Формирование ценностных ориентиров детей в белорусской прессе
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование ценностных ориентиров детей в белорусской прессе»
по дисциплине: «Проблематика СМИ»
2022
45.00 BYN
Формирование ценностных ориентиров детей в белорусской прессе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Проблематика СМИ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Фрагменты текстов статей, функционирующие в белорусской прессе, направленные на формирование ценностных ориентиров молодежи.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентиров детей
1.1 Подходы к изучению ценностных ориентаций в психологии
1.2 Особенности развития ценностных ориентаций в детском и подростково-юношеском возрасте
Глава 2. Белорусская пресса как средство формирования ценностных ориентиров детей
2.1 Детская и молодежная тематика на страницах белорусской прессы
2.2 Характеристика СМИ Беларуси, ориентированных на детей и подростков
2.3 Анализ текстов белорусской прессы в рамках формирования ими ценностных ориентиров детей
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение
Современное общество претерпевает значительные изменения: это связано с социально-экономическими и политическими реформами, со стремительным развитием информационных технологий, противоречивостью и размытостью культурных и социальных ценностей и норм, с упадком духовности и смещением акцента на материальные ценности. Личность в таких условиях подвергается угрозе нравственной дезориентации и утрате общечеловеческих ценностей.
Решить проблему формирования личности и становления ценностных ориентаций современного подростка в динамично меняющихся современных реалиях призвана система образования. Однако, помимо нее, существует многообразие способов и методов, способствующих формированию ценностных ориентиров детей.
В настоящее время издания для молодежи – это сформировавшийся элемент общей системы массовой коммуникации. Молодежные медиа призваны приобщать подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, являться важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим общаться друг с другом. В то же время возрастает необходимость изучения тенденций развития данного сегмента медиа в современных условиях глобализации информационного пространства, что обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.
Объект исследования: белорусская пресса.
Предмет исследования: формирование ценностных ориентиров детей посредством текстов белорусской прессы.
Цель работы – выявить ключевые особенности текстов белорусской прессы как элементов формирования ценностных ориентиров детей.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентиров детей
1.1 Подходы к изучению ценностных ориентаций в психологии
В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности изучались А. Маслоу, М. Рокичем, С. Шварцем, В. Франклом и д. Согласно представителю гуманистической психологии А. Маслоу, ценность – это избирательная установка, производная от потребностей. Он считал, что ценности и потребности «связаны между собой иерархически и эволюционно» [8, с. 19].
М. Рокич рассматривал ценности в качестве руководящих принципов жизни. Согласно М. Рокичу, ценностные ориентации выражают человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях. «Наличие ценностей представляет собой выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов» [8, с. 20].
В отечественной литературе распространен деятельностный подход, согласно которому ценностные ориентации оказывают определяющее влияние на поведение человека, на его установки (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев). Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, «доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности» [15, с. 38].
Система ценностных ориентаций личности является регулятором и механизмом развития людей, которая определяет форму реализации поставленных целей и при потере ими мотивационной силы в результате их достижения, стимулируя постановку новых значимых целей. Ориентированность на развитие личности задается именно ценностями, которые играют роль так называемого «определителя вектора активности».
Глава 2. Белорусская пресса как средство формирования ценностных ориентиров детей
2.1 Детская и молодежная тематика на страницах белорусской прессы
Подростковые и молодежные средства массовой информации – это сформировавшийся элемент общей системы массовой коммуникации. Молодежная пресса «призвана приобщать подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, являться важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим общаться друг с другом» [13, с. 261].
Специфика молодежных СМИ определяется возрастом аудитории, особенностями социального положения и психологическими свойствами целевой группы. В связи с этим в молодежных средствах массовой информации используются специфические приемы отражения действительности, особый язык, оригинальные выразительные средства, способы контакта с аудиторией. Одним из ведущих коммуникаторов в системе СМИ является периодическая печать. «Общественная потребность в печати диктуется тем, что она неизменно остается главным собирателем, носителем и распространителем массовой информации для многочисленных общностей» [13, с. 261].
По данным Министерства информации Республики Беларусь, в стране в 2012 году выходило более 60 печатных средств массовой информации для детей и молодежи.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Являясь субъективными, индивидуализированным отражением в сознании человека ценностей окружающей действительности, пережитые в процессе жизненного опыта, ценностные ориентации ранжируют объекты социальной действительности по их значимости и отличаются не только индивидуальным набором и иерархией ценностей, но и различаются по степени их принятия и освоения.
2. Система принятых и осознанных ценностей динамична и находится в постоянном развитии. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности. В основе отношения человека к объектам окружающей действительности лежит его оценка, выражающая способность этого объекта удовлетворять потребности, интересы или цели индивида. Развитие ценностных ориентаций осуществляется на протяжении всего подростково-юношеского возраста.
3. В современное время происходит кризис читательской культуры. Одна из причин, объясняющих отсутствие у молодежи потребности в современной общественно-политической прессе, заключается в том, что ее интересы на страницах газет представлены неадекватно, либо не представлены вовсе. Отсутствие соответствующей тематики, устаревшие формы подачи материалов, ограниченность выразительных средств, жанровое однообразие, неприкрытая ангажированность. Все последние исследования медиапотребления молодежной аудитории фиксируют отсутствие интереса молодых читателей к общественно-политическим газетам и их полную некомпетентность в этом сегменте медиарынка.
1. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. – СПб. : Речь, 2006. – 384 с.
2. Белановская, О. В. Ценностные ориентации белорусских и литовских студентов: сравнительный анализ / О. В. Белановская // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. – 2020. – Т. 1. – № 5(13). – С. 16–26.
3. Белорусская медиасфера на современном этапе: сб. дипломных работ; редколл.: Н.Т. Фрольцова (гл.ред.) [и др.] – Минск: БГУ, 2012. – 117 с.
4. Бражникова, А. Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А. Н. Бражникова, Ю. В. Тищенко // Вестник Брянского гос. университета. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
5. Брекина, О. В. Особенности проявления ценностных ориентаций у акцентуированных старшеклассников / О. В. Брекина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-1. – С. 286-289.
6. Буслаева, Е. Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е. Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22.
7. Газета «Знамя Юности» [Электронный ресурс] / Официальная группа газеты «Знамя Юности». – Минск, 2020.
8. Далгатов, М. М. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях / М. М. Далгатов, А. Г. Джамалудинова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 18-22.
9. Дубровская, О. Молодежный рынок СМИ: тенденции медиапотребления [Электронный ресурс] / О. Дубровская. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/91381.
10. Евдокимова, Т. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т. Евдокимова // Вестник РГГУ. – 2018. – № 1. – С. 65-75.
11. «Зорька» / Официальный сайт газеты «Зорька». – Минск, 2020.
12. Комлик, Л. Ю. Адаптационные возможности личности в юношеском возрасте (теоретический аспект) / Л. Ю. Комлик, Ю. В. Зимина // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 7-2. – С. 131-133.
13. Косолапова, Д.И. Детская газета / Д.И. Косолапова // Пути становления личности: сборник тезисов докладов участников VI Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО-2008». – М.: Непецино, 2008. – С. 262–263.
14. Кратко о газете «Вяселка» / Официальный сайт газеты «Шахцёр». – Минск, 2019. – Дата доступа: 19.01.2022..
15. Мантрова, М. С. К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей / М. С. Мантрова, Н. А. Степаненко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 1. – С. 113-116.
16. Нагоева, Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л. Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76-79.
17. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95 – 99.
18. «Переходный возраст» / Официальный сайт газеты «Переходный возраст». – Минск, 2018. – Дата доступа: 12.04.2021.
19. Петрова, Э. Ценностные ориентации студентов / Э. Петрова, В. Д. Господинов // Молодежь и наука : актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2016. – № 1. – С. 143-146.
20. Полкознина, Л. Г. Ценностные ориентации подростков «группы риска» школьной и социальной дезадаптации : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. Г. Полкознина. – СПб., 2009. – 18 с.
21. Попов, Н.А. Особенности развития личности старшеклассника / Н. А. Попов // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа : материалы конференции. – Уфа, 2017. – С. 63–65.
22. Попова, М. В. Становление персональной идентичности в юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / М. В. Попова. – Нижний Новгород, 2005. – 21 с.
23. Слука, А.Г. Беларуская журналістыка / А. Г. Слука. – Мінск: БДУ, 2011. – 447 с.
24. Средства массовой информации в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarus.by/ru/about-belarus/mass-media-in-belarus.
25. Толкач, И. Ф. Ценностные ориентации современных студентов / И. Ф. Толкач // Переработка и управление качеством сельскохозяйственной продукции : сборник статей конференции. – Минск : БГАТУ, 2017. – С. 476-478.
26. Хлудеева, И. В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И. В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178-182.
27. Чернецкая, Н. И. Особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей с разным стилем воспитания / Н. И. Чернецкая // Известия ИГУ. – 2016. – Т. 17. – С. 100-111.
28. Шеховцова, Е. А. Становление ценностных ориентаций в юношеском возрасте / Е. А. Шеховцова, Е. В. Шеховцов // Современные тенденции и проблемы развития экономики, управления и права. – Ставрополь, 2014. – С. 310-314.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Фрагменты текстов статей, функционирующие в белорусской прессе, направленные на формирование ценностных ориентиров молодежи.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты