1.2 Особенности студенческого общения с современных чатах
ГЛАВА 2 СЕМАНТИКО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЧАТ-КОММУНИКАЦИИ
2.1 Языковые средства и тематическая направленность студенческого чат-общения
2.2 Стратегии и тактики общения современных студентов в чатах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Интернет получил в современном мире широкое использование. Если изначально Интернет создавался для передачи рабочей информации, то с развитием технологий и появлением в сети отдельных пользователей Интернет стал выполнять коммуникативную функцию. Одной из характерных черт виртуального пространства является то, что этот вид общения лежит вне времени и пространства. Сегодня в Интернете представлено большое количество жанров, представляющих большой интерес для лингвистов.
В нашем случае это интернет коммуникация, а именно интернет-чаты. Интернет-чат – это средство обмена сообщениями по компьютерной сети в реальном времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовать такое общение. Характерной чертой является общение в реальном времени или близкое к этому, что отличает чат от форумов и других «медленных» средств.
В данном исследовании, мы изучаем стратегии и тактики студенческих чатов, актуальность данного исследования заключается в не разработанности данной темы до конца.
Целью данного исследования является определение семантико-прагматических характеристик студенческой чат-коммуникации.
Задачами данного исследования являются:
- систематизировать научный опыт в отношении характеристик чатов как вида электронной письменной коммуникации;
- определить семантико-прагматические особенности студенческого общения с современных чатах;
- установить тактико-стратегическую организацию письменной чат-коммуникации студентов.
ГЛАВА 1 ИНТЕРНЕТ-ЧАТЫ КАК ВИД ПИСЬМЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1 Понятие интернет-чатов и их основные характеристики
Наше исследование тесно связано с интернет коммуникацией, поэтому прежде чем начать полноценно описывать интернет-чат, мы расскажем, что же такое интернет коммуникация в целом.
Под Интернет-общением понимается компьютерное общение двух или более лиц, которое характеризуется невидимостью собеседника, письменной формой отправляемых сообщений, возможностью мгновенной обратной связи, а также взаимодействием или обменом электронными сообщениями или взаимным обменом, и право доступа к информации, хранящейся в компьютерах коммуникатора. Виртуальное общение имеет ряд характеристик, присущих другим типам общения.
По масштабу компьютерное общение имеет характеристики массового (общение со всем миром), внутриличностного (общение между пользователями и компьютерами) и группового общения. С учетом временного фактора, т.е. в зависимости от продолжительности процесса общения компьютерное общение может быть как кратковременным (получение электронной почты), так и неограниченным (участие в Интернет-конференциях).
По форме компьютерное общение делится на устное (при наличии голосового модема) и письменное (текстовое и графическое). По способу связи Интернет-общение является непрямым общением, поскольку осуществляется техническими средствами.
По каналу передачи и восприятия информации компьютерное общение делится на реальное (общение с реальными людьми) и виртуальное (общение с неизвестными, воображаемыми собеседниками) [4].
ГЛАВА 2 СЕМАНТИКО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЧАТ-КОММУНИКАЦИИ
2.1 Языковые средства и тематическая направленность студенческого чат-общения
Компьютерное общение в силу специфических условий речевого образования порождает особый функциональный тип языка. Новая коммуникативная среда предопределила возникновение особой коммуникативной ситуации, что, в свою очередь, привело к возникновению и развитию виртуального дискурса – текст погружен в ситуацию общения в виртуальной реальности [1, с. 10].
Создается впечатление, что созданные условия речевого производства в первую очередь влияют на речь представителей молодежной среды, поскольку именно они наиболее активно используют виртуальную среду в повседневном общении. Кажется, что общение в виртуальной среде в целом и в социальной сети в частности ведет к общей стратегии – представлению говорящего, созданию идеального, отличного от реального, образа говорящего. На это направлены и внеязыковые средства (например, прикрепление личных фотографий, которые часто делают профессиональные фотографы, чтобы выделиться, показать их с более привлекательной стороны), а также языковые средства.
Лингвисты давно заметили общую тенденцию стилистического упадка речи, что особенно ярко проявляется в виртуальной среде. Социальная сеть дает одинаковую возможность общения, этим объясняется частое обращение к посторонним людям в неофициальном стиле. Также мы можем зафиксировать разного рода ошибки: грамматические, стилистические, пунктуационные. Ошибки во многих случаях объясняются незнанием правильного написания, в то время как сокращения делаются намеренно, чтобы сэкономить время. Говоря о национальной культуре речи, следует отметить, что в последнее время все большее распространение получило упоминание имени и фамилии человека без отчества. Считается, что начало этого использования было положено средствами массовой информации, сегодня это перенял виртуальный дискурс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интернет-чаты – средство обмена сообщениями по компьютерной сети в реальном времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовать такое общение. Характерной чертой является общение в реальном времени или близкое к этому, что отличает чат от форумов и других «медленных» средств. Интернет-чат является чатом компьютерного или же компьютерного дискурса.
Особенностями интернет-чата является употребления сленга, сокращений, присутствие ошибок, иногда намеренных, иногда нет. При использовании сленга студенты чувствуют себя современными, крутыми, однако как утверждают исследователи все нужно использовать в меру.
По мнению лингвистов компьютерное общение представляет собой общий спад языка, по всем его параметрам: грамматика, стилистика, пунктуация.
Главной особенностью компьютерного общения, в частности общения в интернет-чатах и чатах студенческих является употребления, как говорилось ранее, сленга, исключая, конечно, чаты, где студенты общаются на прямую с преподавателем или администрацией учреждения.
Тематическая направленность данных чатов зависит от их функций. Существуют разные виды чатов обобщающие, административные, информационные, нетворкинг-чаты, чаты-формирования лояльности к учреждению.
Мы также рассмотрели стратегии и тактики при помощи, которых общаются в чатах, существуют следующие стратегии: коммуникативные, оценивания, самооценивания, игровые. Все они имеют свои особенности и приемы, эти приемы называются тактиками.
1. Андрианова, Н.С..Жанры Интернет-коммуникации: о некоторых подходах/ Н.С.Андрианова, 2015
2. Борисова, И.Н. Категория цели и аспекты текстового анализа /И.Н.Борисоваю - Саратов, 1999. 85–101 с.
3. Бочукова, Т. Словообразовательные особенности чата / Т. Бочукова, 2003.
4. Галичкина, Е.Н. Характеристика компьютерного дискурса // Вестник ОГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.vestnik.osu.ru/2004_10/9.pdf.
5. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации/И.Н.Горелов . – М.: «Наука», 1980.
6. Иссерс, О.С. Стратегии и тактики русской речи/ О.С.Иссерс. – М.: УРСС, 2008. 263 с
7. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность/Ю.Н.Караулов . М., 1987. С. 216–217.
8. Красных,В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций/В.В.Красных. - М.: ИТДГК «Гнизис», 2002. 284 с.
9. Мешков, О.Д. Словообразование современного английского языка / О.Д. Мешков. – М., 1976
10. Норманн, Б.Ю. Игра на гранях языка/Б.Ю.Норманн.- М.: Наука, 2006. 344 с.
11. Подгорная, Е. А. Графико-фонетические особенности чатов /Е.А.Подгорная. - Одесса: Черноморье, 2009. - 32-38 с.
12. Почепцов, Г.Г. Фатическая метакоммуникация /Г.Г.Почепцов. – Калинин, 1981. С. 52–59.
13. Розина, И.Н. Теория и практика компьютерно-опосредованной коммуникации в России: состояние и перспективы /И. Н. Розиной. — Ростов н/Д, 2002. — 5–17с.
14. Савилова, С.Л., Групповая языковая личность студента высшей школы: типические признаки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/2/2014/3–1/59.html.
15. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе/Г.Г.Слышкин. - М.: Academia, 2000. 416 с
16. Студенческие фразеологизмы и фразы [Электронный ресурс] Режим доступа:https://engclub.pro/razgovornik/studencheskie-vyrazheniya-na-anglijskom.html.
17. Федосюк М.Ю. В каком направлении развивались стили русской речи ХХ века /М.Ю.Федосюк. –Ростов-на Дону, 1998.3–4с.