Коррекционная работа над мелодико-интонационным компонентом речи при дизартрии
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Коррекционная работа над мелодико-интонационным компонентом речи при дизартрии»
по дисциплине: «Логопедия»
2022
45.00 BYN
Коррекционная работа над мелодико-интонационным компонентом речи при дизартрии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты выполнения диагностических заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты выполнения диагностических заданий.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КОРРЕКЦИИ МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАТРИЕЙ
1.1 Понятие, формы и причины дизартрии
1.2 Проявление мелодико-интонационных нарушений речи у дошкольников с дизартрией
1.3 Особенности коррекции мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАТРИЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов диагностики мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией
2.3 Содержание логопедической работы по коррекции мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Речь для человека - важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является развитие его речи. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Реализация этой задачи всегда занимало значительное место в системе обучения, а существенной её частью справедливо считалось формирование интонационной характеристики речи [29, с. 65].
Становление мелодико-интонационной системы речи - сложный процесс. Его особенность проявляется, прежде всего, в том, что малыш сначала воспринимает интонацию окружающих, а затем реализует ее в собственной экспрессивной речи. Согласно современным данным онтолингвистики, у младших школьников с нормальным речевым развитием интонационная система в целом сформирована, в частности, употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям взрослым.
Зачастую детям с речевыми нарушениями сложно, используя компоненты выразительной речи, высказать свои переживания, мысли, стихи, также им бывает непонятен смысл обращенной речи, переданный средствами выразительной речи.
Дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
Теоретические основы речи детей с дизартрией рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых таких, как: А. А. Бодалева, Л.С. Выготского, Е.М. Мастюкова, Я. Л. Коломинского, Е.Н. Винарской, А. А. Леонтьева, А Н. Леонтьева, Л.В. Серебрякова, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, П. М. Якобсона, Я. А. Яноушека, И.И. Паченко, Л.А. Щербакова и других [14].
У детей с дизартрией нарушение мелодико-интонационной организации речи существенно сказывается на использовании компонентов выразительной речи. Речь детей прерывистая, не выразительная. Детям оказывается очень трудным интонационное оформление высказывания, выделение какого-либо слова в предложении интонацией.
У детей с рассматриваемыми речевыми нарушениями страдает процесс использования компонентов выразительной речи, вследствие нарушения функционирования речевого аппарата [23, с. 45].
Актуальность темы данного исследования на научно-методическом уровне определяется тем, что не определено содержание логопедической помощи по формированию мелодико-интонационной стороны речи у детей с заиканием.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КОРРЕКЦИИ МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАТРИЕЙ
1.1 Понятие, формы и причины дизартрии
Несмотря на то, что клиническая картинна дизартрии в рамках псевдобульбарного синдрома была описана около 100 лет назад, единственного определения этой формы речевого нарушения не существует. Одни авторы (К.А. Семенова, М.Я. Смуглин) относят к дизартрии только те формы речевой патологии, при которых нарушение звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц.
Другие (Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова) толкуют понятие «дизартрия» более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней центральной нервной системы. В зависимости от локализации поражения клинические проявления дизартрии будут неодинаковыми.
Дизартрия - термин латинский, а в переводе означает расстройство членораздельной речи - произношения («дис» - нарушение признака или функции, «артрон» - сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [16; 18].
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАТРИЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
В экспериментальном также исследовании приняло участие 6 детей с дизартрией, 2 девочки и 4 мальчика (Приложение А). Все дошкольники с первично сохранным интеллектом, зрением и слухом.
Цель курсовой работы: изучить состояние интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Для изучения состояния мелодико-интонационной стороны речи мы использовали методику Архиповой Е. Ф, которая включает шесть серий заданий, с различным материал для обследования мелодико - интонационной стороны речи [3].
Задание № 1. Задания на восприятие интонации. Целью обследования является выявить возможность детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
1.Определение наличия повествовательного, вопросительного, восклицательного предложения;
2.Дифференциация типов интонации в предложении;
3.Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте;
Задание № 2. Обследование воспроизведения интонации. Целью об-следования является выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.
1.Воспроизведение отражённо фраз с разными интонациями
2.Воспроизведение отражённо стихотворных строк в соответствии с интонациями взрослого;
3.Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз;
Задание № 3. Обследование восприятия логического ударения.
Цель обследования является выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть.
1. Умение выделить слово, выделенное голосом в повествовательном предложении и назвать выделенное слово.
Задание № 4. Обследование воспроизведения логического ударения. Целью обследования является определение возможности ребенка выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования и результаты собственного педагогического эксперимента позволили сформулировать следующие общие выводы:
Выразительное средство звучащей речи - мелодия и интонация. С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говориться, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выражает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту звучание сообщения, вопроса, приказа, просьбы и т.д.
Формирование умений интонационного оформления высказывания не должно остаться за пределами работы по развитию речи детей. Необходимо каждому ребенку обеспечить возможность соприкоснуться с интонационным богатством русского языка, помочь в его освоении.
Развитие мелодико - интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизатрией значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием, однако, данная сторона речи подвергается коррекции.
У детей дошкольного возраста с дизартрией отмечается значительное отставание в формировании интонационных компонентов речи.
Ограниченные интонационные возможности детей характеризуется рядом особенностей: нечетким восприятием и не воспроизведением мелодических рисунков фраз; трудностями восприятия и воспроизведения логического ударения; трудностями восприятия и воспроизведения ритмических структур; некоторыми изменениями темпо - ритмической организации речи; ограниченными возможностями голоса. Для детей характерны инфантильные схемы дыхания: преобладание брюшного дыхания, большая его частота и недостаточная глубина.
Обнаруженные у дошкольников разные уровни нарушения интонационных возможностей позволяют осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательно воздействовать и улучшить интонационную сторону речи.
Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями расслабляющими упражнениями, играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи.
Занятия по формированию интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией нормализуют основные компоненты интонации, делают речь детей более выразительной, эмоционально окрашенной и способствуют решению коррекционных задач.
Все изложенное выше свидетельствует о том, что целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с дизартрией является одной из актуальных проблем современной логопедии.
1. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Э. Артемова ; пед. академия последипломного образования. – Москва, 2005. – 139 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая форма дизартрии / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2007. – 320 с.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: ACT : Астрель, 2007. – 224 с.
4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М. : Советская энциклопедия, 1968. – 606 с.
5. Бабина, Г.В. Логопедия. Дизартрия / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи : метод. пособие. – М.: Книголюб, 2005. – 155 с.
6. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 283 с.
7. Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов – М.: Просвещение, 2012. – 341 с.
8. Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Уч. пособие для студ. высш. и средн. специальных пед. учеб. заведений: В 2 тт. Т.1. / Под ред. Л.С. Волковой , В.И. Селивёрстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 290 с.
9. Елеухова, А.Е. Влияние компонентов просодики на речь при дизартрии / А.Е. Елеусова // Научный журнал. – 2016. – № 3 (4). – 167 с.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. – 176 с.
11. Ларина, Е.А. Лингвистические основы изучения интонационной стороны речевой деятельности / Е А Ларина // Теория и практика специального образования. – Хабаровск, 2005. – 232 с.
12. Левина, Н.М. Коррекционная работа по формированию интонационной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Модернизация образования: проблемы и перспективы: Материалы XXII Рязанских педагогических чтений. – 2015. – 176 с.
13. Лизунова, Л. Р. Дизартрия у детей / Л.Р. Лизунова. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. – 189 с.
14. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. — СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004. – 279 с.
15. Лопатина, Л.В. Нарушение интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией // Логопедия. – №1. – 2004. – 176 с.
16. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой формы дизартрии):уч. пособие – СПб: изд –во РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2001. – 149 с.
17. Мастюкова, Е.М. Дизартрия : книга по логопедии / Е. М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 1997. – 254 с.
18. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
19. Парамонова, Л.С. Логопедия для всех / Л. С. Парамонова. – СПб. : Просвещение, 2004. – 352 с.
20. Позднякова, Л.А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией / Л. А. Позднякова // Логопед в детском саду. – 2005. № 5. – 89 с.
21. Попова, Т.В. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией: автореф. дис. канд. пед. наук : 02.04.2009/ Т. В. Попов ; Пед. академия последипломного образования. – Москва, 2009. – 27 с.
22. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2008. – 272 с.,
23. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.
24. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Р. В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психологии. – 1968. – № 3. – 98 с.
25. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.
26. Уварова, Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками / Т. Б. Уварова. – М. : Сфера, 2009. – 64 с.
27. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева М. – 1989. – 265 с.
28. Филичева, Т.Е. общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004
29. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – ; под ред. Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
30. Шаховская, С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / С.Н. Шаховская. – М.: Владос, 2011. – 290 с.
31. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Щевцова, Л. В. Забродина. – М.: Астрель, 2009. – 108 с.
32. Яровенко, О.И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста / О. И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребёнком: сб. науч. тр. – М. : Московский Университет, 1986. – 146 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты выполнения диагностических заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты выполнения диагностических заданий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты