Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе»
по дисциплине: «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
2021
45.00 BYN
Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Организация: Детский сад №123, УДО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Рассказ «Удивительная прогулка».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Лес благодарит и сердится».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Дидактические игры.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЕСЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Дидактическая игра как средство ознакомления с природой детей дошкольного возраста
1.2 Характеристика содержания знаний о природных сообществах в современных программах дошкольного образования
1.3 Методика ознакомления с лесом детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЛЕСОМ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Анализ состояния проблемы в практике работы старшей группы учреждения дошкольного образования
2.2 Методика формирования представлений о лесе у воспитанников старшей группы в процессе использования дидактических игр
2.3 Анализ результатов работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что дошкольное детство представляет собой важный этап в рамках формирования личности человека, формирования его основных качеств и свойств, а также формирует представления об окружающем мире. В данном возрастном периоде формируются основные представления о природе и ее значимости в жизни каждого отдельно взятого человека.
В процессе ознакомления с изучением природы у детей дошкольного возраста, происходит важнейшее развитие процессов понимания законов мира. Наличие определенного контакта с природой помогает развивать эмоциональное восприятие. Данные особенности помогают определить конкретной чувство единства между человеком и природой, что помогает определять чувство ответственности.
Определенное содержание экологического образования помогает определить совокупность определенных компонентов развития, таких как познавательный, нравственный и деятельностный.
Наличие когнитивного компонента представляет собой наличие определенной системы представлений о природе и природном сообществе, что характеризуется определенными интересами в рамках формирования отношения детей к тому или иному природному сообществу и формированию стабильного мировоззрения. Данные особенности оказывают влияние на изучение природы как части функционирования общества в рамках соотнесения собственных действий с определенными возможностями развития природной среды.
При формировании представления о когнитивном компоненте развития представлений об экосистеме, в частности о лесе. Многие исследования современных ученых показывают, что детям в старшем дошкольном возрасте доступны определенные знания об экологических знаниях и системах. Основное значение данных процессов основаны на формировании способов представления взаимосвязей между событиями и явлениями, что формирует наглядно-действенное мышление.
Наличие определенных знаний о взаимосвязи между природными объектами формируют у детей определенное понимание сущности вреда, что помогает нанести вред природе. На основе формирования когнитивных представлений формируется бережное отношение к природе.
Исследованиями в области изучения особенностей применения дидактических игр в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с понятием «лес», занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить труды исследователей, таких как С.А. Веретенниковой [3], A.B. Дрязгуновой [6], H.H. Кондратьевой [9], С.Н. Николаевой [14], Н.Н. Подьяков [19], З.П. Плохий [18], и других.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЕСЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Дидактическая игра как средство ознакомления с природой детей дошкольного возраста
В современном процессе экологического образования детей дошкольного возраста ознакомление с природными сообществами представляет собой важное направление в рамках развития экологической культуры и гармоничного развития личности ребенка в целом. Дошкольный возраст представляет собой важный начальный этап формирования личности в рамках ценностных ориентаций в процессе ознакомления с окружающим миром, что помогает определить позитивное отношение как к природе, так и к окружающим людям [26].
Одной из основных задач в рамках ознакомления детей с природой является формирование целостного восприятия и представления в рамках различных предметов взаимодействия с окружающим миром. Наличие элементарных экологических знаний, которые получают дети в рамках дошкольного возраста помогают освоить предметы экологической направленности.
Л.П. Молодова отмечает: «экологическое воспитание надо начинать с познания красоты природы. Экологическое воспитание должно нести не только научные знания об окружающем мире, но и быть эстетически окрашено. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста художественно – эстетического восприятия окружающего мира. Одной из ведущих форм деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях.
Дидактическая игра – это игра с правилами, имеющая готовое содержание» [13, с.90].
Л.А. Каменева отмечает: «в процессе дидактической игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях» [12, с.40].
Применение дидактических игр в образовательном процессе представляет собой определенную самостоятельную игровую деятельность, основанную на процессе осознанности. Наличие процесса самостоятельности в рамках применения дидактической игры основано на проявлении того или иного интереса к правилам и действиям игры, а также помогает усвоить те или иные явления.
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЛЕСОМ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Анализ состояния проблемы в практике работы старшей группы учреждения дошкольного образования
Для учреждения дошкольного образования №123 характерным является приоритет экологического образования в рамках обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Данное учреждение дошкольного образования находится в лесном массиве и это способствует ознакомлению детей с лесом как естественной экосистемой. «в рамках обучения и воспитания определяется как большая экосистема.
Лес, как экологическая система является большой системой воспитания у детей экологической грамотности и любовного отношения к природе у детей.
Целью обучения и воспитания в данном учреждении образования в рамках ознакомления с понятием «лес» является расширение, обогащение и конкретизация представлений о лесе как о экосистеме в рамках обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Основными задачами в рамках данного направления по работе с детьми старшего дошкольного возраста являются:
1. Обучение детей видеть признаки живого у растений и животных, которые питаются, двигаются и т.д.
2. Формировать стабильные представление о лесе как о определенной экосистеме.
3. Дать понятие детям о важности сохранения того или иного лесного массива.
Для данного учреждения дошкольного образования характерным является наличие широкой проектной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста.
Нами было проведено эмпирическое исследование для определения особенностей развития представлений о лесе у детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования:
1. Рассказ «Удивительная прогулка» (Приложение А)
Цель данной методики: определить уровень сформированности представлений о лесе и жителях леса.
Далее ребенку предлагается ответить на представленные вопросы и определить, уровень развития данного качества можно следующим образом:
Очень высокий уровень (5). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из наиболее эффективных средств обучения детей старшего дошкольного возраста является дидактическая игра. Основной сущностью дидактической игры является формирование представления у детей о природе и природных сообществах, которые могут способствовать уточнению представлений детей о окружающей действительности. Эти аспекты помогают в последующем выделить особенности экологического поведения у данной категории детей. Это оказывает помощь в процессе усвоения детьми прочных знаний в рамках овладения умением целесообразного поведения в рамках изучения особенностей поведения на природе.
Многие исследования показывают, что для детей старшего дошкольного возраста характерным является формирование сложных знаний об особенностях взаимосвязей между различными элементами и системами. Это помогает определению таких особенностей как формирование определенных аспектов развития различных аспектов профессиональных сообществ при развитии наглядно-образного мышления.
Формирование представлений о природном сообществе «лес» у детей старшего дошкольного возраста целесообразно осуществлять в играх и на занятиях, применяются экскурсии и наблюдения. Целесообразность использования дидактических игр разных видов (предметных, настольно-печатных, словесных) и игровых обучающих ситуаций в решении задач экологического образования связана с возможностью формирования экологических знаний как на этапе первоначальных представлений, так и их расширения, дифференциации, систематизации и обобщения. Необходимость обращения воспитанников к имеющимся знаниям, их применения в новой (игровой) ситуации в конечном итоге способствует осознанию и осмыслению знаний, пониманию детьми их связи с жизнью, формированию опыта вариативного использования знаний для решения разнообразных жизненных задач.
С целью формирования представления о уровне развития представления о лесе у детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик: Рассказ «Удивительная прогулка», «Лес благодарит и сердится». В ходе проведения исследования нами было выявлено, что у детей наблюдается недостаточный уровень развития представлений о лесе как об определенной экосистеме.
Нами была сформирована работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе, которая определила те или иные цели работы с данной категорией детей.
После проведения исследования нами была проведена повторная диагностика, которая помогла нам определить, что проведенная работа была эффективной и были продемонстрированы более высокие результаты в рамках представления о лесе посредством дидактических игр.
1. Арсентьева В. П. Формирование представлений о биоценозе у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 2001. – 281 с.
2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1978. - 95 с.
3. Веретенникова, С.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой : [Учеб. для пед. уч-щ по спец. N2002 «Дошк. воспитание» и N2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» Пер. с 3-го перераб. и доп. рус. изд. / С. А. Веретенникова. - Алма-Ата : Мектеп, 1983. - 255 с.
4. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] /: учеб. пособие / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М. : Просвещение, 1993. – 128 с.
5. Дерябо, С.Н. Экологическая педагогика и психология. / С.Н. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов на Дону, 1996. – 476 с.
6. Дрязгунова, В.А. О фиксации наблюдений за явлениями природы / В.А. Дрязгунова. // Воспитательно-образовательная работа с детьми 6 лет. – Тула, 1989. – С. 57-76.
7. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста. / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М., 2001
8. Комарова, И.А. Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста. / И.А. Комарова, Н.А. Ярошева. // Игра детей дошкольного возраста. – Могилев, 1997.
9. Кондратьева, Н.Н. Мы : программа экологического образования детей – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2002. – 240 с.
10. Кушнина, Г.А. Формирование экологической культуры обучающихся секции «школьное лесничество» в дополнительном образовании детей (из опыта работы школьного лесничества «лесной дозор» г. Соликамска, 2016. // Экологическое образование для устойчивого развития: теоретические, практические аспекты: матер. III Всеросс. науч.-практ. (г. Соликамск, 25 ноября 2015 г.). – Соликамск, СГПИ. – 2016. – С. 25-28
11. Максимова, М.Ю. Формирование у детей дошкольного возраста системы первоначальных научных знаний о лесе // Качество дошкольного образования в Пермском крае: перспективы, проблемы и пути их решения. – Пермь: От и ДО, 2009. – 200 с.
12. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцева. – М.: Просвещение, 2012. 240 с.
13. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. П. Молодова. М.: ЦГЛ, 2014. – 190 с.
14. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для вузов и ср. пед. Заведений. / С.Н. Николаева - М., 1999. - 181 с.
15. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / С. Н. Николаева – М.: Академия, 2012 – 336 с.
16. Нифадьева, Л.А. Подвижно-дидактические игры в природоведческой работе с детей дошкольного возрастами. / Л.А. Нифадьева. // Игра детей дошкольного возраста. – Могилев, 1997. – 257 с.
17. Оветисян, Л. Наблюдение как метод ознакомления детей с природой / Л. Оветисян. // Дошкольное воспитание – 1986. - № 1. – С. 10
18. Плохий З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни : На материале животного мира : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. – Киев, 1983. – 257 с.].
19. Поддьяков Н.Н. Мышление детей дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, 1977 – 174 с.
20. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду – Москва: Просвещение, 1991. — 240 с.
21. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Стреха. – Минск : Нар. асвета, 2012. - 128 с.
22. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. / Е.И. Удальцова. – Минск, 1976. – 125 с.
23. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/W21934601p_1569618000.pdf.
24. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетнодидактические игры для детей дошкольного возраста. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
25. Хайдурова, И.А. Формирование первоначальной системы знаний о растениях у детей 5 лет [Текст]/ И.А. Хайдурова // Умственное воспитание в детском саду – Л., 1981
26. Экологическое и эстетическое образование детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л. П. Печко. – М., 2014. – 38 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Рассказ «Удивительная прогулка».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Лес благодарит и сердится».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Дидактические игры.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты