Реализация принципов экологического образования младших школьников на уроках по предмету Человек и мир
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Реализация принципов экологического образования младших школьников на уроках по предмету Человек и мир»
по дисциплине: «Человек и мир»
2022
45.00 BYN
Реализация принципов экологического образования младших школьников на уроках по предмету Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Человек и мир
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностический инструментарий по выявлению уровня экологической образованности детей младшего школьного возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущностные аспекты экологического образования
1.2 Содержание работы по экологическому образованию младших школьников
1.3 Возможности предмета «Человек и мир» для реализации принципов экологического образования младших школьников
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Методика исследования реализации принципов экологического образования младших школьников на уроках по предмету «Человек и мир»
2.2 Анализ результатов исследования особенностей реализации принципов экологического образования младших школьников на уроках по предмету «Человек и мир»
2.3. Выводы по исследованию особенностей реализации принципов экологического образования младших школьников на уроках по предмету «Человек и мир»
2.4 Рекомендации по реализации принципов экологического образования младших школьников на уроках по предмету «Человек и мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования младших школьников.
Цель данной деятельности педагогов начальной школы – это прежде всего формирование у младших школьников ценностного отношения к окружающей среде, в том числе и к природе, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Для того, чтобы эти требования претворились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать ценностное отношение к природе, чувство ответственности за ее сохранение.
Младший школьный возраст является чувствительным к освоению ценностей общества, к личностно-непрагматическому взаимодействию с природой. Учащиеся младшего школьного возраста характеризуются эмоциональной отзывчивостью на проблемы окружающей природы, нераздельностью себя от восприятия мира, художественным его познанием.
Необходимыми компонентами экологического образования являются экологические знания, умения, навыки природоохранной деятельности, деятельности по восстановлению и улучшению экологического поля окружающей природы, а также ценностное отношение к природе.
Все эти навыки формируются прежде всего в процессе экологического образования. Одним из основных компонентов экологической культуры личности является чувство любви и ценностное отношение к природе. Экологическое воспитание сегодня– одна из важнейших задач общества и образования.
Проблемой экологического образования младших школьников занимались такие ученые, как А.С. Бахарева, Н.Ф. Виноградова, С.Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, Л. В. Моисеева, Л. П. Симонова, В. М. Сенкевич, Т. В. Кучер, И. С. Фрейдкин, И. Л. Шумакова. Вопросами экологического образования младших школьников во внеурочное время занимались такие ученые, как Т.М. Веселова, С.С. Стечкина.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущностные аспекты экологического образования
Существует два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, поэтому образование должно развиваться в контексте последнего, тем более что само знание еще не определяет направленность человеческой деятельности.
Проблема экологического воспитания и образования школьников привлекает большое внимание исследователей и педагогов.
Методологические и теоретические основы этой работы заложены Н.Ф.Виноградовой, А.Н. Захлебным, И.Д. Зверевым, Е.М. Кудрявцевой, Т.В.Кучером, Б.Т. Лихачевым, В.В. Николиной и др.
Ученые обосновали актуальность и взаимосвязь экологического образования и воспитания, раскрыли их сущность, задачи, содержание, принципы, формы и методы работы; проанализировали состояние дел, описали механизм развития отдельных аспектов проблемы и т.д.
Г.Н. Каропа определил экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормализацию научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и действий и обеспечение ответственного отношения к окружающей среде [9, с. 70].
В. А. Сластенин указывает, что «экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и новая цель современного образовательного процесса, уникальное средство для сохранения и развития человека, а также для продолжения человеческой цивилизации» [19, с. 78].
Экологическое образование – это развитие бережного, уважительного отношения к природе и всему живому на земле, осознание вечной ценности природы, готовность рационально использовать природные ресурсы, участие в сохранении природных ресурсов и жизни в целом [6, с. 123].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Методика исследования реализации принципов экологического образования младших школьников на уроках по предмету «Человек и мир»
C целью изучения особенностей реализации принципов экологического образования младших школьников на уроках по предмету «Человек и мир» нами было проведено эмпирическое исследование.
Задачи исследования:
- подобрать диагностические методики, направленные на выявление особенностей реализации принципов экологического образования младших школьников на уроках по предмету «Человек и мир» и уровня экологической образованности младших школьников;
- провести диагностику по выявлению особенностей реализации принципов экологического образования младших школьников на уроках по предмету «Человек и мир» и уровня экологической образованности младших школьников.
- предложить рекомендации по реализации принципов экологического образования младших школьников на уроках по предмету «Человек и мир».
В качестве испытуемых выступили дети младшего школьного возраста в количестве 25 человек (2 класс) и 10 учителей начальных классов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
- На I этапе был проведен анализ теоретических источников по проблеме исследования, осуществлен подбор адекватных методик с учетом алгоритма исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема экологического образования вызывала интерес многих ученых, которые, несмотря на разницу в своих позициях, сходятся во мнении, что ребенок должен овладеть не только теоретическими, но и практическими знаниями. Целью же экологического образования является формирование экологической культуры в ребенке, что говорит о тесной связи образования и воспитания.
Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Разработка и постоянное совершенствование содержания образования является проблемой, имеющей непреходящее социальное и педагогическое значение. Младшим школьникам следует сделать вывод, что состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды, а значит, защита эстетических, экологических, санитарно-гигиенических условий окружающей среды – это забота о здоровье человека, его нормальной жизни.
Предмет «Человек и мир» обладает богатыми возможностями для экологического, морального и эстетического воспитания школьников. Содержание предмета составляют три образовательные компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество». Ведущим образовательным компонентом в данном предмете является компонент «Природа и человек». В основе отбора содержания и систематизации учебного материала, методов и приёмов формирования основ экологической культуры младших школьников на уроках по учебному предмету «Человек и мир» положены следующие ведущие принципы предметов естественнонаучных и обществоведческих курсов: принцип непрерывности экологического воспитания; принцип междисциплинарного подхода; принцип комплексности решения проблем окружающей среды; принцип краеведческого подхода решения экологических проблем.
1. Агеевец, А. М. Информационные технологии при проведении краеведческих занятий / А. М. Агеевец // Народная асвета. – 2006. – № 5. – С. 39-43.
2. Анищенко, И. А. Игра дошкольника : Научно-методическое пособие / И. А. Анищенко. – Мозырь : РИФ «Белый ветер», 1998. – 96 с.
3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. – М. : Просвещение, 2008. – С. 29-32.
4. Бахарева А. С. Формы экологического воспитания детей / А. С. Бахарева. – Шадринск: Шадринский педагогический институт, 2007. – 2016. – 109 с.
5. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников / А. Ш. Бахтибенов / Русс. яз. – 1993. – № 6. – С. 59-61
6. Валова, З. Г. Ребенок среди природы / З. Г. Валова. – Минск : Зорны верасень, 1985. – 210 с.
7. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников : Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа, 2017. – № 4. – С.20.
8. Голубева Л. Н. Подходы к формированию экологической культуры личности / Л. Н. Голубева // Этическое воспитание. – 2013. – № 6. – С. 18-21.
9. Дерябко С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябко, В. А. Ясвин. – Р. н/Д : «Феникс», 2006. – 480 с.
10. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева. – М. : Педагогика, 2014. – С. 34
11. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении : новый аспект образования / И. Д. Зверев. – М. : Просвещение, 2006. – 491 с.
12. Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г. Н. Каропа. – Минск : НМО, 2016. – с. 70-99.
13. Кашлев, С. С. Интерактивные методы развития экологической культуры : пособие для педагогов / С. С. Кашлев. – Минск : Зорны верасень, 2007. – 148 с.
14. Квасцова Л. С. О некоторых аспектах экологического образования школьников / Л. С. Квасцова, Н. А. Фролова // Биология в школе. – 2014. – № 3. – С. 12-22
15. Кениспаев Ж. К. Сознание современного человека II Проблемы развития сознания в культуре и образовании / Ж. К. Кениспаев. – Барнаул. : АлтГПА, 2014. – 429 с.
16. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г. Д. Кириллова. – М. : Педагогика. – 2017. – 342 с.
17. Климцова Т. А. Экология в начальной школе / Т. А. Климцова // Начальная Школа. – 2016. – № 6. – С. 125-127.
18. Литовчик, Н. Н. Групповая работа на уроке / Н. Н. Литовчик // Пачатковая школа. – 2008. – № 6. – С. 45-52.
19. Лихачев Б. Т. Экология личности / Б. Т. Лихачев // Педагогика, 2014. – № 2. – с. 20-21
20. Лосев А. В. Социальная экология / А. В. Лосев, Г. Г. Провадкин. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 – 312 с.
21. Малинко О. Н. Развитие творческого мышления младших школьников /О. Н. Малинко // Пачатковая школа. – 1999. – № 5. – С. 21-93.
22. Мельчаков Л. Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Л. Ф. Мельчаков. – М. : Просвещение, 1981. – 158 с.
23. Михальчук М. В. Основы экологического образования младших школьников / М. В. Михальчук, Т. А. Ковальчук. – Минск : Высш. шк. , 2016, – С. 4-17.
24. Паршакова З. П. Выхаванне i развiцце школьнiкау на уроках курса «Чалавек i свет» /Паршакова З. П. // Пачатковая школа. – 2003. – № 3 – С. 19-21.
25. Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево» / Н. А. Рыжова // Начальная школа. – 1997. – № 4. – с. 48-52.
26. Симонова Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л. П. Симонова // Ролевые игры по охране природы в средней школе. – М. : Педагогика. – 2016. – 139 с.
27. Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / М. Н. Скаткин. – М. : Просвещение, 1979. – 198 с.
28. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
29. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – М. : Академия, 1979. – 196 с.
30. Хафизова Л. М. Экологическое воспитание у младших школьников / Л. М. Хафизова // Начальная школа, 2015. – № 3. – 174 с.
31. Человек и мир : пособие для студентов, обучающихся по специальности 1-01 02 01 Начальное образование / Л. И. Баранова, Т. А. Соколова – Минск : БГПУ, 2016.
32. Шульженко А. К. Экологическое воспитание : Европейский опыт / А. К. Шульженко. – М. : Педагогика 2003. – 115 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностический инструментарий по выявлению уровня экологической образованности детей младшего школьного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты