Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации
ГК ГрГУ (Гуманитарный колледж ГрГУ им.Я.Купалы)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли сад №102, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А План-программа по развитию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием гуманных ситуаций.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
1.1 Сущность понятия «гуманные чувства» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Описание сущность проблемных ситуаций, их значение в развитии ребенка старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
2.1 Диагностика уровня сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений использования проблемных ситуаций с целью воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Глубокие социально-экономические изменения в современном обществе заставляют задуматься о будущем страны и ее молодежи. В настоящее время моральные ориентиры разрушены, подрастающее поколение можно обвинить в духовности, недостатке веры и агрессии.
Проблема нравственного и гуманного воспитания сегодня особенно актуальна. Наше общество должно готовить высокообразованное, высокоморальное общество, обладающее не только знаниями, но и моральными качествами личности. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая общественно-политическая ситуация в стране значительно усложнила образовательный процесс, когда молодое поколение, которое в критический период восполняет все недостатки общества, становится все более непредсказуемым, проблемы морали, нравственной культуры, нравственного воспитания занимают одно из первых мест в качестве основы для гуманного воспитания молодежи в рыночных отношениях, что требует не только независимости, гибкости и предпринимательских качеств.
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости, гуманности. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Перед нами стоит проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ребёнка, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности дошкольника.
В гуманном воспитании детей дошкольного возраста очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
1.1 Сущность понятия «гуманные чувства» в психолого-педагогической литературе
Термин «гуманизм» происходит от латинского слова humanus –человеческий, человечный. Как показывает анализ литературных источников, следует сказать о том, что в настоящее время не существует единого и общепризнанного определения данного понятия.
Во-первых, гуманизм понимается как антропоцентрическое мировоззренческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения и обозначающее общий принцип жизнеустройства на основе признания самоценности человеческой жизни.
Во-вторых, гуманизмом называют мировоззрение, в центре которого – человеческая личность, понятая как особого рода реальность, заключающая в самой себе причину собственного существования [20, с.12].
Гуманизм как мировоззренческая концепция признаёт ценность человека, как личности, его права на свободное развитие, проявление своего индивидуального сознания. А гуманность, личностное качество человека, которое обусловлено принципами гуманизма, формируется на основе благожелательного отношения человека к окружающим.
Гуманность рассматривается педагогической наукой как качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.
Гуманизм, в широком смысле, – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения.
Таким образом, при конкретных исторических условиях, гуманизм всегда имел черты идеологической акцентуации. Среди гуманитарных наук, на перепутье которых лежит проблема человека, философия является наиболее важной [1, с.59].
Гуманизм отражает социальную реальность не с точки зрения того, что есть, а с точки зрения того, что правильно, и предъявляет высокие требования к обществу и его отдельным представителям относиться к людям с достоинством и уважением, признавая их высшей ценностью на земле. Современная концепция гуманизма в педагогике отражает процесс обновления образования, основанного на ценностях общечеловеческой и национальной культуры, установку на воспитание людей с высокими интеллектуальными, нравственными и физическими ценностями [3, с.55].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
2.1 Диагностика уровня сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования – изучить особенности воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. подобрать и апробировать пакет диагностических методик, направленных на изучение особенностей и уровней сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
2. изучить особенности и уровни сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
3. разработать методические рекомендации по воспитанию гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации.
Экспериментальное исследование проводилось на базе: ГУО «Ясли-сад №102 г. Гродно».
Общая выборка составила 24 человека – воспитанники старшей группы, возраст 5-6 лет.
Для осуществления целей, решения поставленных задач исследования в работе были использованы следующие методики диагностики: методика незаконченных предложений, методика «Сюжетные картинки», методика «Цветовой тест отношений».
1. Методика незаконченных историй. Цель – выявление отношения ребенка к окружающим людям и мотивы этого отношения по следующим критериям:
– модальность отношения (положительно, отрицательно, нейтральной);
– готовность прийти на помощь;
– наличие чувства долга по отношению к сверстникам;
– наличие эмпатии;
– наличие или отсутствие зависти к сверстникам.
Детям старшего дошкольного возраста предлагается несколько проблемных ситуаций, которые необходимо закончить определенным (на выбор) способом. При обработке результатов учитываются данные наблюдения и мотивация поступков испытуемых.
2. Методика «Сюжетные картинки». Цель – изучение степени осознания детьми нравственных норм. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гуманное чувство предполагает признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития человека, его творческого потенциала, способностей, содействие его самоопределению в жизни, интеграцию в общество, полную самореализацию в этом обществе. Основы гуманного чувства помогают определить степень личностного развития каждого члена общества и стимулировать его деятельностную активность.
Гуманные чувства детей дошкольного возраста формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением. Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Важной задачей воспитания гуманных чувств ребенка дошкольного возраста является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками. Воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка. Что предполагает: развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, целеустремленности, произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, родителя; создание общественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом и родителем стремление дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники.
Для целостного развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать комплекс условий, таких как: поддержание в ребёнке стремления узнавать новое, создание ситуации успеха, использование проблемных ситуаций и игровой деятельности, среди которых организация проблемной ситуации в форме сюжетно-ролевой игры является ключевым условием, при построении которой следует учитывать внешние и внутренние факторы становления познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе работы была проведена диагностика уровня сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Целью исследования являлось изучить особенности воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации. В результате проведенного исследования, пришли к следующим выводам: больше половины детей адекватно соотносят цветовую гамму с нравственными понятиями, тонко чувствуют содержание каждой нормы, её качественные характеристики. У них сформировано также понимания эмоционального значения цвета, умение соотнести этот цвет со значением нравственного качества, присущего человеку.
1. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.
2. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский. – М. : Институт психологии РАН; СПб. : Алетейя, 2003. – 272 с.
3. Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей / О. К. Васильева. – Мозырь: Содействие, 2013. – 152 с.
4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007. – 204 с.
5. Васильева, О. К. Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста / О. К. Васильева, С. В. Кондратюк ; М-во образования Респ. Беларусь, Баранович. гос. ун-т. – Барановичи : БарГУ, 2018. – 188 с.
6. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
7. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-синтез, 2007. – 128 с.
8. Деркунская, В. А. К концепции воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения / В. А. Деркунская // Детский сад от А до Я. – 2011. – № 2. – С. 66-76.
9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
10. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н. Ф. Комарова. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 160 с.
11. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. Изд. 3-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 251 с.
12. Менджерицкая, Д. В. Воспитание детей в игре / Д. В. Менджерицкая. – М. : Просвещение, 2002. – 176 с.
13. Микляева, Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности / Н. В. Микляева // Детский сад от А до Я. – 2008. – №1 – с. 17-23.
14. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М. : Линка-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
15. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : Линка-ПРЕСС, 2015. – 176 с.
16. Новоселова, С. Л. Развивающая предметно-игровая среда / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание, 2005. – №4.
17. Сергиенко, Е. А. Психология субъекта: проблемы и поиски / Е. А. Сергиенко // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 11-12 ноября. Краснодар : Кубанский гос. ун-т. Сергиенко, 2005. – 215 с.
18. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. – СПб. : Речь, 2010. – 176 с.
19. Смирнова, Е. О. Организация игровой деятельности: учебное пособие / Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 223 с.
20. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. – Издательство «Речь», 2010 г. – 176 с.
21. Шорыгина, Т. А. Моя семья. Методическое пособие / Т. А. Шарыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
22. Щетина, В. В. Современные концепции воспитания и развития ребенка: учебно-методическое пособие / В. В. Щетинина. – Тольятти. Изд-во ТГУ, 2012. –152 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А План-программа по развитию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием гуманных ситуаций.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты