Воспитание гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к животным
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к животным»
по дисциплине: «Экологическое образование дошкольников»
2021
45.00 BYN
Воспитание гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к животным
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экологическое образование дошкольников
Организация: Ясли-сад №36 Радуга, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План проекта «Живая планета».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБЪЕКТАМ ПРИРОДЫ
1.1 Формирование гуманного отношения к объектам природы
1.2 Особенности ознакомления с животными детей дошкольного возраста
1.3 Особенности формирования гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ В ЖИВОТНЫМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление состояния сформированности у детей старшего дошкольного возраста гуманного отношения к животным
2.2 Методика формирования гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из реальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Развитие экологической культуры начинается в дошкольном возрасте. Его формирование происходит под участием и руководством взрослого и развивается на протяжении всей жизни человека. К семи годам направление личности ребенка четко видно, как показатель морального развития. Учреждение дошкольного образования сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которое имеет особое видение мира как объекта его постоянного ухода. Формирование гуманного отношения – главная задача дошкольного учреждения на данный момент В том и заключается актуальность данного исследования.
Гуманность – это система отношения индивида к социальным объектам (человеку, группе, живому существу), руководствуясь моральными нормами и ценностями, представленными переживаниями и состраданием в сознании и выполняемыми в общении и деятельности, актах помощи и содействия.
Гуманное образование – это процесс, который обеспечивает лучшее понимание необходимости сострадания и уважения к людям, животным и окружающей среде, а также признает взаимозависимость всех живых существ.
Цель гуманного образования – создать культуру сочувствия и заботы, поощряя моральное развитие людей, чтобы создать сострадательное, ответственное и справедливое общество. Это способ привлечь людей к реакциям и эмоциям животных, а также лучше понять проблемы сохранения экосистемы.
Ж. Ж. Руссо, Г. Пестолоцци, Р. Оден считали, что умственные способности ребенка, его моральные качества формируют, наблюдения различных царств природного мира.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игровой деятельности дошкольники усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. Поэтому в работе значимое внимание уделяется игре как методу развития гуманного отношения к животному миру.
Освоение детьми старшего дошкольного возраста представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно обыгрывание позволяет сформулировать представления о живом и заложить основы правильного обращения с ним. Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали труды T.A. Акимовой, B.И. Коробкина, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой.
Умения и представления, полученные непосредственно через игру, управляемой воспитателем дошкольного образования, помогают ребенку развить правильное отношение к животным, которое включает его в окружающий мир не как хозяина, а как участника процесса естественного развития.
Объект исследования: гуманное отношение к животным.
Предмет исследования: процесс воспитания гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к животным.
Цель исследования: проанализировать процесс воспитания гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к животным.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить аспекты формирования гуманного отношения к объектам природы;
– охарактеризовать особенности ознакомления с животными детей дошкольного возраста;
– проанализировать особенности формирования гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста;
– выявить состояние сформированности у детей старшего дошкольного возраста гуманного отношения к животным;
– предложить методику формирования гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация); эмпирические (эксперимент, анализ и интерпретация результатов исследования, сравнение).
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка использованных источников литературы и приложений.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБЪЕКТАМ ПРИРОДЫ
1.1 Формирование гуманного отношения к объектам природы
Значение общественного дошкольного воспитания в нашей стране неуклонно возрастает. На детские сады, являющиеся звеном системы народного образования, ложится ответственность за развитие личности ребенка, за формирование его социальных ориентаций. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей [11, с. 17].
Дети составляют более половины населения земного шара. Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала. Вот почему забота о воспитании и обучении детей – важнейшая задача человечества.
Дошкольное детство –начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям [16, с. 11].
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [5, с. 98].
Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном, гуманном отношении человека к миру природы. Это связано с потребительским и часто агрессивным отношением к природе, обесцениванием нравственных ценностей. Эти и другие негативные тенденции агрессивно влияют на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него воспитывается жестокое отношение ко всему живому. Из сказанного следует, что формирование нравственной, гуманной личности необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.
Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей нравственно-ориентированной деятельности в природе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева и др.). У дошкольников появляется бескорыстная нравственная мотивация: они начинают испытывать потребность в проявлении добра, заботы о ком-либо, осознавать обязанности, как перед другими людьми, так и перед объектами живой и неживой природы. Кроме того, они становятся способными понимать и оценивать значимость своих нравственных качеств, совершаемых поступков.
Природа представляет собой богатый материал для воспитания у дошкольников гуманизма. Общение с ней побуждает детей к размышлению о ценности всего живого, об ответственности каждого человека за все, что происходит с ним. Иногда ребенку не просто выразить и проявить гуманное отношение к взрослому, сверстнику, значительно легче это сделать во взаимодействии с природой, когда дошкольник чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим.
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ В ЖИВОТНЫМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление состояния сформированности у детей старшего дошкольного возраста гуманного отношения к животным
Исследование уровня гуманного отношения детей среднего дошкольного возраста проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №36 «Радуга» г. Минска». В эксперименте приняли участие 15 дошкольников старшей возрастной группы (5 – 6 лет).
Целью исследования стало выявление состояния сформированности у детей старшего дошкольного возраста гуманного отношения к животным.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Констатирующий этап заключается в исследовании общего уровня отношения к животному миру у детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап предполагает разработку и проведение занятий с использованием различных методов и средств развития.
На констатирующем этапе эксперимента были выбраны методы: беседа, анкетирование, тестирование и наблюдение. Для данного этапа было разработано четыре задания, общая цель которых заключается в выявление представлений и умений у детей старшего дошкольного возраста о бережном отношении к природе. Данные задания представлены в Приложении A.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы проходила в индивидуальном порядке, что позволяет получить более точные данные, т.к. дети, работая с педагогом индивидуально, не повторяют за сверстниками, а выражают свои мысли, следовательно, результаты данного этапа являются наиболее точными.
Индивидуальные беседы с детьми старшего дошкольного возраста проводились таким образом, чтобы у детей не возникало чувство «допроса». Дошкольники имели возможность не только отвечать на вопросы, но и вести индивидуальную беседу, выражать свое мнение и делиться уже сформированными знаниями и умениями, что также было учтены во время подсчета результатов констатирующего этапа исследования.
На формирующем этапе данного исследования был организован проект «Живая планета», посвященный животным. В план мероприятий входили беседа по теме, экскурсия в живой уголок, конкурс-выставка «Мое любимое животное». Данный проект подробно расписан в Приложении Б.
Цель формирующего этапа исследования заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста экологических представление, а также формирования гуманного отношения к живому. На каждом мероприятии в рамках формирующего этапа исследования, также, как и во время констатирующего этапа, был реализован индивидуальный метод воспитания и обучения. Особое внимание уделялось тому, чтобы в проводимых мероприятиях приняли участие все дети дошкольного возраста исследуемой группы учреждения дошкольного образования. По окончанию данного этапа исследования дошкольники имели возможность поделиться своими впечатлениями по проведенным мероприятиям, что также учитывалось во время контрольного этапа исследования.
В ходе анализа результатов беседы были сделаны следующие выводы:
– все дошкольники любят животных (100%);
– больше всего в животных дошкольники любят то, что с ними можно гулять, любоваться ими (30%), гладить их; то, что некоторые животные приносят пользу (10%), любят вовлекать животных (домашних) в свои игры, «приставать» к животным дикого мира (20%), просто наблюдать за ними (20%), устраивать с их помощью свои развлечения (20%);
– помощь животным заключалась в построении скворечников (40%), кормлении птиц зимой (20%), а 40% дали отрицательный ответ;
– принимали участие в спасении животных (20%), тушении огня в лесу (20%), сажали деревья (30%), отрицательный ответ дали (30%);
– 40% любят рассказы о животных; 40% любят рассказы, но не о животных, 20 % вообще не любят какие-либо рассказы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бережное отношение к природе – это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников. Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т.е. воспитывая чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Однако, взрослые, воспитывающие ребенка, обязательно должны сами обладать экологической культурой, понимать общие для всех людей проблемы и беспокоиться по поводу их решения. Только тогда у маленького ребенка будут формироваться первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры и ему откроется прекрасный мир природы.
Задачей педагогических работников, а также законных представителей воспитанников донести до детей, что совместно, а также отдельно каждый отвечает за свое поведение в природе, и при этом может не только ее сохранить, но и приумножить. Поэтому воспитание гуманности к животному миру у детей старшего дошкольного возраста является многоэтапным и в тоже время непростым процессом, который в свою очередь подразумевает участие не только педагогических работников, а и законных представителей воспитанников, которые своим поведением эффективно могут повлиять на уровень экологической культуры детей.
Во второй главе работы было проведено исследование сформированности у детей старшего дошкольного возраста гуманного отношения к животным. У детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень имеющихся экологических представлений, в том числе представлений конкретно о животном мире, но дошкольники проявляют большой интерес к изменениям в природе, установлению экологических связей, общению с животными и растениями, проявляют заботу и желание помочь. В ответах на вопросы анкеты выявлены случаи недопустимого поведения на природе (стремление «использовать» животных в своих играх), низкий уровень любознательности к литературе о животных, отсутствовали случаи помощи животным и растениям, охраны природы.
По причине выявленных низких показателей на заключительном этапе исследования предложена методика формирования гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста. Данная методика предполагает следующие формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экологического развития и ознакомления с животным миром разнообразна: наблюдение за животными в уголке природы или на участке; целевые прогулки; экологические экскурсии; обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей; экологические занятия, игры с экологическим содержанием; обсуждение и проигрывание ситуаций; трудовой отряд юных экологов; лаборатория маленького эколога; праздники и развлечения экологического характера и др.
1. Алексеев, С.В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования / С.В. Алексеев // Методист, 2012. – №2. – С.28.
2. Акимова, Т.А. Экология: Учебник / Т.А.Акимова. – М.: Академия, 2007. – 453 с.
3. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С.10-12.
4. Ашиков, В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников / В.Ашиков // Дошкольное воспитание, 2008. – № 2. – С. 34.
5. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П. Букин. – М.: Просвещение, 1993. – 156 с.
6. Васильева, А.И. Учите дошкольников наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297 с.
7. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 45-69.
8. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2011. – 154 с.
9. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание, 2008. –№ 3. – С. 22-23.
10. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
11. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, – 2013. – № 6. – С. 16-20.
12. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С. 23-27.
13. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика, 2011. – № 6. – С. 10-16.
14. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.П. Ясвин. – Ростов на Дону: Феникс, 2013. – 230 с.
15. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И. Егоренков. – М.: АРКТИ, 2011. – 128 с.
16. Зенина, Т. Экологические акции в работе с дошкольниками / Т. Зенина // Дошкольное воспитание, 2012 . – №7.– С. 18.
17. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! / Л.В. Ковинько. – М.: Линка-Пресс, 2014. – 72 с.
18. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передальский. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2011. – С. 545-549.
19. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Ребенок в детском саду, 2013. – № 2. – С. 38-41.
20. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ / Т.В. Константинова // Начальная школа: плюс до и после, 2012. – № 1. – С.46-48.
21. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с дошкольниками, в 2-х частях / Л.П. Молодова. – Минск: Аскар, 2014. – 127 с.
22. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
23. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96 с.
24. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании дошкольников / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2009. – № 4. – С. 42-46.
25. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. – № 4. – С.14-20.
26. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание, 2011. – № 10. – С. 40.
27. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития дошкольников дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 128 с.
28. Рыжова, Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – № 9. – С. 40.
29. Рыжова, Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – №2. – С. 30.
30. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
31. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
32. Степанченко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход / Ю.В. Степанченко // Стандарты и мониторинг в образовании, 2013. – №3. – С. 12.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План проекта «Живая планета».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты