Ознакомление дошкольников с культурой и историей быта белорусского народа как условие формирования начал патриотического сомосознания
ГГПК им.Л.С.Выготского (Гомельский государственный педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Ознакомление дошкольников с культурой и историей быта белорусского народа как условие формирования начал патриотического сомосознания»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Ознакомление дошкольников с культурой и историей быта белорусского народа как условие формирования начал патриотического сомосознания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 План работы по формированию представлений о культуре и быте через ознакомление детей с белорусским фольклором.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Задания и вопросы для проверки уровня знаний детей (констатирующий эксперимент).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Задания и вопросы для проверки уровня знаний детей. (формирующий эксперимент)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Курачка-рабка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Анкета для бацькоў
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА
1.1. Патриотическое самосознание (понятие и компоненты)
1.2. Проблема ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа
1.3. Психологические механизмы формирования патриотических качеств на основе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА
2.1. Создание педагогических условий для развития знаний детей о культуре и быте белорусского народа
2.2. Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, т.к. каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущее и, чтобы не утратить исторического лица и самобытности. С детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, интересоваться культурой, историей своего народа. На протяжении всей истории белорусский народ накапливал и развивал самобытную национальную культуру. Национальная культура-совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации. Важнейшей составной частью национальной культуры является культура воспитания детей, которая развивается в системе выработанных норм и правил.
Народная педагогика – это проверенная жизнь, в воспитательной практике, передаваемая из поколения в поколение, вышедшая из распространённого народного опыта как бы книга идей, мыслей, нравоучений, примеров воспитания, средств воспитания. Народная педагогика, как требует того возрождение национальной школы, должна всесторонне проникать в сознание и сердца на всех возрастах образовательно-воспитательной системы, через каждый образовательный предмет, все формы и приёмы как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребёнок, по мнению Я.Л. Коломлинского, Е.А. Панько является будущим полноправным членом социума, ему предстоит освоить и передать дальше культуру и социальную активность. Такие ученые как Дубровская Л., Паршуто И. убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА
1.1 Патриотическое самосознание (понятие и компоненты)
Важнейшим ориентиром современной идеологической работы является формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, ответственности, нравственной, политической и правовой культуры. Идеологическая работа призвана формировать человека как подлинного гражданина белорусского государства, обладающего активной жизненной позицией и способного служить великим целям своего народа. Формирование у человека чувства патриотизма – ключевое условие верной ориентации идеологической работы. В решении этой задачи важную роль играет семья, средняя и высшая школа, производственный коллектив, общественные организации и партии.
Патриотическое направление идеологической работы предполагает приобщение граждан страны к традициям своего народа, духовно-нравственным принципам поведения, выработку у них чувства любви к своей стране и ответственности за ее будущее. Исторический опыт свидетельствует о том, что истинный патриотизм не может быть созерцательным. Он призван быть действенным, практическим показателем социальной и политической активности гражданина, которому небезразлично все происходящее на его Родине. В условиях современных информационных войн и идейного противоборства патриотическое воспитание имеет особое значение.
Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию специально обратил внимание, отметив, что «успех страны измеряется не материальными благами. Это важно, но это не самоцель. Убежден: движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм».
Патриотизм – многозначное понятие, но его стержень и главный смысл – духовно-нравственный. Патриотизм, будучи важнейшим принципом совершенствования и развития белорусской государственности, является такой непреходящей ценностью, которая скрепляет поколения и обеспечивает их преемственную связь посредством любви к Родине, к родной земле, языку, культуре, традициям.
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА
2.1 Создание педагогических условий для развития знаний детей о культуре и быте белорусского народа
Первоначально был составлен план работы по ознакомлению детей с белорусским фольклором (таблица № 2. см. Приложение 1)
Было проведено анкетирование родителей, которое показало заинтересованность большинства в приобщении детей к белорусскому фольклору (см. Приложение 5). Затем был составлен план по ознакомлению детей с фольклором Беларуси и воспитанию любви к своей стране. Чтобы за небольшой промежуток времени достичь высоких результатов необходимо четко спланировать работу, последовательно осуществляя следующие задачи:
• Приобщать детей к истокам белорусской духовной культуры;
• Развивать речевую деятельность детей на материале малых форм белорусского фольклора;
• Формировать интерес к устному народному творчеству;
• Учить детей передавать свое отношение к событиям, героям сказок;
• Создавать благоприятное эмоциональное настроение в проведении фольклорных праздников.
Основная работа проводилась на занятии, но и после занятий для закрепления усвоенных навыков проводилась индивидуальная и подгрупповая работа. Так как в ходе констатирующего эксперимента выяснилось, что дети плохо знакомы с белорусскими народными сказками и обрядами, было решено проводить работу в этом направлении. Дети знакомились с различными белорусскими фольклорными сказками во второй половине дня. Было проведено занятие по рисованию на тему “Любимый сказочный герой” с целью закрепления знаний и поддержания интереса к белорусским народным сказкам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического исследования проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с культурой и бытом белорусского народа нами определены следующие положения.
1. Психологические особенности детей дошкольного возраста обусловливают основные приобретения ребенка и дидактическую направленность процесса взаимодействия со взрослым.
Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
2. Педагогические условия оптимального подхода к воспитанию детей в процессе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа определяют:
• ознакомление с национальной культурой в дошкольном возрасте имеет потенциальные возможности в плане формирования личности ребенка;
• большой педагогический потенциал содержат традиционные компоненты национальной культуры: устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры и праздники, декоративно-прикладное искусство, обычаи и традиции, предметы быта;
• приобщение к национальной культуре осуществляется в единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка;
• эмоциональный фактор является ведущим в формировании личности ребенка;
• решение названной проблемы возможно только в условиях осуществления преемственности со школой и семьей.
1. Авдонин В.С Исторический компонент в концепции гражданского воспитания молодежи. М, 1996.
2. Бабаева, Т. И., Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 192 с.
3. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания / К.Ю. Белая. - М.: Просвещение, 1998. – 439 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
5. Бородич, А.М. Методика социализации детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. – 485 с.
6. Венгер, А.Л. Старший дошкольник / А.Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1994. -№ 1. - С.37-38.
7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1996. - №6. - С. 62-76.
8. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник / М.В. Гамезо. - М-Воронеж, 1998. – 377 с.
9. Дубовская, Л. Спадчына / Л. Дубовская // Пралеска. - 2007. - №1. -С. 21-28.
10. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: Вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 год) устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі /Дз.М. Дубініна. Мн.: Аверсэв, 2006. – 121 с.
11. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое знание / Р.И. Жуковская. – М.: Сфера, 2001. – 328 с.
12. Ковалев, А.Г. Психические особенности человека / А.Г. Ковалёв, В.И. Мясищев. – М.: Педагогика, 1999. – 288 с.
13. Козлова, Т.А. Дошкольная педагогика / Т.А. Козлова, Т.И. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 322 с.
14. Красiла, А.I. Мой край завецца Беларуссю: дапаможнiк для педагогаў / А.I. Красiла. – Мазыр: Белый Ветер, 2006. – 74 с.
15. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина. — М.: Академия, 2002. – 456 с.
16. Никонова, И.Е. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / И.Е. Никонова. - Мн.: Асвета, 1991. – 122 с.
17. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / М. Ю. Новицкая. – М.: Сфера, 2003.- 137 с.
18. Панько Е.А., Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. Мн.: НИО; Аверсэв, 2010. – 320 с.
19. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Педагогика, 1993. – 322 с.
20. Пуйман, С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие / С.А. Пуйман. - Мн.: ТетраСистемс, 1999. - 128 с.
21. Радищев, А. Н. Избранные философские сочинения / Под общей ред. И. Я. Щипанова. - Л.: Госполитиздат, 1949. — 558 с
22. Реан, А. Психология и педагогика / А. Реан, Н. Бордовская, С.Розум. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.
23. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479 с.
24. Суслова, Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения» / Э.К. Суслова. - М.: Просвещение, 1994. - 433 с.
25. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 2. – 566 с.
26. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
27. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1990. – 374 с.
28. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1999. – 284 с.
29. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон. - М.: Педагогика, 1984. - 143 с.
30. Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников / Н.Ю. Ясева. – Могилев, 2000. – 164 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 План работы по формированию представлений о культуре и быте через ознакомление детей с белорусским фольклором.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Задания и вопросы для проверки уровня знаний детей (констатирующий эксперимент).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Задания и вопросы для проверки уровня знаний детей. (формирующий эксперимент)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Курачка-рабка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Анкета для бацькоў
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты