Развитие связной речи на уроках чтения
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие связной речи на уроках чтения»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения и воспитания»
2021
45.00 BYN
Развитие связной речи на уроках чтения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения и воспитания
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Задания для диагностики связной речи учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты по методике «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, Т.А. Фотековой» (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты по методике «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, Т.А. Фотековой» (контрольный этап).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития младших школьников
1.2. Особенности развития связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Выводы по I главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Диагностика уровня развития связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
2.2. Комплекс упражнений по развитию связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения
2.3. Динамика уровня развития связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. «Связная речь – это сложная форма речевой деятельности. От нее зависит целостность восприятия окружающего мира, успешность школьного обучения и развитие личности в целом. Уровень развития связной речи имеет большое значение для обучения в школе. Восприятие и воспроизведение письменного учебного материала, развернутые ответы на вопросы, умение самостоятельно излагать собственное мнение – все эти и другие виды учебной деятельности требуют достаточного уровня развития связной речи. Обучение речи помогает детям быть общительными, преодолевать молчаливость и застенчивость и развивать уверенность в своих силах» [1].
Этот вопрос особенно важен для детей с тяжёлыми нарушениями речи, так как развитие связной речи у таких детей происходит медленно и имеет определенные качественные особенности.
Проблеме развития связной речи посвящены исследования таких ученых, как А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Н.А. Головань, Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, В.П. Глухова, Л.А. Венгера, Н.И. Жинкина, А.Г. Зикеева, Н.В. Серебряковой, Е.С. Слепович и многих других.
Однако, несмотря на растущий интерес ученых, педагогов и психологов к проблеме развития языка, уровень языкового развития детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи недостаточен. Поэтому важно, чтобы проводилась современная и методологически последовательная работа по развитию языка. Один из способов сделать это – работать над развитием связной речи на уроках литературного чтения.
На основе актуальности проблемы исследования была сформулирована тема «Развитие связной речи на уроках чтения».
Цель исследования – экспериментально доказать эффективность комплекса упражнений, направленного на развитие связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения.
Объект исследования – связная речь младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования – процесс развития связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения будет эффективным, если реализуется специально-разработанный комплекс упражнений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития младших школьников
«Речь – это форма общения, которая необходима людям для их общей деятельности, социальной жизни, обмена информацией, понимания мира и образования» [23].
Т.Г. Рамзаева рассматривает речь как вид человеческой деятельности, основанный на реализации мыслей с помощью языковых средств (слов, фраз, предложений и т.д.) [21]. Это понятие было расширено таким исследователем как М.Р. Львов, автор отмечает, что речь – это форма общения, необходимая людям для их совместной деятельности, социальной жизни, познания, образования и как объект искусства [18]. С помощью речи люди общаются друг с другом и обмениваются информацией, а с помощью речи человек духовно обогащается.
По мнению А.В. Текучева, речь считается связной, если она организована по логическим и грамматическим законам, содержит единое целое, имеет свою тему, обладает относительной самостоятельностью и цельностью, делится на более или менее значительные части, которые взаимосвязаны между собой.
Связная речь – это подробное изложение конкретного содержания, которое является логичным, последовательным и точным, грамматически правильным и образным.
Термин «связная речь», в методике развития речи, употребляется в нескольких значениях: «процесс, деятельность говорящего; продукт (текст, высказывание), результат этой деятельности; название раздела работы по развитию речи» [2].
Связная речь – это единое значимое и структурное целое, включающее взаимосвязанные и тематически объединенные, законченные предложения.
Связность слов в предложениях и текстах является необходимым условием коммуникативной речи. Критериями связности устного общения являются следующие: «значимые связи между частями рассказа; логическая и грамматическая связь слов в предложении и предложений между собой; связи между частями (членами) предложения; полнота мысли рассказывающего» [10].
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Диагностика уровня развития связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
С целью изучения развития связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения, нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
В исследовании принимали участие 25 детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (учащиеся 3 класса); средний возраст детей 9-10 лет. Выборка составила 10 (40%) мальчиков и 15 (60%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Работа проводилась в три этапа: 1 этап – констатирующий; 2 этап – формирующий; 3 этап – контрольный. В ходе каждого из этих этапов ставились определенные цели и задачи.
Цель констатирующего этапа: изучение уровня развития связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Таким образом первоначальная диагностика связной речи учащихся проводилась на основании следующих заданий (Приложение А):
- Задание 1. Методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой [26].
- Задание 2. Пересказ (О.В. Чистякова [8]).
- Задание 3. Рассказ по картинке (описание) (Г.Е. Сычева) [9].
- Задание 4. Беседа о любимых игрушках (повествование) (Алексеева М.М., Яшина В.И. [3]).
Методы математико-статистической обработки данных.
Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS «Statistisc» v. 7.0. Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0. Для выявления значимых различий между показателями в экспериментальной группе до и после проведения опытно-экспериментальной работы применялся Т-критерий Вилкоксона, позволяющий установить направленность и выраженность изменений показателей на одной и той же выборке испытуемых. Данный критерий был выбран, потому что он соответствует цели исследования, позволяет установить различия в показателях до и после проведения целенаправленной работы с испытуемыми, а также способен определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Связная речь – это не просто последовательность слов и фраз, это, в первую очередь, последовательность связанных идей, выраженных в правильно сформированных предложениях с точными словами
У детей с ТНР можно выделить следующие особенности их связной речи: в беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов; рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями; остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
С целью изучения развития связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения, нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. В исследовании принимали участие 25 детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (учащиеся 3 класса); средний возраст детей 9-10 лет. Выборка составила 10 (40%) мальчиков и 15 (60%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
По результатам констатирующего этапа исследования, мы выявили, что высокий уровень связной речи выявлен у 25,5% учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Средний уровень связной речи выявлен у 48% учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Также у 26,5% учащихся выявлен низкий уровень связной речи. Таким образом требуется дополнительная работа по связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
На основании результатов констатирующего этапа исследования мы разработали комплекс упражнений по развитию связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения. Нами были рассмотрены основные положения и этапы развития связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, а также мероприятия и упражнения, которые направлены на повышение уровня развития данного качества у детей с ТНР. Нами было определено, что данная работа должна быть систематической и последовательной и отражать основные аспекты развития речевых особенностей детей младшего школьного возраста с ТНР.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: 2009. -157 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений – 3-е изд / Яшина В.И. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 400 с.
3. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е.В. Архипов. – М.: Начальная школа. – 2000. – №4. – С. 35-39.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи у детей: монография / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2016. – 49 с.
5. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Ю.О. Бронникова // Начальная школа. – 2003. – №10. – С.41-44.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский. – М.: Педагогика, 1996. -115 с.
7. Горина, Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения: монография / Л.В Горина. – М.: Знание, 2010. – 76 с.
8. Журова, Л.Е. Родной язык: монография / Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 2003. – 891с.
9. Запорожец, И.В. Культура речи / И.В. Запорожец // Начальная школа. – 2003. – №5. – С.38-39.
10. Караева С.А. Развитие связной русской речи как основная задача обучения учащихся начальной школы / С.А.Караева, С.Х.Шихалиева, Л.П. Феталиева // МНКО. – 2016. – №6 (61).
11. Кожурова А.А. Развитие связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в процессе работы над текстом / А.А. Кожурова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №70 – c. 4.
12. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Н. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2008. – 511 с.
13. Леонтьев, А.Н. Основы психолингвистики: монография / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 57с.
14. Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение: монография / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2009. – 201 с.
15. Липкина, А.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения / А.И.Липкина, М.И.Оморокова. – М.: Просвещение, 1967.
16. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Рос. – М.: Аркти, 2006. – 240 с.
17. Михеева, Т.Б. Уроки развития речи в 3 классе: монография / О.В. Пичкунова. – М.: Русское слово, 2005. – 323 с.
18. Никитина, Е.Е. Обучение младших школьников с тяжелыми нарушениями речи творческим работам на основе интеграции языковой и литературной подготовки / Е.Е. Никитина // Начальная школа. – 2007. – № 2. – С. 5-14.
19. Прищепова, И.В. Речевое развитие младших школьников с тяжелыми нарушениями речи с общим недоразвитием речи: монография / И.В. Прищепова. – Санкт- Петербург: Питер, 2018. – 24 с.
20. Пудовкина, Н.В. Развитие речи как средство обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи родному языку: монография / Н.В.Пудовкина, Л.П. Нестерова. – М.: Молодой ученый, 2016. – 828 с.
21. Рамзаева, Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования: монография / Т.Г. Рамзаева. – М.: Начальная школа, 2003. – 423 с.
22. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей: пособие для учителей / Е.И. Тихеева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 161 с.
23. Ушакова, О.С. Методика развития связной речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Пособие для педагогов. / О.С. Ушакова. – M.: Владос, 2010 г. – 67 с.
24. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 49-55 с.
25. Филичева, Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т.Б. Филичева // Логопедия. – 2008. – №3. – С. 5-9.
26. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи: монография / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. – М.: Аркти, 2000. – 214 с.
27. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрас те: Краткий очерк / Д.Б.Элькон. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 115 с
28. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку: монография / С.В. Юртаев. – Орск: ОГТИ, 2009. – 206 с.
29. Ястребова, А.В. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы / Бессонова Т. П. – Спб.: Современник, 1994. – 43 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Задания для диагностики связной речи учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты по методике «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, Т.А. Фотековой» (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты по методике «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, Т.А. Фотековой» (контрольный этап).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты