Возникновение ислама
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Возникновение ислама»
по дисциплине: «Всеобщая история»
2022
45.00 BYN
Возникновение ислама
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Всеобщая история
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИСЛАМА КАК МИРОВОЙ РЕЛИГИИ
1.1. Родина ислама: история зарождения мировой религии
1.2. Распространение ислама
1.3. Возникновение ислама
1.4. Личность Мухаммеда
1.5. Распространение ислама. Оформление Корана
1.6. Аллах
1.7. Шариат
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Коран
2.2. Сунна
2.3. Иджма
2.4. Кияс
2.5. Фирманы, кануны
ГЛАВА 3. ВЕРОУЧЕНИЕ И КУЛЬТ ИСЛАМА, ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ
3.1. Общие черты мусульманского вероучения
3.2. Столпы веры
3.3. Столпы ислама
3.4. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из древнейших форм культуры является религия. На уроках истории и обществознания мы узнали, что религиозные идеи зародились в глубокой древности и что все они были очень разнообразны. Возникновение мировых религий, таких как буддизм, христианство и ислам, стало важным этапом в истории человечества. Сегодня роль религии также значительна. Ислам является третьей и последней из монотеистических религий. Он сформировался на основе двух предшественников, поэтому ислам заимствует не только их культурные аспекты, но и теологические, религиозные и культурные. Коран, священная книга ислама, содержит многие из них. Они отражены в символах веры, в принципах культа, мифологии и моральных заповедях. Но как мировая религия, ислам имеет свою идентичность.
Актуальность работы заключается в том, что ислам – как она из трех мировых религий оказывает огромное влияние на всю мировую религию в целом, на культуру человечества и его миропонимание. Понимание менталитета и мировоззрения людей, исповедующих ислам, а также знание основных положений ислама необходимо, чтобы избежать непонимания, конфликтов, а также для лучшего понимания друг друга.
Объектом данного исследования является история возникновения и развития ислама как одной из трех ведущих мировых религий, оказавших и оказывающих влияние на современный мир.
Предметом исследования является процесс эволюции ислама.
Цель исследования – подробно изучить понятие ислама, раскрыть его содержание и сущность, ознакомиться с основными положениями вероучения.
Задачи исследования:
• проследить историю возникновения и становления ислама;
• дать анализ причин распространения ислама и превращения его в мировую религию;
• изучить становление направлений в исламе;
• рассмотреть особенности вероучения и культа ислама.
Основными источниками при написании данной курсовой работы выступили книги «История возникновения арабского мира» П.Н. Фадеева, «Религии мира. Ислам» Д. В. Брилева, «Основы ислама» В. Бобровникова и Священная книга Коран.
В книге «Религии мира. Ислам» рассматриваются начальные представления о вероучении мусульман, их священной книге - Коране, священном предании - сунне, пророке Мухаммаде, об особенностях мусульманского права, культа и догматики.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИСЛАМА КАК МИРОВОЙ РЕЛИГИИ
1.1 Родина ислама: история зарождения мировой религии
Ислам - самая молодая из мировых религий. Он зародился в 7 веке нашей эры на Аравийском полуострове. Таким образом, ислам более чем на 600 лет моложе христианства и более чем на 1000 лет моложе буддизма. Аравия - это край, который состоит из пустынь, небольших оазисов и невысоких гор. Берега обширного полуострова омываются теплыми морями, а узкая береговая линия наиболее пригодна для жизни человека и ведения сельского хозяйства. Климат здесь очень жаркий и сухой, а большая часть суши представляет собой бескрайнее море песка. Несмотря на суровые условия, земля была заселена на протяжении веков. Здесь жили семитические народы, предки арабов. Некоторые ученые считают, что предки древних евреев также происходили отсюда. Основным источником средств к существованию было скотоводство. Кочевники водили стада верблюдов, лошадей и овец по огромным, малонаселенным территориям. В древние времена Аравия была важным торговым путем, по которому везли золото, слоновую кость, драгоценные камни, масло, благовония, шелк, жемчуг, рабов и бесчисленные стада скота. Вблизи оазисов и моря возникли великие города торговли и ремесел, одним из которых была славная Мекка, ставшая впоследствии центром ислама. [15]
Жители Аравии были очень неоднородны в своей религии. В северной части полуострова христианство имело сильное влияние, в основном в форме монофизитских учений. Оно возникло после того, как жители Византии, спасаясь от преследований ереси, переселились в Аравию. На юге арабские племена были лучше знакомы с иудаизмом. Возникшая здесь новая религия была тесно связана с иудейской и христианской традициями и взяла от них многие элементы. Арабы, как и древние евреи, были привержены единобожию. Более того, мусульмане даже обвиняли христиан в отступлении от веры в единого Бога, указывая на то, что Христос был сыном Бога, а Бог, по их мнению, не мог иметь сына, иначе он уже не един.
В Аравии иудаизм и христианство были хорошо распространены в тех районах, где существовала связь с внешним миром, но язычество преобладало в центральной и самой южной частях полуострова, где кочевники жили в изоляции. У каждого племени были свои боги, свои культы, свои святыни. Многие арабы с древних времен поклоняются священным камням-идолам. Маленькие священные камни перевозили кочевники на верблюдах. Но здесь, как и в землях евреев, религиозные представления, характерные для арабов, сформировались очень рано. Одна религия служила для укрепления связей между племенами и предотвращения войн и конфликтов, и она сформировалась вокруг самого сильного племени на земле Мекки - курейшитов. [12]
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Коран
Шариат отличается несколькими источниками, которые необходимо кратко описать.
Важнейшим источником шариата является Коран (араб. ал-Куран - "читать вслух", "назидание"), священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенная Мухаммедом между 610 и 632 годами. Ученые обнаружили в Коране положения, заимствованные из ранних восточных правовых текстов и доисламских арабских обычаев.
Первоначально пророческие откровения передавались устно в общине и по памяти. Некоторые из них были записаны верующими спонтанно, но, наконец, в Медине, по приказу Мухаммада, они были систематически записаны. Канонизация Корана и составление окончательного варианта произошли во время правления халифа Олифа (644-656). Коран обязывает арабов отказаться от "обычаев предков" и отдать предпочтение правилам, установленным исламом. Сам Коран определяет его юридическое значение следующим образом: " По этой причине он был направлен в качестве арабского судебника". Мухаммад, основатель ислама, выносил суждения и решения, читал проповеди и произносил речи в связи с различными событиями своей социальной и религиозной борьбы. Люди, слышавшие учение Мухаммада, также записывали его на пальмовых листьях, плоских костях и камнях, папирусе и обрывках кожи (некоторые говорят, что у него был специальный писец). На момент смерти Мухаммада в 632 году окончательного текста Корана не существовало.
Когда последний "хранитель Корана", который мог запомнить каждую главу Корана, был убит в битве против Мусейлимы (633 год), один из мусульманских лидеров предупредил халифа Абу об опасности того, что учение Пророка вскоре полностью исчезнет из памяти людей. Поэтому Абу решил, что необходимо собрать Коран в единый документ, и поручил эту задачу Сабиту, который был писцом при Мухаммеде. Сабит с помощью властей собрал у всех, у кого были отдельные фрагменты Корана, записал многое из того, что помнили оставшиеся в живых "хранители", и добавил к этому свои собственные заметки, создав таким образом первый общий свод Корана.
Что касается подлинности коранического текста, то следует иметь в виду, что его элементы могут быть изменены под влиянием меняющихся обстоятельств и требований социальных слоев, господствовавших в то время. Например, известно, что человек по имени Абдалла, занимавший высокий пост при жизни Мухаммада, заявил, что после первого пересмотра Корана он вычеркнул из его текста многие отрывки, критикующие высшие классы Мекки. В этом отношении Коран следует рассматривать как основной источник для суждения о первоначальном исламе. Коран состоит из 14 глав (сур), разделенных на 6 219 стихов (аятов). Большая часть этих стихов носит мифологический характер, и только около 500 стихов содержат предписания или кодексы поведения для мусульман. Из них менее 80 считаются законом (в основном это правила, касающиеся брака и семьи), а остальные относятся к религиозным ритуалам и обязательствам. [10]
ГЛАВА 3. ВЕРОУЧЕНИЕ И КУЛЬТ ИСЛАМА, ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ
3.1 Общие черты мусульманского вероучения
Догматика мусульманства довольно проста. В основе всего лежит вера в Аллаха - единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостивого, милосердного...». Аллах судит людей, он строг, милостив, но самое главное - всемогущ. Все происходит по воле Аллаха. Бог мусульман един. Мухамед - пророк и посланник Аллаха. В исламе есть учение об ангелах (Джибраил - Гавриил, Мисаил — Михаил и др.). У каждого человека - два ангела, сопровождающие его по жизни. Ангелы сторожат рай и ад. Наряду с ангелами существуют и демоны (джинны и их разновидность - шайтаны) - олицетворение зла. Ангелы, джинны и люди созданы Аллахом.
Есть рай и ад. Рай описывается как прекрасный сад с текущими реками молока, вина и меда. Каждому праведнику в раю дается привлекательная жена (гурия). Рай в исламе - это место, где человек имеет неограниченный доступ ко всем благам земной жизни. Ад - это воронка круга. Пусть грешник страдает в огне. После смерти человек попадает либо в рай, либо в ад, в зависимости от его заслуг, поступков и, конечно же, веры в Аллаха. Однако все умершие еще не получили Страшный суд. Согласно исламской вере, это произойдет на земле, и всем людям придется пройти над пропастью по острию ножа. Аллах вкладывает в руку каждого человека книгу, в которой записаны его деяния. Праведник получит его в правую руку, а грешник - в левую. Поскольку Бог выше всякой морали, в этом мире не существует таких понятий, как правильное и неправильное, добро и зло. То, что хорошо, - это то, что угодно Богу, и то, что Он постановил. [17]
3.2 Столпы веры
Понятие «ислам» тесно переплетено и неразрывно связано с понятием «вера» (иман). Под обобщающим названием «Столпы веры» понимают идеологические основы религии. В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов:
Вера в Аллаха — Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.
Вера в Ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.
Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Тауры (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных Книг, кроме Корана, искажены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ислам развивался среди арабских народов, рассеянных по всему Аравийскому полуострову, и сумел объединить их, дав большой толчок развитию арабской цивилизации. После введения ислама арабы завоевали огромные территории, и ислам стал доминирующей религией. В другие страны ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура объединяла многие народы, включая арабов, персов и египтян. Она также стала фактической разделительной линией между Европой и Азией, а также между Европой и Африкой.
Ислам значительно отличается от других религий тем, что в нем идеально сочетаются духовные и светские авторитеты, и нет целостной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Она стала неотъемлемой частью человеческой жизни, направляя наши действия и не давая нам утонуть. Но ни одна религия не может существовать в том виде, в котором она была создана. Ислам тоже начал трансформироваться. Стали появляться новые пророки, утверждавшие, что они - второе пришествие Мухаммада. В некоторых районах такие "пророки" получили поддержку (бабисты, бехаисты). Эти движения способствовали осознанию необходимости модернизации ислама. Многие мыслители призывали к объединению всех мусульманских государств и изоляции от европейских стран, в то время как другие призывали к сотрудничеству с европейскими странами.
Наиболее ярким примером реформирования исламского государства являются кемалистские реформы в Турции. После падения колониализма на политической карте появилось много новых исламских государств. В основном это жители Северной Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, и хотя эти страны часто враждуют друг с другом (Ирак - Кувейт), ислам остается визитной карточкой этих стран. За последние несколько десятилетий ислам сильно изменился, стал более образованным и цивилизованным. Однако духовные лидеры по-прежнему имеют большое влияние, и ислам продолжает подталкивать прогрессивное движение в обществе. Одним словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из самых важных сил. Сила ислама заключается не в количестве его последователей (число христиан и буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), а главным образом в идеологическом и институционально-структурном единстве вселенской исламской общины (уммы), основы которой заложил Мухаммад.
Несмотря на существование различных движений, течений и сект, ислам представляет собой достаточно целостную религиозную систему. Сформировавшись на стыке цивилизаций древней Европы и Ближнего Востока, она вобрала в себя элементы христианства и иудаизма и является результатом многогранного синтеза. В основе этого синтеза лежала арабская культура бедуинов, арабский этнос и очень слаборазвитое государство. Ислам лучше всего характеризуется интегративной функцией религии, которая проявляется здесь в своей наиболее наглядной и эффективной форме. Ислам сегодня имеет объективные условия не только оставаться одной из ведущих мировых религиозных систем, но и усилить свое значение в качестве идеологического знамени национальных движений в значительной части мира, что обусловлено изменением политической ситуации в мире и зачастую ведущей ролью исламских стран в определении политики и тактики всех развивающихся государств Она имеет объективные условия для усиления своего значения в качестве идеологического знамени национальных движений в значительной части мира.
1. Аникин Д.А. 2-е изд. Религиоведение. ООО «Изд-во Юрайт», 2012
2. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М., 1985. - 129 с.
3. Баранов А. Ваххабиты как концептуальная угроза. // Правда. - 1999. - № 5. – 8 с.
4. Беляев, Е.А. (1965), «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье», Наука.
5. Богдасаров С. Две стороны исламского фактора. - М., 2003. - 112 с.
6. Большаков О.Г. История Халифата. - 2-е изд. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - Т. I. Ислам в Аравии. 570-633. - 312 с. - ISBN 5-02-016552-2.
7. Браницкий А.Г., Корнилов А.А. Религии региона. - Н. Новгород: ННГУ имени Н.И. Лобачевского, 2013. - 305 с. .
8. Брилев Д.В. Религии мира. Ислам. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
9. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. – М.: Кн. дом «Универститет»; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
10. Густерин П. Первый переводчик и первое издание Корана на русском языке // Исламоведение. - 2011. - № 1.
11. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М.: Политиздат, 1990
12. Жидкова О.П. История государства и права зарубежных стран. /Под ред. Жидкова О.П. – М.: Норма, 1996
13. Ким Г.Ф. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г.Ф. Ким. Москва. Наука, 1985. – 113с.
14. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1986. – 315 с.
15. Крымский А.Е. (2003), «История мусульманства», Москва-Жуковский, Кучково поле.
16. Панова В.Ф., «Жизнь Мухаммеда» /Под ред. Панова В.Ф. – М.: Просвещение, 1990
17. Померанц Г. С. Великие религии мира : научное издание / Г. Померанц. - М.: Междунар. ун-т, 2006.
18. Родионов, М.А. (2008), «Ислам классический», Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, ISBN 978-5-352-02275-7.
19. Тихомирова М. Ю., Юридическая энциклопедия под ред. М.Ю.Тихомирова. М. 1997.
20. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 2010.
21. Фадеев П.Н. История возникновения арабского мира. – М., 2000.
22. Ханников А. А. Ислам - М.: Книжный дом, 2009
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты