Психологические особенности детского рисунка старших дошкольников, имеющих различный статус в группе сверстников
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности детского рисунка старших дошкольников, имеющих различный статус в группе сверстников»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности детского рисунка старших дошкольников, имеющих различный статус в группе сверстников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Социометрический метод Я.Л. Коломинского.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по методике «Социометрия» в адаптации Я.Л. Коломинского.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЙ СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Детский рисунок как предмет научного исследования
1.2 Психологические особенности детского рисунка в старшем дошкольном возрасте
1.3 Влияние статуса в группе сверстников на психологические особенности детского рисунка в старшем дошкольном возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОГО РИСУНКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЙ СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Исследование психологических особенностей детского рисунка в старшем дошкольном возрасте
2.3 Исследование статуса детей старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших в современном обществе. Она с каждым годом привлекает все большее внимание отечественных и зарубежных исследователей и является, по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей – так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой изучения личности в системе социальных отношений, столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.
Актуальность темы исследования определяется возрастающим интересом педагогов и психологов к вопросам становления детского коллектива и факторам, влияющим на статусное место ребенка в группе сверстников. Несмотря на то, что характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней достаточно подробно проанализированы в ряде работ, проблема факторов, определяющих статус ребенка в группе, остается недостаточно исследованной.
Дошкольный возраст – особенно ответственный период в воспитании, поскольку это возраст начального формирования личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками происходят довольно сложные взаимоотношения, которые существенно влияют на развитие его личности. Знание особенностей взаимоотношений детей в группе детского сада и трудностей, с которыми они сталкиваются, может оказать педагогу реальную помощь в организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
От правильного выбора используемых методов зависит эффективность изучения межличностных отношений в группе. Для изучения межличностных отношений используются основные методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа. Из экспериментальных методов широко развиты социометрические методы. Для изучения межличностных отношений также используется анализ продуктов деятельности, в частности, анализ детских рисунков. Этот метод основан на принципе единства сознания и деятельности – то, что ребенок переживает, чувствует и лечит других, можно увидеть в его рисунках. Кроме того, рисунок имеет много положительных сторон – процесс рисования оказывает на ребенка дезинфицирующее воздействие, снимает стресс, прост в использовании.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЙ СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Детский рисунок как предмет научного исследования
Начиная с рубежа ХIХ-ХХ веков, детский рисунок является предметом исследования разных наук – физиологии и медицины, психологии, этнографии, педагогики и искусствознания. В начале ХХ века художниками и искусствоведами была раскрыта эстетическая ценность произведений ребенка: детский рисунок являлся предметом восхищения и подражания со стороны авангардных художественных течений, включался в экспозиции выставок современного искусства [2, 14].
Одной из форм проявления и характерным показателем развития ребенка является рисунок. Также рисунок называют продуктом зрительной активности. Зрительная активность возникает в раннем возрасте и достигает своего наивысшего развития в дошкольном возрасте.
Теоретический анализ детского рисования имеет сложную историю. Вначале к детскому рисованию подходили чисто эмпирически. Анализ детского рисования подвергался влиянию тех или иных направлений в психологической науке. Развернутая интерпретация психологического содержания рисования давалось под определяющим идей биологизаторского толка, а также фрейдизма.
Изобретательная деятельность ребенка рассматривалась с позиций развития рисования и понимается как спонтанный процесс постепенного развертывания изобразительных способностей, при этом выделяются стадии, которые с неизменной последовательностью сменяют друг друга. Под влиянием биологизаторских идей в психологию приходит мысль о тестировании интеллекта ребенка через анализ его рисунка. Исследователи исходят из того, что ребенок в онтогенезе непременно должен изменить определенные этапы изобразительного искусства, которые прошли предки современного человека. Первые исследователи детского рисунка, рассматривающие природу детского рисунка в биологизаторском плане, выдвинули ряд вопросов, которые и сегодня до конца не решены [14, c. 26].
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОГО РИСУНКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЙ СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1 Организация и методики исследования
Целью эмпирического исследования является изучение психологических особенностей детского рисунка старших дошкольников, имеющих разный статус в группе сверстников.
Объект исследования: детский рисунок.
Предмет исследования: психологические особенности детского рисунка старших дошкольников, имеющих различный статус в группе сверстников.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет, 10 мальчиков и 10 девочек.
На первом этапе нами изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования; формулировались и уточнялись цели, задачи; составление плана исследования; подбор методик исследования.
Второй этап – проведение и анализ результатов исследования.
Третий этап – оформление результатов работы.
Методики исследования:
1. Рисуночная методика «Моя группа» О.В. Гребенников.
Методика используется для изучения психологического климата в группе. Детям необходимо нарисовать свою группу и после окончания рисунка ответить на следующие вопросы: «Кто эти ребята? Чем они занимаются? Что вас объединяет?».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенности детского рисунка изучало множество как отечественных, так и зарубежных исследователей, так как данная тематика являлась основополагающим интересом многих исследований и научных течений. Так, детский рисунок – это художественно-образная творческая деятельность детей, которая имеет свои характерные особенности, строгие формы и закономерности развития. Детский рисунок носит эмоционально-эстетический характер, относится к сфере изобразительного искусства. Его результатом является создание художественных произведений, оказывающих эмоциональное воздействие на зрителя.
Характерные особенности детского рисунка отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками.
Для детей старшего дошкольного возраста характерными являются определенные особенности развития межличностных отношений, которые отражаются в рамках детских рисунков. Было замечено, что для детей старшего дошкольного возраста характерна определенная дифференциация в процессе оценки личности сверстника, что в последствии отражается в их рисунках.
По результатам изучения психологических особенностей детского рисунка старших дошкольников, имеющих различный статус в группе сверстников сделаны следующие выводы.
1. Абдрашитова И.В. Феномен иллюстрации и концепт «реальное» Жака Лакана // Технологос. – 2018. – №4. – с. 32-39
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия» 2002. – 320 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2008. – 464 с.
4. Бондаренко, Е.А. О психологическом развитии дошкольника / Е.А. Бондаренко – Мн.: Университет, 2007. – 249 с.
5. Венгер, Л.А. Психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
6. Волков, Б.С. Возрастная психология / Б.С. Волков. – М.: Академия, 2005. – 269 с.
7. Залужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения / А.С. Залужный. – М.: Академия, 2011. – 144 с.
8. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050602 (030800) – «Изобразительное искусство» / С. Е. Игнатьев. – Москва : Мир : Академический Проект, 2007. – 189 с.
9. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.
10. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Мн.: Асвета, 2006. – 350 с.
11. Котырло, В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности / В.К. Котырло. – Киев: Высшая школа, 2007. – 120 с.
12. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 2006. – 155 с.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
14. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. – 145 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 269 с.
16. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 2006. – 374 с.
17. Полуянов, Ю. А. Дети рисуют / Ю.А. Полуянов. – М.: Академия. 2003. – 231 с.
18. Психологический словарь для родителей / М.Т. Тимофеенко. – М.: Проспект, 2003. – 256 с.
19. Психология формирования и развития личности / А.М. Тимофеева. – М.: Педагогика, 2011. – 120 с.
20. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 240 с.
21. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
22. Романова, Е.С. Гpафические методы в психологической диагностике / С.Ф. Потемкина. – М.: Академия, 2012. – 265 с.
23. Сакулина, Н.П. О детском рисунке / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 2007. – 245 с.
24. Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд. – 2-е изд., перераб. – Москва : Изд-во СГУ, 2007. – 522 с.
25. Хоментаускас, Г. Т. Использование детских рисунков для исследования семейных отношений // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С.11-22
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2013. – 236 с.
27. Kershenshteyner, G. Razvitiye khudozhestvennogo tvorchestva rebenka / Razvitiye khudozhestvennogo tvorchestva rebenka. – Moscow, Tipografiya T-va I. D. Sytina, 1914. – 214 p.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Социометрический метод Я.Л. Коломинского.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по методике «Социометрия» в адаптации Я.Л. Коломинского.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты