Комплексный подход в преодолении стертой формы дизартрии
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Комплексный подход в преодолении стертой формы дизартрии»
по дисциплине: «Логопедия»
2022
45.00 BYN
Комплексный подход в преодолении стертой формы дизартрии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Организация: Ясли-сад №11, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДИЗАРТРИЯ». КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ДИЗАРТРИИ
1.1 Понятие «стертая дизартрия»
1.2 Теоретические аспекты изучения комплексного подхода в преодолении стертой формы дизартрии
1.3 Основные способы и методы комплексного подхода к процессам преодоления стертой формы дизартрии
1.4 Осуществление методов комплексного подхода в преодолении стертой формы дизартрии
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ПРЕОДОЛЕНИИ СТЕРТОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Легкие нарушения речи в последнее время трудно выявить, они часто сопровождаются неврологическими микросимптомами. Дизартрия относится к группе сенсомоторных нарушений, которые влияют на формирование речи на артикуляционном уровне. При дизартрии нарушения артикуляции в основном вызваны нарушением фонологических (моторных) манипуляций.
Задача коррекции речевого развития дошкольников с целью формирования социально адаптированной личности имеет особое значение на данном этапе развития дошкольного образования для лиц с нарушениями речи, что отражено в работах Л.С. Волковой, Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, Г.В. Чиркиной. Актуальность данной проблемы связана с увеличением количества детей, страдающих этим заболеванием, а также с потребностью родителей в диагностическом и коррекционном материале.
Логопедические мероприятия по преодолению дизартрии должны проводиться систематически, а медикаментозное лечение и реабилитацию назначает невролог. Хороший фон для коррекционной и обучающей деятельности обеспечивается за счет использования нетрадиционных форм реабилитации: дельфинотерапии, сенсорной терапии, эквипойзотерапии, песочной терапии, сказкотерапии и др.
Владение родным языком является основой развития личности, закладывается еще до школьного возраста и рассматривается как основа для обучения. Однако дети не всегда легко овладевают родным языком из-за наличия нарушений. Одним из таких расстройств является дизартрия, которая представляет собой нарушение звукопроизношения языка. У детей с этим расстройством нарушается иннервация органов речи, что приводит к нарушениям артикуляции, вокализации, речевого дыхания, ритмической организации и интонационной окраски. Все эти факторы в совокупности приводят к тому, что ребенок теряет артикуляцию и разборчивость своей речи [1, С.45].
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДИЗАРТРИЯ». КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ДИЗАРТРИИ
1.1 Понятие «стертая дизартрия»
Дизартрия – это тяжелое и сложное расстройство голосовых аспектов речи. Афазия (от греческого dys-, означающего диссонанс, и arthroo- четкость артикуляции) – это расстройство артикуляции, вызванное неадекватной иннервацией речевого аппарата вследствие поражения задней доли и подкорковых областей мозга.
Под нарушениями речи обычно понимают невнятность, нечеткость и глухость речи, часто с носовыми звуками. Дизартрия вызывается поражением нейронного исполнительного аппарата речи, который имеет определенную локализацию в центральной нервной системе [2, с.55].
Впервые клиническая картина дизартрии была описана более ста лет назад (А. Оппенгейм, Х. Гутцман и др.). Легкая степень дизартрии как речевое нарушение, отличающееся по своему патогенезу, была выделена из группы звуко-произносительных расстройств А. Куссмаулем в 1888 году [3, с.88].
В настоящее время существует два основных подхода к изучению дизартрии:
Первый – это изучение расстройства с неврологической точки зрения. Этот подход учитывает патогенез клинических проявлений дизартрии, локализацию поражения и характер языковых нарушений при соответствующем синдроме двигательного расстройства.
Второй подход – нейрофонетический. Нейрофонологические исследования предполагают фонематический анализ дизартрии на основе современной психолингвистики. То есть акцент делается не на клиническом, а на выявлении этиологического анализа неврологических синдромов дизартрии [4, с.122].
Анализ литературы показывает, что существуют различные определения дизартрии.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ПРЕОДОЛЕНИИ СТЕРТОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ
2.1 Организация и методики исследования
Констатирующее исследование было проведено на базе ГУО «Ясли-сад №11» г. Минска. В исследовании приняли участие дети 6-6,5 лет с стертой дизартрией.
Проведенное нами исследование было направлено на выявление нарушений моторной сферы, фонетических, фонематических и лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Основные методологические принципы анализа речевых патологий:
– принцип выявление первичного звена в определенной структуре дефекта;
– принцип формирования системного анализа речевых нарушений;
– формирование принципа связи речевых процессов в рамках различных сторон психического развития;
– формирование принципов учета данных онтогенеза в рамках развития высших психических процессов.
Нами была использована речевого дыхания Е.Ф. Архиповой [2] с применение элементов методики А.И. Максакова [24] с определением типа дыхания, целенаправленности и силы воздушной струи, длительности внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания, методы исследования внешнего дыхания.
Логопедическое обследование состояло из двух этапов:
1. Определение длительности и силы внеречевого выдоха;
2. Обследование речевого дыхания.
Исследование длительности и силы внеречевого выдоха
На этом этапе детям необходимо было произносить выдох через рот. Этап проводился в игровой форме, чтобы увлечь детей. Детям необходимо было с наибольшей продолжительностью дуть на ватку, которую представляли для них как снежнику. Продолжительность вдоха фиксировалась секундомером. В ходе игры «Дует ветер» у детей определяли силу выдоха и целенаправленность воздушной струи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что дизартрия представляет собой комплексное нарушение произносительной стороны речи в следствие определенных физиологических и психологических причин. Это указывает на то, что в основном, дети с дизартрией речь является невыразительной и однообразной, в то время как тем речи также является довольно низким.
Основными теоретическими положениями применения комплексного подхода в преодолении стертой дизартрии является выделение четырех основных подходов, таких как клинический или неврологический, лингвистический, нейропсихологический, психолого-педагогический.
На современном этапе развития науки большое внимание нужно уделять именно методам и средствам осуществления комплексного подхода в процессе преодоления симптомов стертой дизартрии. Основными методами данной деятельности являются такие как автоматизация проблемных звуковых сигналов, артикуляционные упражнения, логопедический массаж и развитие мелкой моторики.
Комплексный подход является наиболее эффективным подходом к преодолению стертой дизартрии. Комплексный подход включает в себя такие формы работы логопеда, которые включают в себя как речевое развитие, так и развитием моторики, формирование графических навыков и т.д.
Одним из постоянных признаков стертой дизартрии является нарушение речевого дыхания. Такое дыхание во время стертой дизартрии характеризуется респираторными конвульсиями, которые могут возникнуть в фазе вдоха или с внезапным выдохом. Нарушение речевого дыхания у детей со стертой дизартрией выражается в недостаточном количестве вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, в укороченном речевом выдохе, а также в отсутствии формирования взаимосвязанных механизмов между речевым дыханием и вокализацией. Зачастую объем выдыхаемого воздуха недостаточен для произношения всей фразы, речь прерывается, и в середине слова ребенок судорожно дышит.
С целью формирования представления о уровне развития ротового и носового дыхания у детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено диагностическое исследование.
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008. – 152 с.
2. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей/ Е.Ф.Архипова. – М., 2007. – 150 с.
3. Беккер, К.Л. Логопедия / К.Л. Беккер, М.Н. Совак. – М.: Медицина, 1984. – 288 с.
4. Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.
5. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у младших школьников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
6. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у младших школьников: книга для логопедов / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 240 с.
7. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов педагогических факультетов высших учебных заведений / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2003. – 483 с.
8. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие. / О.Е. Грибова. – М.: Айрис – пресс, 2005.– 96 с.
9. Дуплинская, А.В. О речевом дыхании детей с дизартрией / А.В. Дуплинская // Дошкольное воспитание, 2008. – №5. – С. 85– 91.
10. Ермолаев, В.Г. Руководство по фониатрии / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов. – М.: Медицина, 1970. – 272 с.
11. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Директ-Медиа. – 2008. – 1104 с.
12. Лаврова, Е.В. Логопедия: основы фонопедии / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2007. – 144 с.
13. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии : учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – С– Пб.: Образование, 1994. – 94 с.
14. Лопатина, Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии : учебное пособие / Л.В. Лопатина // Речевые и нервно– психические нарушения у детей и взрослых. – Л.: Образование, 1987. – 264 с.
15. Лопатина, Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения : учебное пособие / Л.В.Лопатина // Дошкольное воспитание аномальных детей. 1986. – №2. – с.20– 28.
16. Лосева, И.И. Теория и методика развития речи детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / И.И. Лосева. – Р-н/Д: ПИ ЮФУ, 2009. – 85 с.
17. Меньшикова, Г.В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья / Г.В. Меньшикова. – СПб.: Сова. – 2008, – 64 с.
18. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2001. – 224 с.
19. Нищева, Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) : методическое пособие / Н.В.Нищева. – С– Пб.: ДЕТСТВО– ПРЕСС, 2007. – 352 с.
20. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста : учебное пособие. / А.В.Семенович. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 283 с.
21. Смирнова, И.А. Логопедическая работа со школьниками при дизартрии / И.А. Смирнова // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 8. – 43– 57 с.
22. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия : методическое пособие / Т.А.Ткаченко. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 248 с.
23. Филичева, Т.Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников : учебное пособие / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. – М.: Просвещение, 1993. – 124 с.
24. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения : учебное пособие / М.Ф.Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 210 с.
25. Шабала, Я. Заикание: причины и коррекция / Я. Шабала // Пралеска. – 2006. – № 7. – С. 46 – 50.
26. Янушко, Е. Развитие речевого дыхания / Е. Янушко // Практическая психология и логопедия. – 2009. – № 3. – С. 39 – 51.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты