Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие дошкольника
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие дошкольника»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2022
45.00 BYN
Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие дошкольника
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольное образование
Организация: Ясли-сад №1 и Ясли-сад №25, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Тест–опросник родительского отношения» А.Я. Варга.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е.И. Изотова).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест на определение уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Доркии Ф. Амен).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
1.2 Особенности эмоционального развития личности детей дошкольного возраста
1.3 Детско-родительские отношения как фактор эмоционального развития личности дошкольников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по совершенствованию детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Личностное развитие ребенка во многом зависит от характера общения со взрослым, стиля детско-родительских отношений. От того, насколько потребность ребенка во взаимодействии с другими людьми, как складываются детско-родительские отношения, насколько они гармоничные, благоприятные, будет зависеть не только развитие черт характера, личностных качеств, самооценка, мироощущение ребенка, но и все его дальнейшие отношения с другими людьми, и со сверстниками, и с окружающими его взрослыми.
Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия.
Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик психического развития детей. Зарубежными и отечественными учеными признается тот факт, что сензитивные периоды появления эмоциональных новообразований приходятся главным образом на дошкольное детство. Изучение закономерностей эмоционального развития позволяет решать многие теоретические и прикладные задачи педагогической психологии и психологии детства.
Степень разработанности проблемы. Изучением эмоционального развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Н С. Ежкова, Е.И. Изотова, И.О. Карелина, А.Д. Кошелева, Л.С. Подымова и др. Большой вклад в разработку проблемы личностного развития дошкольника внесли такие известные ученые, как Л.И. Божович, В.С. Мухина, О.Е. Смирнова, А.А. Реан и др. Над проблемой семьи и личности дошкольника работали такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, И. Гербарт, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, а также современные исследователи Э. Арутюнянц, Е.И. Захарова, И.М. Марковская, Н.А. Рождественская, Н.Ю. Синягина, Е.О. Смирнова, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и другие.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности [11, с. 13].
В дошкольном возрасте содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами:
– взрослый дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
– взрослый организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;
– взрослый через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит процесс познания окружающего мира посредством предметной деятельности. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Постепенно дети разграничивают предметную и социальную сферу. Они начинают принимать участие в совершенно новой форме общения – ситуативно-деловой общение, в рамках которого осуществляется взаимодействие ребенка и взрослого, основанное на практическом сотрудничестве.
В дошкольном возрасте эмоциональное общение со взрослыми постепенно заменяется на предметное. В рамках ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Игра рождается внутри предметной деятельности [22, с. 215].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления влияния детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста нами проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального развития детей дошкольного возраста с помощью тестирования;
3) обработка и анализ данных, интерпретация полученных результатов, разработка методических рекомендаций.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №1 г. Минска» и ГУО «Ясли-сад №25 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 60 детей в возрасте 5-6 лет (30 мальчиков и 30 девочек) и их родителей (60 матерей).
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики:
1. «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга).
Цель: изучение стилей родительского отношения.
Методику можно использовать для матерей детей в возрасте от 3 до 10 лет. Опросник состоит из 61 вопроса, на которые можно ответить согласием или несогласием.
Шкалы методики:
Принятие / отвержение ребенка – отражает общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Кооперация – отражает стремление родителей к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз – отражает стремление родителей к эмоциональному и телесному единению с ребенком или, наоборот, стремление сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
Контроль – шкала характеризует то, как родители контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Формирование и развитие личности ребенка дошкольного возраста происходит под влиянием множества факторов. Однако наибольшее влияние оказывает познавательная и игровая деятельность. Они определяют не только индивидуальное развитие личности ребенка, но и особенности процесса его социализации. В раннем возрасте постепенно начинает формироваться осознание себя как личности, отношение к собственному «Я».
Характерная черта дошкольного возраста – эмоциональность и впечатлительность. В этот период чувства ребенка становятся более осознанными, глубокими и обобщенными, формируются навыки контроля собственных эмоций. На протяжении дошкольного детства происходит становление эмоциональной регуляции общения и поведения в дошкольном, появление эмоциональной децентрации, совершенствование способности к эмпатии, способности к эмоциональному предвосхищению. У детей развивается умение ориентироваться в собственных эмоциях, правильно распознавать эмоциональное состояние человека, что совершенствуется в процессе взаимодействия с другими людьми.
Детско-родительские отношения – это семья особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. В семье складываются условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности и защите. Родительские отношения в каждой психологической школе описываются разными понятиями и терминами, которые определяются первоначальными теоретическими позициями авторов (К. Роджерс, Д. Боулби, М. Эйнсворт, Д. Бомринд и так далее). Проблема изучения типов, стилей родительского отношения исследовалась многими классиками педагогической, возрастной, клинической психологии. В работах родительское отношение анализируется как стабильное, не зависящее от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода, тем не менее, специфика его заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой – это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.
1. Батурина, Г. И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности / Г. И. Батурина. – М., 2006. – 276 с.
2. Бодалев, А. А. Эмоции и чувства /А. А. Бодалев – М.: Бахрах, 2001. – 104 с
3. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г. М. Бреслав. – М., 1990. – 340 с.
4. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис. … канд. псих. наук /А. Я. Варга. – М., 1986. – 206 с.
5. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. – М., 1976. – 378 с.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 200 с.
7. Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание / Е. Гаспарова. – 1981 – № 10. – С. 61-64.
8. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – 2-е изд., – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. – 560 с.
9. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей. – 1979. – 298 с.
10. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : В 2 т. Т. 2. / А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 287 с.
11. Захарова, Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия / Е. И. Захарова // Психолог в детском саду . – 1998. – №1. – С. 9-17.
12. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: изд-во МГУ, 1980. –125 с.
13. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб: Питер, 2001 – 752 с.
14. Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А.Н. Белоус. – Минск: БГПУ, 1997. – 237 с.
15. Корниенко, Н. А. Эмоционально-нравственные основы развития личности / Н. А. Корниенко. – Новосибирск: НГПУ, 1995. – 250 с.
16. Крылова, А. А. Психология / под ред. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 1999. – 584 с.
17. Кураев, Г. А. Возрастная психология: курс лекций / Г. А Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 140 с.
18. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М. И. Лисина. – Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1997. – 216 с.
19. Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М. И. Лисина. – М., 1974. – 300 с.
20. Макдауголл, У. Роль и функции эмоций / У. Макдауголл. – М.: Питер, 1984. – 92 с.
21. Петровский, А. В. Несколько функций эмоций / А. В. Петровский – М.: Школа-Пресс, 1986. – 60 с.
22. Первин, Л. Значение эмоций определение контексте чувств / – СПб.: Питер, 2006, – 324 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 327 с.
24. Сенько, Т. В. Личностные притязания родителей к детям / Т. В. Сенько // «Образование и воспитание». – М.: СПб, 1997. – №1 . – с. 280.
25. Смирнова, О. Е. Психология ребенка: От рождения до семи лет: Учебник для педагогических училищ и вузов / О. Е. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
26. Столяренко, Л. Д. Педагогический тезаурус / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгина. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. – 210 с.
27. Флейк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993. – 359 с.
28. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
29. Эльконин, Д. Б. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М.: Просвещение,1964. – 287 с.
30. Якобсон, П. М. Изучение чувств у детей и подростков / П. М. Якобсон. – М.: Московское издательство,1961. – 189 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Тест–опросник родительского отношения» А.Я. Варга.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е.И. Изотова).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест на определение уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Доркии Ф. Амен).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты